В показателях активации (психологических, мышечных, физиологических) существуют выраженные индивидуальные различия.
Ожидание предстоящей интенсивной деятельности приводит к изменению уровня возбуждения.
Методы регулирования психоэмоционального состояния. К методам, повышающим психоэмоциональное состояние, следует отнести:
1) введение в занятие упражнений на быстроту и ловкость;
2) включение в занятие элементов спортивных игр, подвижных игр, танцев;
3) музыкальное сопровождение упражнений во время разминки или танцевальных движений;
4) метод соревнования (эстафеты) во время проведения занятий;
5) приглашение болельщиков на соревнования;
6) хорошее состояние спортивной базы и инвентаря, отвечающее санитарным нормам состояние мест занятий;
7) сознательный подбор контактов между спортсменами и тренерами, преподавателями для достижения каждым из них оптимального уровня активности;
8) поощрение за правильно, четко выполненное задание.
К методам, нормализирующим психоэмоциональное состояние, следует отнести:
1) повышение общей физической подготовки, тренировка на выносливость;
2) включение ритмических и координированных движений в занятия;
3) переключение на упражнения, развивающие другие, не утомленные работой мышечные группы или двигательные качества;
4) общеукрепляющие упражнения, упражнения для снятия локального мышечного напряжения, дыхательные упражнения;
5) релаксационная тренировка;
6) аутогенная тренировка;
7) «активный отдых», «производственная гимнастика», «физкультурная пауза».
Релаксационная тренировка (по Э. Якобсону). Суть метода заключается в том, что человек принимает удобное положение, а затем ему дают почувствовать точную степень мышечного напряжения всего тела, различных его частей и особенно мышц головы и шеи. Сначала студенту предлагают, например, максимально напрячь мышцы, затем после расслабления снова напрячь мышцы в полсилы, затем в четверть силы от максимального усилия и так до тех пор, пока человек не научится напрягать свои мышцы по желанию с любой интенсивностью. В процессе занятий предлагают также напрячь с различной силой
мышцы различных частей тела и даже отдельные мышцы какой-либо части тела.
Гипотеза методики расслабления Якобсона основана на том, что между мышечной системой и эмоциональным состоянием человека существует прямая зависимость. Как только достигается сознательный контроль над скелетными мышцами, одновременно человек имеет возможность контролировать свое внутреннее эмоциональное состояние.
Аутогенная тренировки И. Шульца. Этот метод заключается в том, что человек должен сосредоточиться на функциях мышечной и автономной (вегетативной) системы и на психическом состоянии. Человеку предлагают расслабиться различными способами и представить мысленно потепление его отдельных частей 'юла (конечностей) или области живота. Ему также помогают научиться регулировать частоту своего пульса и дыхания и вызывать ощущения тяжести в различных частях тела путем мысленного представления соответствующих зрительных образов. Метод предусматривает и другие нуги саморегуляции психических состояний через мысленное представление человеком различных эмоциональных ситуаций, абстрактных предметов и т.п.
Этот метод прошел обширную экспериментальную проверку с объективной регистрацией изменений психофизиологических процессов, происходящих в организме. Так, было обнаружено, что представление тепла в конечностях действительно вызывает их потепление, что частоту пульса можно научиться произвольно менять так же, как и существенно влиять на дыхательную систему.
Установлено, что значительные изменения могут происходить и в величине электрических потенциалов головного мозга.
Цель работы — ознакомиться с простейшими методами регулирования психоэмоционального состояния при занятиях физическими упражнениями и спортом.
В результате усвоения данной темы студенты должны:
знать методы, повышающие и нормализующие психоэмоциональное состояние человека, занимающегося физическими упражнениями;
уметь применять освоенные методики регулирования психоэмоционального состояния организма в практике занятий физическими упражнениями и спортом.
Ход работы. После предварительного изучения рекомендуемой литературы, объяснения и показа приемов, способов выполнения физических упражнений и двигательных действий для достижения результатов изучаемых методов студенты практически при взаимоконтроле воспроизводят тематическое задание под наблюдением преподавателя.
Начинать и заканчивать занятия следует психической настройкой. Перед занятием она должна быть направлена на сосредоточение внимания студентов на словах преподавателя, на формирование у них четкого представления плана занятия, на активизацию их психофизических возможностей и повышение желания заниматься. Последнее особенно необходимо в тех случаях, когда занятия проходят на свежем воздухе в плохую погоду.
Настройка должна носить ритуальный характер и выполняться в одной и той же последовательности. Студенты встают в стойку релаксации: ноги ставятся чуть шире плеч, руки и голова свободно опущены, глаза закрыты, все мышцы расслаблены.
Далее преподаватель сосредотачивает внимание студентов на своих словах и старается ввести их в состояние релаксации (расслабления и успокоения). Делать это нужно с помощью следующих словесных формул:
1. Все внимание только на моих словах...
2. Руки расслабляются...
3. Все больше и больше расслабляются руки...
4. Расслабленные руки...
5. Руки начинают теплеть...
6. Все больше и больше теплеют руки...
7. Плечи теплые..., предплечья теплые..., кисти теплые, кончики пальцев теплые...
8. Все внимание только на моих словах.
Далее преподаватель четко и коротко в императивном тоне излагает основные моменты плана, занятия. Например:
«сначала бег в равномерном темпе 6 кругов, затем общеразвивающие упражнения и развитие силовых качеств, в заключение—игра в баскетбол».
После этого следует заключительная часть настройки, задача которой—мобилизовать психофизические возможности студентов и повысить желание заниматься. Для этого им предлагается сильно выдохнуть, открыть глаза и одновременно с медленным вдохом через нос согнуть руки в локтях, напрягая мышцы плечевого пояса и туловища (как бы демонстрируя свои бицепсы), и почувствовать их сильными и упругими. При этом с помощью следующих формул внушается, что тело наливается силой и энергией:
1. Все тело наливается силой и энергией!
2. Энергия переполняет вас!
Это упражнение выполняется 1-3 раза до четкого ощущения силы и энергии в мышцах. После чего студенты по команде: «Вы на лыжах» встают в стойку лыжника на слегка согнутые ноги и, представляя себя бегущими по лыжне, выполняют попеременные движения руками, как бы отталкиваясь лыжными палками. При этом в такт с этими движениями делаются пружинящие движения на ногах не сходя с места. Предлагается представить себя вбегающим на многолюдный, шумный и пестрый стадион, где предстоит финишировать. Преподаватель эмоционально сообщает, что до финиша остается 20-30 м, а впереди, в нескольких шагах. бежит ваш основной соперник, которого нужно обогнать во что бы то ни стало. Студенты ускоряют движения, учащают с радостной улыбкой и ликованием.
Всего лишь около минуты длится данное упражнение, но и его почти всегда достаточно, чтобы студенты возбудились и им захотелось заниматься. По их отзывам, после настройки организм как бы сам просит работы и жаждет движения. Поэтому они сразу же активно и эмоционально включаются в занятие.
Эффект этого упражнения во многом зависит от яркости и четкости представлений и переживаний предлагаемой ситуации.
Настройку можно усилить за счет упражнений, основанных на выполнении различных поз и движений с эмоциональным воспроизведением определенных звуков.
Например, чтобы вызвать у студентов чувство азарта, воодушевления, желания заниматься, рекомендуем проделать упражнение «прыжок орла». Для этого нужно расставить ноги на ширину плеч, полуприсесть, расправить руки— «крылья» назад—в стороны, растопырить пальцы—«когти», прогнуться и запрокинуть голову, исказить лицо (маска агрессии) и напрячь все мышцы.
Далее преподаватель произносит следующие слова: «Сейчас я буду считать до 10 и под каждый счет вы должны делать амортизирующие движения на ногах, представляя в них сильную стальную пружину, готовую распрямиться и подбросить вас в воздух; при счете 10 нужно сильно выпрыгнуть вверх со взмахом рук и с боевым кличем «а-а».
Это упражнение позволяет мгновенно входить в состояние азарта с желанием двигаться, а значит и заниматься.
Вся психическая настройка занимает от 2-х до 3-х минут. По мере овладения настройкой может сокращаться число словесных формул и упражнений. Эффект настройки обусловлен тем, что при вхождении в состояние релаксации мозг человека становится повышенно внушаем и лучше усваивает поступающую информацию. Это позволяет сформировать у студентов четкую установку на занятие, а с помощью специальных приемов—значительно активизировать их и повысить желание тренироваться.
В тех случаях, когда настройка проводится на воздухе в очень плохую погоду (дождь, холод, мороз), можно начинать ее сразу с короткого изложения плана занятия и тут же переходить к мобилизующей части, минуя введение в состояние релаксации.
Настройку нужно проводить не только в начале, но и в конце занятия. В этом случае она направлена на быстрое восстановление занимающихся, на формирование у них чувства удовлетворенности проведенным занятием и хорошего настроения, на качественное выполнение предстоящей деятельности (учебных занятий, важнейших дел дня).
Здесь используются в основном те же приемы, что и в настройке в начале занятия, но имеются и свои особенности. Так, для ускорения процессов восстановления у студентов, увеличивается продолжительность 1-й части настройки и соответственно—число словесных формул. После 4-й формулы «расслабленные, руки...» следуют формулы на формирование ощущения тяжести в руках: «Руки начинают тяжелеть..., все больше и больше тяжелеют руки, наливаются тяжестью..., тяжелые руки...» А затем вновь следуют уже известные формулы на формирование ощущения тепла в руках.
С целью более глубокого введения занимающихся в состояние релаксации формулы нужно произносить медленно и повторять по 2 раза.
После того как занимающиеся вошли в состояние релаксации, надо формировать у них чувство удовлетворенности проведенным занятием. Для этого предлагаются следующие примерные формулы:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13