Рефераты. Валеология. Некоторые аспекты истории и перспективы развития

И, естественно, функциональный анализ, выделяющий связи в исследуемой проблеме и зависимости от различных факторов, поможет разнообразить концептуальные представления, показывающие здоровый образ жизни, работникам сферы физической культуры. Изучение и осознание этого процесса помогает привносить практическую коррекцию использования средств и методов воспитания и развития заложенных природных свойств и качеств, по предполагаемому «конечному» результату. Подкрепление или выработка убеждения необходимости активного осмысления возможностей самоуправления, и разумного баланса внешних проявлений этого управления (без превышения критических «порогов»). Что и является конечным результатом.


При этом рекомендации по подготовке дипломной работы, основные положения организации и проведения учебно-исследовательской деятельности, были применены из учебно-методического пособия. [55]



2.2 Краткий обзор учебного материала

 

Реальную схему содержания информации по здоровому образу жизни, мы можем оценить в кратком обзоре некоторых учебных пособий по валеологии, представленной ниже литературы.

 

2.2.1 Валеология. Справочник школьника [9]

Материал изложен с разной степенью сложности, что предполагает активную творческую помощь учителя, и опосредованное включение родителей в учебный процесс.

Справочник включает в себя: методики определения физического здоровья, знакомство с пищевыми составляющими, целебными свойствами растений, основные правила питания; распорядок дня школьника и правила гигиены; введение в анатомию, словарь терминов; коротко о травматизме – первая помощь, инфекционные болезни, средства экстренной аптечки; интимная жизнь; вредные привычки.



2.2.2 Основы здорового образа жизни и профилактика болезней [19]

 

Это пособие предназначено для студентов высших педагогических учебных заведений. В нём рассматриваются трудности здорового образа жизни, психическое и социальное здоровье, репродуктивные рекомендации, вредные привычки. Включены разделы полезные изучающим «основы медицинских знаний».

Здоровье и болезнь. Факторы влияния. Виды здоровья в разных сферах человека. Социальное здоровье. Физические практики. Питание и здоровье. Репродуктивное здоровье, где включается: воспитание детей и подростков, физиология созревание подростков, беременность и роды, профилактика заболеваний передающиеся половым путём. Инфекционные и эпидемиологические процессы.



2.2.3 Валеология и образование [54]

 

По стилю и форме изложения материала, авторы относят книгу к научно-популярной. Они уверены в её полезности для педагогов-валеологов и широких читательских масс.

«… Валеология исходным базисом имеет элементарную структуру самого человека, как уникальность генетики, мудрость Создателя и таланта педагога….»

Рассматриваются вопросы: здоровье и образование; филогенетические аспекты здоровья; казуальные основы адаптивного гомеостаза современного человека; природа материальный носитель культуры; благополучие человека как проявление антропной сущности космоса; проблемы здоровья; оздоровление образования; образование как фактор здоровья.



2.2.4 Валеология. Учебник для вузов [4]

 

Задачи разработки данного учебника, относились к обучению студентов невалеологических специальностей вузов и университетов. Основной целью являлась подготовка студентов к профессиональной педагогической деятельности, которая ориентирована на здоровьезберегающее обучение и воспитание.

Учебник включает в себя: основные понятия, классификации, место валеологии; анализ факторов здоровья и здорового образа жизни; двигательная активность и здоровье; психологические основы здоровья; основы рационального питания; иммунитет и здоровье; терморегуляция и здоровье; рациональная организация жизнедеятельности.






2.2.5 Валеология: Учение о здоровье, болезни

и выздоровлении (3 тома) [10] [11] [12]

 

Достаточно объемлюще представлено освещение темы, причём автор с самых первых строк задаётся вопросом, о том, что готовы ли читатели выполнить три завета данные нам тысячи лет назад Библией, Талмудом, Кораном и другими священными книгами – Любовь, здоровье и доверие.

Посвящена эта книга автором своей Родине – Казахстану и её первому Президенту Нурсултану Абишевичу Назарбаеву.

Автор предрекает использование валеологии не просто как руководство к здоровому образу жизни, но как Философию жизни.

Так же с первых страниц присутствует заявление, что валеология предполагает свободу морального выбора, где важную роль играют основные этические принципы: благо ближнего и неумножение страданий; как хотите что бы с вами поступали, так поступайте с другими.

Высшее искусство не лечить больного, а дать ему возможность вылечиться самому. Вручить комплекс неспецифических методов, сняв основные симптомы малыми воздействиями, активизировать собственные оздоровительные силы организма.

В первый том входит введение в предмет: основные сведения о валеологии, предмет изучения – человек, здоровье – норма, основы физиологии больного, здоровье в гармонии, барьерные системы, факторы влияния, регенерация. Изложение тем, дополняется мудрыми жизненными изречениями. [10]


Второй том посвящён основным системам организма и их деятельности, так же биологические ритмы, система движений и физические нагрузки. Общие положения физиологии. [11]


Онтогенез: сексуальной жизни, наследственности, зачатие беременность и роды, детский возраст, старость и старение. Климатическая и гелиофизическая валеология, физические воздействия на организм, вредные привычки, оздоровительные системы. [12]



2.2.6 Валеология. Учебное пособие. [57]

 

Очень показателен уровень предлагаемого современного материала в этом пособии. Потому что оно рекомендовано студентам высших учебных заведений обучающимся по направлению 032100 – «Физическая культура», 032103 – «Физическая культура и спорт», 032103 – «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм».

В содержании вводятся основные понятия, факторы влияния на здоровье, оценки здоровья, возрастные изменения, иммунная система, пути сохранения и укрепления здоровья, тренировка как средство укрепления здоровья, питание, закаливание, оптимальное психическое состояние, чистки и формирование здорового образа жизни.

Где в этом формировании: мотивация на здоровье, компетентность в этом вопросе, и сама деятельность в этом направлении.









2.2.7 Валеологические и культурологические основы Петербургской школы. [7]

 

Несмотря на приводимые материалы двенадцатилетней давности, краткий обзор приведённых материалов, даст представление о затрагиваемых вопросах в постперестроечное время.

В данной книге впервые представлен опыт работы валеологической службы. Книга адресована администрации и другим работникам народного образования. Намечены некоторые направления возрождения Петербургской школы, её традиций в формировании менталитета истинно петербургского качества.

Приведены, авторские наработки 85 школы петроградского района: лекции, маршрутные экскурсии, методический материал, совместные уроки учителей, вовлечение учеников 10-го класса к проведению эпизодических уроков и практических занятий по маршруту экскурсий; валеологические основы развития школы, правила аттестации педагогов валеологов.

В приложениях: экспериментальная программа «Валеология. Формирование и сбережение здоровья человека», система знаний человека о себе и законах своего развития (5-11 классы), курс школьной валеологии «Я и моё здоровье» - 1 ступень, «Ребёнок и его здоровье» - 2 ступень, «Этика и психология семейных отношений» - 3 ступень, «Основы сексуальной культуры», «Путь к материнству и отцовству», корреляция этапов духовного восхождения ребёнка – от самоприятия до к приятию другого человека, общества в целом, к ощущению своего экологического единства и гармонии в ноосфере – такова цель курса школьной валеологии; творческие мастерские; программы дидактических материалов; контрольные срезы, тексты для чтения.



2.2.8 Валеологизация образовательного процесса [5]

 

Сборник статей, которые направлены на выработку понятий: места валеологии в педагогическом процессе, экологические аспекты риска здоровью детей, валеология как учебная дисциплина в начальной школе, организация полового воспитания на уроке валеологии, методика проведения уроков валеологии в начальной школе, валеология как учебный предмет, валеология в дошкольном образовательном учреждении как средство подготовки ребёнка к школе.



2.2.9 Валеологизация образовательного процесса [6]

 

Представлены тезисы докладов по теоретическим и практическим вопросам валеологической работы в системе педагогического образования.

Здоровье сохраняющее обучение в школе. Организация валеологических служб в образовательном учреждении. Организация лечебной физической культуры в общеобразовательной школе. Сфера деятельности валеолога в образовательном учреждении. Экологические аспекты подготовки студентов. Система воспитания здорового образа жизни средствами туризма и краеведения, питание и здоровье, условия влияющие на формирование физического здоровья ребёнка.








2.2.10 Валеологический компонент образовательных программ начальной школы [8]

 

Приведённый материал предназначен для учителей начальных школ, представляет опыт работы учителей начальных классов по реализации валеологического компонента через образовательные области: математику, филологию (литературное чтение, русский язык, риторика), окружающий мир. Передача опыта учебно-воспитательной работы по формированию здорового образа жизни в муниципальном образовательном учреждении средней образовательной школы №59.



2.3 Краткий итог обзора учебного материала

 

В общем и целом, схема построения передачи знаний, строиться на взаимодействии учитель – ребёнок, на разных условных этапах взросления.

Знания и навыки передаются программно по подготовленным и отработанным методическим документам, в соответствии с меняющимися наработками современного уровня развития наук о человеке.

Общие направления изменений отталкиваются от медицинской статистики об ухудшении здоровья нового поколения.

    Учебная литература направленная на сбор наработок практического применения: организация и совмещение уроков, экскурсии и походы, методики включения учащихся в предметный материал. Более теоретическая учебная литература, расширяет содержание до информации медико-физиологических основ жизнедеятельности организма, психологических построений управления состоянием человека, духовных положений, сохранивших в современности руководящее влияние в сфере моральных установок.

 

 

2.4 Критические материалы

 

Самые сильно влияющие в человеческом обществе на уклад жизни* силы, это убеждения и  верования. Это самые важные руководящие посылы явно видимые нам. Их формирует семейное, общественное окружение и собственная внутренняя работа по осмыслению\применению действующих физических и духовных законов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.