Рефераты. Вопросы и ответы к экзамену по Физкультуре (МАИ, за 1999г.)

  32. Гигиена умственного труда.

Рационализация умственного и физического труда обеспечивает согласованную деятельность всего организма, его взаимодействие с окружающей средой. Утомление, вызываемое как умственной, так и физической деятельностью человека, развивается прежде всего в центральной нервной системе. В целях предупреждения перегрузки ЦНС применяются специально разработанные принципы  национализации труда, оптимизации трудовых операций. Рационализация физического труда направлена на устранение лишних движений работающего, установление оптимального ритма напряжения и расслабления различных мышечных групп. Этим обеспечивается попеременное чередование возбуждения и торможения участков коры головного мозга, регулирующих деятельность мышц, участвующих в трудовом процессе в связи с чем работающий утомляется значительно меньше. Предупреждению перегрузки ЦНС способствует переключение на другой вид работы, например, выполнению упражнений производственной гимнастики или физкультурной паузы. При этом важно, чтобы в упражнения вовлекались группы мышц, не участвующие в рабочих операциях. Продолжительная и напряженная умственная работа вызывает утомление в ЦНС и падение работоспособности. Хорошим средством отдыха в таких случаях является переключение на другой вид деятельности, лучше всего на нетрудную физическую работу - уход за садом, прогулка, пробежка, гимнастика и т.п. Эти рекомендации по возможности учитываются при составлении расписания занятий в учебных заведениях. Знать и грамотно применять их следует и самим студентам: при выполнении домашних заданий перерывы используйте для выполнения нетрудных физических упражнений; в ходе подготовки к экзаменационной сессии не прекращайте занятий физкультурой и спортом. Помните. Что чередование умственного и  физического труда предохраняет вашу нервную систему от переутомления и повышает ее функциональную работоспособность.

  33. Понятие утомления, его виды и фазы.

Утомление – это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности. Проявляется утомление в появлении чувства усталости, уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, снижается адоптация к нагрузкам; при этом увеличиваются энергозатраты и напряжения в деятельности основных жизнеобеспечивающих систем. Происходит снижение умственной и физической работоспособности (ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоение теоретического материала).

Утомление – сигнал возможного истощения организма, а также стимулятор, который мобилизует как резервы организма, так и восстановительные процессы. Без утомления нет тренировки. Важно, чтобы степень утомления соответствовала проделанной работе, то есть была адекватна.

Утомление может быть острым, т. е. проявляться в короткий промежуток времени,

хроническим – длительный характер, общим – изменение функций организма в целом, локальным – затрагивающим какую-либо группу мышц, орган, анализатор. Существуют две фазы У. 1-я Компенсированная – нет явного выражения снижения работоспособности, т. к. включились резервные возможности организма. 2-я Некомпенсированная –резервы исчерпаны и работоспособность явно снижается. Нагрузки без недовосстановления приводят к переутомлению, при коем может произойти обострение хронических заболеваний, развитие предпатологических и патологических состояний.  

  34. Понятие восстановления, суперкомпенсации (фазы восстановления).

Восстановление – процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному уровню. Восстановление с превышением исходного состояния называются суперкомпенсацией и является залогом повышения тренированности организма, обеспечивающий повышение работоспособности. Различают раннюю и позднюю фазы восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после легкой работы; после тяжелой – часы. Длительности фаз зависит от степени тренированности организма и от работы.

  35. Средства восстановления - основные и дополнительные.

Средства восстановления

Основные (педагогические, психологические) и дополнительные (медико-биологические: рациональное питание, естественные и сформированные физические факторы: электро-, свето-, тепло-, гидро-, балансо- воздействия; массаж; некоторые естественные растительные и фармакологические препараты).

Психологические средства направлены на быстрейшее восстановление нервно-эмоционального статуса студента как фона для восстановления двигательной и вегетативной сферы и работоспособности. Это психолого-педагогические средства (индивидуальный подход, моральный климат), приемы регуляции психических состояний (регуляции сна, управление тонусом, музыкальное воздействие).

  36. Питание - медико-биологическое средство восстановления (питательные в-ва, источники энергии, их краткая характеристика).

Питание – восстановительный процесс. Продукты делятся на 7 групп:

1.        Молоко, молочные продукты

2.        Мясо, рыба, птица, яйца и их производные

3.        Хлеб, мука, крупа, кондитерские изделия, мед, картофель

4.        Все виды пищевого жира

5.        Овощи и плоды

6.        Фрукты и ягоды

7.        Вкусовые пищевые вещества (специи и овощи)

1-я – 30 минеральных элементов, легкоусвояемый кальций (функции крови и нервной проводимости). Кальций в молоке – ощелачивающий эффект, выравнивание ацидотических сдвигов после нагрузок.

Биомикроэлементы (Fe, Cu, Co, Ni, Zn) – восстанавливают функции крови, повышение иммунитета (мясо, яйца, фрукты, овощи, овсяная крупа).

Фосфор – в 1 и 2, хлеб, говяжья печень, творог.

Мед – восстанавливает мышцу сердца и поперечно-полосатой мускулатуры; успокаивающее.

Белки – 1 и 2, - все аминокислоты, важный пластический материал. Суточный рацион животного белка 60 – 70 %.

Легкоусвояемые углеводы – поддерживают и восстанавливают энергетические ресурсы, экономия белка, уменьшают ацидотические сдвиги, водяной дефицит, дефицит липопластических функций печени. Глюкоза захватывается печенью через 30 мин, что сопровождается гипогликемией. Уровень сахара восстанавливается через 1,5 – 2 часа, т.е. прием за 10 – 15 мин или 1,5 – 2 часа до нагрузки.

Минеральные соли – необходимая составная часть водно-солевого обмена; в человеке приблизительно 90 элементов. При больших нагрузках расход минеральных солей увеличивается. При потоотделении – потери хлоридов, восстановление – 4 грамма NaCl, минеральная вода. Недостаток калия – ухудшение сердечной деятельности – прием сухих фруктов. Недостаток натрия – надо увеличить количество соли на 5 – 7 грамм в сутки.


Вещества, обеспечивающие энергию

Вещества, не обеспечивающие энергию

белки

клетчатка

углеводы

вода

липиды (жиры)

минеральные соли

 

микроэлементы

 

витамины

1.        Белки – обеспечивают поддержку клеточной структуры, образуют структуры клетки, производят гормоны (тироксин, адреналин); поддержание мышечной системы; вырабатывают желчную кислоту и дыхательные ферменты.

Получение: 1) вырабатываются организмом; 2) из мяса и овощей.

2.        Углеводы – из H, O, C

Моносахариды: глюкоза, фруктоза  (содержатся во фруктах), галактоза – в молоке.

Дисахариды: сахароза, лактоза (в молоке), мальтоза (из солода – !пиво!).

Полисахариды: гликоген (в печени), крахмал.

3.        Жиры

·          энергия в запасе

·          основа для формирования мембран и клеток

·          в составе нервной системы

·          в производстве гормонов, солей желчи

·          содержат витамины А, Д, Е.

1)       насыщенные жирные кислоты – в мясе, молоке

2)       мононасыщенные, полинасыщенные – подсолнечное и оливковое масло

3)       ненасыщенные жиры – в рыбе, утке и т.д.

37. Роль холестерина в организме («плохой» и «хороший» холестерин).

Холестерин – органическое вещество (с 27 Н450Н) – одноатомный полициклический спирт из группы стеринов, обязательный компонент для строительства клеточных мембран и образования желчи; из него синтезируются некоторые гормоны. 70% синтезируется печенью, 30% - с пищей. Холестерин переносится в крови белковыми молекулами, выполняющими транспортную функцию (2 вида).

Липопротеины с низкой плотностью (ЛНП) – разносят холестерин в клетки артериальных стенок => "артериальные бляшки" => заболевания. ("Плохой холестерин").

Липопротеины с высокой плотностью (ЛВП) – поставляют холестерин в печень – "хороший холестерин", т.е. не откладывается в сосудах, способствует очищению артерий от склеротических отложений.

38. Необходимые жирные кислоты в жизнедеятельности организма.

Жиры - источники необходимых жирных кислот: линолевой и альфа-линолевой (витамин F). Эти кислоты необходимы в формировании мембран клеток головного мозга и в развитии нервной системы.

Линолевая кислота содержится в подсолнечном и кукурузном маслах, снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний. При недостатке – медленный рост, изменения кожи, слизистой желез – нужно 10 гр.

Альфа-линолевая – в рапсовых семенах, зернах пшеницы. Доза 2 гр. При недостатке – отклонения в передаче нервных сигналов, тромбоз.

39. Физические упражнения и потеря веса.

Когда вы отдыхаете, организм использует в качестве топлива циркулирующие в крови жирные кислоты и АТФ, кот. находится в мышцах.

Во время физ. упражнений организм «выкачивает» гликоген из мышц, кот. будет использоваться как единственный источник энергии в течение 20 мин.

После первых 25 мин. упражнений половина необходимой энергии будет поступать из гликогена, а другая половина будет получена путем трансформации запасов жиров (липолиз).

После 40 мин. упражнений организм, чтобы сберечь гликоген, будет использовать для получения энергии в основном жиры. Запасы начнут таять после 40 мин. непрерывной физ. нагрузки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.