Рефераты. Туристский потенциал города Минска и перспективы его развития

С 1799 г. в здании бывшего коллегиума иезуитов находились присутственные места, а с 1852 по 1917 г. - казенная палата.

Кстати, бывал в костеле иезуитов и царь Петр I. После запрещения ордена иезуитов в 1773 году костел стал приходским. Сейчас это католический Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии.

Слева от костела здание - бывшая иезуитская школа. С конца 18 века, во времена Российской империи здесь размещалась резиденция губернатора. Дом губернатора часто посещал будущий декабрист Никита Муравьев, руководитель тайного "Северного общества". В Минске был расквартирован Гвардейский корпус, выведенный сюда из Петербурга императором Александром I после возмущений Семеновского полка. В 1821 году в Минск для службы в гвардии прибыл Никита Муравьев. Блестящий офицер, образованный человек, он был принят в доме губернатора и мог пользоваться его крупнейшей в Минске домашней библиотекой. Здесь и был написан "минский вариант" проекта Конституции, главного идеологического документа декабристов.

В 1918 году в бывшем доме губернатора размещались правительственные учреждения БНР - Белорусской Народной Республики, а в 1919 году работало первое советское правительство Беларуси во главе с Жилуновичем. Здесь было провозглашено создание Белорусской Советской Социалистической Республики.

Дом губернатора был полностью перестроен в послевоенное время, как и вся бывшая Губернаторская улица (теперь - Ленина).

Самым главным административным зданием на Рыночной площади была Ратуша, которая, к сожалению, не сохранилась. "Ратуша" в переводе с немецкого означает "Дом собраний", дом для заседаний городского совета. Во времена Великого княжества Литовского ратуша была непременным атрибутом каждого белорусского города, имевшего Магдебургское право, то есть право на самоуправление. Минск получил магдебургское право в 1499 году - и над "вольным городом Менском" вознесся шпиль ратуши, украшенной часами, колоколом и городским гербом с изображением Девы Марии.

Ратуша была снесена в середине 19 века из-за того, что "... оно своим существованием напоминала жителям об обычаях минувшего времени, о магдебургском праве...", о древних традициях самоуправления. На решении о сносе ратуши стоит собственноручная резолюция царя Николая I. От нее сохранились только фундаменты и подвальные помещения. В 2002 г. она восстановлена в соответствии с архивными документами и данными археологических раскопок.

Здание архива. Архив размещен в здании бывшего костела и монастыря бернардинцев, которые были основаны в 1624 году. Костел святого Иосифа был возведен в середине 17 века в стиле барокко. Стиль "барокко" - по-итальянски "вычурный" - любит извилистые линии: волнистая поверхность фасада, фигурный щит фронтона. Такой безбашенный тип храма с характерным фигурным фронтоном, венчающим фасад, был широко распространен в Западной Европе и нашел отражение в ранних барочных постройках в Беларуси.

К костелу примыкает бывший жилой корпус монастыря, за которым располагались монастырские хозяйственные постройки, конюшня, винокурня, амбар.

После белорусско-польского восстания за независимость 1863 года монастырь был упразднен. Его здания использовали как тюрьму для повстанцев, а позже приспособили под казармы. В костеле разместили архив, и до нашего времени здание используется для хранения архивов.

В монастырских подвалах начинались подземные ходы, сейчас засыпанные. Один из них вел во внутренний дворик женского бернардинского монастыря, расположенного рядом с мужским. В бывшем костеле бернардинок действует православный кафедральный собор Святого Духа.

Бывший костел монастыря бернардинок построен в 1642 году. В середине 18 века после пожара костел был перестроен. В это время в белорусской архитектуре сложилось свое местное направление, известное как "виленское барокко", и выработался свой отличительный тип барочного храма. Для белорусского барокко характерна высотность, вертикальность композиции, вытянутость линий. Белорусские барочные храмы двухбашенные. Фигурный фронтон, непременная деталь барокко, уже не доминирует в композиции фасада, а располагается между двумя многоярусными башнями, на которых и сосредоточено все богатство внешней отделки. Волнообразные покрытия, сложный силуэт и сквозные проемы верхних ярусов придают башням ажурность и легкость.

К костелу примыкает трехэтажное П-образное здание монастыря. В 1582 году монастырь был закрыт. После подавления восстания за независимость 1863 года в здании монастыря работала следственная комиссия, несколько лет содержалась большая группа повстанцев, среди которых была дочь классика белорусской литературы Дунина-Марцинкевича Камилла.

По окончании разбирательства по делу повстанцев здесь вновь поселились монахи - но уже не католические, а православные. В 1870 году строения женского бернардинского монастыря занял мужской православный монастырь Святого Духа, костел переделали в церковь. Однако и они были закрыты после Октябрьской революции. В предвоенные годы был период, когда в Минске не было ни одного действующего храма. После войны церковь Святого Духа была возвращена верующим и поныне действует как православный кафедральный собор Святого Духа. В 1986 году на башнях были установлены колокола, фронтон украсила мозаика с изображением Богоматери.

В иконостасе собора есть целый ряд замечательных икон московской академической школы. Но самая ценная реликвия - чудотворная икона Богоматери, именуемая Минской. По преданию, этот образ был написан самим евангелистом Лукой. Киевский князь Владимир, креститель Руси, привез эту икону из греческого города Херсонеса в 989 году и установил в киевской церкви. В 15 веке на Киев напали крымские татары, которые сорвали с иконы ценный оклад, а сам образ бросили в Днепр. Вопреки всем законам физики, чудесным образом икона поплыла не вниз по течению, а вверх, и 26 августа 1500 года минчане увидели на Свислочи необыкновенное сияние и обнаружили у берега икону. С тех пор 26 августа отмечается как праздник Минской Богоматери. Она считается покровительницей города. Чудотворная икона установлена в торце левого нефа кафедрального собора.

В левом нефе у боковой стены в специальной раке хранятся мощи блаженной Софии Слуцкой, защитницы православия на белорусских землях. Над ракой находится ее образ. Праведная София была последней представительницей славного рода князей Слуцких, потомков великого князя Ольгерда. Она родилась в 1585 году, рано осталась без родителей. София вышла замуж за католика Януша Радзивилла, но осталась в православии и поставила условие, что ее дети также будут православными.

Это было время, когда православных насильно заставляли принимать униатство. София, как владелица Слуцка, стала защитницей Слуцких православных святынь. Она настояла, чтобы муж исходатайствовал у короля грамоту о воспрещении принуждать к унии православных. Именно благодаря ей Слуцк остался православным городом.

Умерла София Слуцкая в возрасте 26 лет от первых родов. Но влияние праведной Софьи было так велико, что даже ее муж князь Януш Радзивилл впоследствии издавал грамоты в поддержку православия, глубоко уважая завещанные благочестивой Софьей традиции.

На площади Свободы стоит здание с колоннадой, возведенное в 1958 году. Это Белорусская академия музыки - крупнейший центр высшего музыкального образования, основанный в 1932 году как Белорусская государственная консерватория. Здесь готовят музыкантов и певцов, дирижеров и композиторов, музыковедов.

Слева - жилая застройка Верхнего города 18 - 19 веков. Угловой трехэтажный дом, построенный в 1797 году, известен как "Дом Монюшко". В этом доме в 1830 - 1831 годах жил будущий известный музыкант, композитор, дирижер Станислав Монюшко.

Монюшки - древний белорусский род. Детство будущего композитора прошло в поместье Убель, среди белорусских преданий и легенд, сказок и песен. Станислав Монюшко учился в Минской гимназии, в Вильне, в Берлинской академии музыки. Он автор 5 балетов, 6 кантат, 7 полонезов и многих других произведений. На либретто классика белорусской литературы Дунина-Марцинкевича Монюшко написал первую белорусскую оперу "Сялянка". Он - основатель и польской национальной оперы. Произведения Станислава Монюшко и сегодня не сходят со сцены.

В 2002 г. закончилась реставрация дома N 5 по Музыкальному переулку (Верхний город). Теперь в нем располагается Государственный музей истории театральной и музыкальной культуры Беларуси. В нем выставлены экспонаты: старинные цимбалы и бубенцы, домотканые рушник и скатерть, а также фотоснимки, афиши.

Кстати, в некоторых материалах о прошлом города он упоминается как Дом масонов. В плане дом представляет собой масонский крест. Достигается это за счет симметрично выступающих с четырех сторон центральных частей фасада. Существует легенда, что по законам ложи дом строился без окон. Оконные проемы заменялись нишами, в которые были вставлены цветные стекла. Они скрывали от любопытных масонские тайны. Впервые дом был обозначен на плане города в 1817 г. Сама масонская ложа была основана в Минске в 1816 г. и просуществовала до 1822 г., когда была запрещена решением царского правительства.

В камерную застройку Верхнего города диссонансом врывается громадина Дворца Республики, который находится справа. Строительство Дворца велось 20 лет и было завершено в 1999 году. Во Дворце проходят конгрессы, симпозиумы, концерты, спектакли, торжественные собрания. Большой зал Дворца рассчитан на 2700 посетителей.

Напротив Дворца Республики, в живописном ряду старинной городской застройки, на ул. Интернациональной, 31, в 19 - начале 20 века размещалась библиотека имени Пушкина.

Дом светло-зеленого цвета с восьмиколонным портиком, который находится слева в глубине двора, известен как "Дом Ваньковичей". Усадебный дом, построенный в 18 веке, принадлежал старинному шляхетскому роду Ваньковичей. Самый знаменитый представитель рода - художник Валентин Ванькович. Он прожил недолгую жизнь - ровно 42 года, родился 12 мая 1800 года, умер 12 мая 1842 года. Во время учебы в Виленском университете Валентин Ванькович стал членом тайного студенческого общества филоматов, его друзьями-филоматами были будущие прославленные поэты Адам Мицкевич, Антон Одинец, Юлиан Корсак. Ванькович писал их портреты и дарил им, благодаря чему некоторые работы художника сохранились в государственных и частных собраниях Франции, Англии, Польши, Литвы и России.

С 1824 года Ванькович учился в Петербургской академии художеств, вошел в круг передовой петербургской интеллигенции, был знаком с Жуковским, Вяземским, Пушкиным.

В 1839 году Ванькович уехал за границу. Узнав о своей неизлечимой болезни, работал без отдыха, не щадя себя. Последнее его произведение "Богоматерь Остробрамская" навсегда осталась в парижской церкви Сен-Северин. Валентин Ванькович умер от туберкулеза в доме Адама Мицкевича на руках поэта. Похоронен на кладбище Монмартр де Сен-Дени в Париже.

Сейчас в "Доме Ваньковичей" работает музей, где можно увидеть копии самой известной картины Валентина Ваньковича - "Мицкевич на скале Аю-Даг" и автопортрета художника. В "Доме Ваньковичей" проводятся музыкальные и литературные вечера.

Дом Ваньковичей в отличие от остальной застройки - настоящая усадьба, характерная скорее для сельской местности, поскольку располагается на самом краю Верхнего города, рядом с рекой Свислочь. Здесь кончалась центральная часть старого Минска и за Свислочью начиналось Троицкое предместье, получившее свое название, по-видимому, от костела Святой Троицы, построенного здесь в 16 веке.

Известный писатель и историк Захар Шибеко в своей книге "Минск. Страницы жизни дореволюционного города" назвал Троицкое предместье "чревом Минска". Здесь в многочисленных лавках всегда можно было купить свежую рыбу, горячие бобы, сыр, табак. На Троицкой горе устраивались воскресные базары, которые собирали множество крестьян, привозивших в город птицу, печеный хлеб, сало, зерно. Троицкая гора - одно из самых высоких мест Минска. Троицкий рынок существовал здесь до 30-х годов 20 века, пока не началось строительство Оперного театра, венчающего вершину холма. Перед театром в 1981 году установлен памятник поэту Максиму Богдановичу. Он здесь не случайно: одна из национальных опер, "Зорка Венера", написана на стихи Богдановича. И родился Максим Богданович здесь, в Троицком предместье.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.