Мир «бушующ», потому что для био-логических объектов равновесие их комфортного существования постоянно меняется, и для выживания в этих изменениях приходится собственными усилиями поддерживать это динамическое равновесие. Складывающиеся мгновения образно можно представить в виде линии, где наиболее яркими и особо запоминающимися переживаниями, будут сильные проявления чувств и эмоций (экстатические состояния), острые болезненные кризисы.
Это, в упрощенном виде, можно выразить (Приложение 5). Критическими границами в представленном приложении являются такие состояния человеческой организации, которые приводят его к разрушению (психики и телесной целостности. Символ черепа, означает возможное завершение кризисов болезненных состояний - смертью, т.е. прекращением жизненных функций раньше естественных причин разрушения организма, вызванных старением. Символ «окрылённого человечка», означает пики переживания состояний экстаза, восхищения, восторга, воодушевления, сильные потрясения.
Образные «волны» в приложении показывают, что при движении во времени все люди подвержены ритмическим изменениям своего состояния, нет в природе «застывших» однообразных влияний и ответов на эти влияния. Что и происходит со всеми – изменение равновесия (душевных переживаний, физического самочувствия) во время циклических «относительно постоянных» влияний гравитаций планет, светового режима, приёмов пищи, отношений полов, устоявшихся действий (поведенческих стереотипов).
Кстати в областях «окрылённых человечков» мог бы быть расположен и символ «черепа», потому что не все благополучно переживают такие состояния. В русле такого представления, «образный» срединный путь, будет означать условное выражение здоровья. Само же реальное движение чувствования - динамического изменения условий, проходит через более широкую полосу восприятия.
Если не прилагать усилий помощи организму, общим руководством, то кризисов – болезней будет больше по жизни (в силу затухания, вырабатывания всех запущенных процессов в природе). Но, зная общие закономерности, используя сверх «среднего» уровня добавляющие – избыточные положительные влияния на организм и психическое состояние, можно создавать поддерживающий задел затухания до «средней» линии.
Так же, выше упомянутое образное представление «здорового» образа жизни в критических границах, может наглядно демонстрировать и ежесуточные ритмы существования и общежизненный схематический путь возможностей, показывая проживание времени чувствами (любви\привязанности – ненависти), эмоциями (положительными – отрицательными), осмыслением знаний (восприятием – отвержением), реальной деятельностью по созданию ситуаций (жизни и смерти).
1.2.2 Жизнь идущая здоровым образом
Исходя из волнообразного (пикового) колебания всех основных процессов организма, биоритмы – главные составляющие уравнения перемен.
Огромный источник ядерной энергии – наша ближайшая звезда Солнце будет «постоянно» вырабатывать своё топливо ещё миллиарды вращений планеты Земля по своей орбите. Но для жителей этой планеты, укрытых тонкой воздушной линзой, часть времени 1/364-той части одного полного обращения планеты вокруг звезды, вхождения в тень Земли от солнца будет названо – ночью (сном, восстановлением, изменением энергообмена…), часть этого времени будет названо – днём (периодом бодрствования, расходования, применения сил…). Т.е задаются повторяющиеся влияния, ритмологией планеты проживания, спутников обращения, активности светила, гравитациями планетарной системы. Циклы физических перемен – силы, координации, выносливости… Циклы эмоциональных перемен – настроение, состояние нервной системы. Цикл творческого напряжения – концентрация, творчество – автоматия (т.е выработанным привычным способом). Образно это можно представить приложением 6.
В приложении 6, цикличность повторения наших биоритмов во времени, может быть образно представлена спиральным движением. Мы подвергаемся разным влияниям, это условия жизни, и а на эти влияния внутренние органы и системы отвечают торможением процессов и возбуждением, выравнивая изменившиеся условия к границам комфортного самочувствия (разноцветные линии – «динамики функционирования внутренних систем»). Содержащаяся взаимосвязь всех органов и систем образует целостную систему взаимозависимостей (что образно выражено «одномоментным срезом», который содержит системы и органы нашего тела (разноцветные составляющие фигуры внутри овала)).
В направлениях исследования возможностей управления собой, лежат исследования управления человеческим организмом и душевной организации, со стороны религиозных практик, и учебных процессов (молитвотворчество, упражняемость, концентрации, постоянства применений…). И их методик: постепенность, взаимосвязь, практичность, осмысленность…
Всё это проходит при изменении роста сознания (восприятия самого себя), осознания (места внешнего мира для индивидуума) и процессов морфологических изменений тела (например: рост, старение…). Эволюции\инволюции душевной организации: адекватное вхождение с систему общественных взаимоотношений при активном проявлении своего Я*: создание прогрессирующих продуктов не единоличного использования – концепций мировоззрения, предметов быта, произведений искусства, новых открытий в исследовательской деятельности…); либо пассивное подчинение обстоятельствам минимизируя проявление творческих способностей (поиск еды, сон…). Приобретение духовных связей, т.е приятие и неприятие объединяющих начал в обществе, выражаемых в виде моральных ценностей и традиций. На фоне изменения общественных взаимоотношений: состояние мира (относительной стабильности долгих проекций мышления о будущем развития событий) либо состояние войны (тревожное выживание).
Внутрисвязанность и зависимость изменений – целостна. Влияние сконцентрированным действием на одну из составляющих (эмоции, чувства, дыхание, мировоззрение, мышечную активность…) имеет отражение во всех составных частях целого.
Природные стратегии выживания - «лень» и активность, имеет место быть в среде всех организмов использующих био логику жизни. Активное выжидание хищников в засаде, наблюдая за благоприятными переменами, выражает стратегию малого расхода сил. Например, самым известным удивительным примером «ленивой» стратегии является способность крокодила обходиться без пищи почти два года, впадая в анабиоз. [59] В природной среде, самая естественная форма поведения – экономия сил и использование благоприятных стечений обстоятельств.
Приведённые выше примеры стратегий выживания при малом расходе сил, активно практикуются в человеческом обществе, где без впадения в анабиоз, многие пытаются запастись энергией, собственными жировыми запасами. С течением десятилетий такой практики, с наработанными динамическими стереотипами (привычек - автоматий), фигура «оплывает» к состоянию – «живот на ножках», что со свойством большого генетического запаса прочности, набирает недостатки малоподвижного состояния тела (сердечно -сосудистые заболевания, нарушения иммунной системы…). И в последующем, природа нашего генетического выживания заставляет активировать уровень малоподвижности человека, вынужденным хождением по врачам и аптекам, и естественно приводя человека к «крайним границам» - болезням и недостаткам.
Либо, опираясь на доступный опыт других людей, стратегия активного проведения времени позволяет набирать и примерять к своему ритму жизни чужие достижения в этих областях (оздоровительные практики - духовные, психические и физические). Хождение такими путями небезопасное, но приобретаемый опыт самое большое богатство. Человек познаёт себя, следовательно при этом познаёт и весь мир.
1.3 Краткий итог первой главы
· «Постоянство непостоянства» - мы создаём себе временные «тихие гавани» (дом, запасы энергий…), но условия существования будут меняться всегда. Следовательно, процесс борьбы, обучения, приспособления к изменениям будет во все дни жизни. Лучший путь – осознавая это, наращивать без надрыва свою мощь во владении своими возможностями саморегуляции. При этом области и направления движений в таком направлении показаны поисками многих людей, и изучение и практика которых способна занять время всего земного существования человека, при этом выбор своего собственного подхода, разведки и добычи знаний не ограничена ничем, но корректируется эйфорическими и болезненными переживаниями. К этому поиску относятся: религиозные практики, формирующие настоящее поведение из опыта прошлого через надежду на вечное будущее; оздоровительные практики и процедуры; стили\призвания жизни (учёный, художник (в широком понимании слова), воин, родитель, учитель, бандит, …).
· «Действует активность» - это не выражается тем, что нужно встать и бежать куда-либо. Но, зная непреложное движение времени, и зная, что изменения постоянны, нужно осознать, что покой «нам только сниться» (слова из песни). Только вкладывая собственное воображение, волю, веру, надежду, желание, пробу сил, разум, анализ ситуации, принятие выводов и учёт «ошибок» … мы нарабатываем опыт, при использовании которого наш интерес к жизни становится более жизнеустойчивым. Венцом такого отношения к действительности являетесь вы сами, всё что прожито отражается и «записывается» в нас травмами, накоплением слабых (неотработанных) реакций психики и организма или более устойчивым прохождением повторяемой ситуации. Естественно, передавая затем этот опыт другим люди подсознательно, глядя на вас, люди будут доверительно принимать используемый и передаваемый вами опыт или нет, глядя «что» этот опыт сделал с вами. «Врач – исцели себя сам». Т.е преподавая физическую культуру «новичкам», сам преподаватель практикует то, о чём говорит, и то, что он практикует, на нём отражается положительно.
ГЛАВА 2 Современное состояние и перспективы развития
Несмотря на скандалы, сопровождающие внедрение валеологии в учебный процесс школ и ВУЗов, она продолжает развиваться. Труды по исследуемой теме, оформлены в качестве учебных пособий и энциклопедии для обучения студентов и школьников, в достаточно большом количестве. Некоторые из них мы рассмотрим в кратком обзоре учебного материала. Это поможет выявить схемы изложения материалов, направление применения информации и важности факторов влияния на человеческое здоровье.
2.1 Методы и организация исследований
Исследования по данной теме проводились в русле проблемного анализа материала, так как формирование научного мировоззрения в области валеологии, является далеко не завершённым и устоявшимся в своих основных формулировках. И основная проблема -разность первоосновы влияния на изменение жизненных установок в человеческом обществе, которая рассматривается людьми с религиозным восприятием действительности и с научным анализом фактических исследований в этих областях (здорового образа жизни).
При этом системный анализ вопроса в своих внутренних и внешних взаимозависимостях, являлся ключевым подходом в понимании сути био логических процессов управления человека, на современном этапе научного знания природы. Т.к. человек целостное существо, содержащее потребности духовные , душевные и материальные, разной степени проявленности. И рассматривать их без объединительной взаимосвязи не представляется правильным.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11