Концепция социального туризма базируется на трех основных принципах:
1) обеспечение отдыхом каждого члена общества путем вовлечения в среду туризма людей с низким уровнем дохода;
2) субсидирование туристских поездок малоимущих граждан;
3) участие государственных, муниципальных и общественных структур в развитии туризма.
Данная концепция реализована на практике в Швейцарии, Германии и Франции с использованием отпускных чеков. В России данный тип туризма реализуется через фонды социального страхования и представлен прежде всего лечебно оздоровительным туризмом.
В последнее время появились и пользуются спросом новые виды туризма: экотуризм, агротуризм, экзотико приключенческий и экстремальный туризм.
Появление на рынке этих новых видов услуг обусловлено многими факторами: научно техническим прогрессом, предоставляющим все новые возможности в организации поездок, урбанизацией, в связи с которой возникает желание снять стресс и абстрагироваться от жизненной рутины, а при определенном стабильном уровне дохода, который позволяет путешествовать, возникает пресыщенность от стандартных туристских программ.
Основная цель экотуризма - ознакомление туристов с природными ценностями, экологическое воспитание и образование людей. Особенностью организации этого вида туризма является обеспечение минимального воздействия на природную среду при организации поездок, создание сети экологических гостиниц, обеспечение туристов экологически чистыми продуктами питания и т. д. Экотуризм включает посещения экологически чистых природных территорий (заповедников, заказников, ботанических садов, национальных парков), не измененных или минимально измененных деятельностью человека. В рамках экотуризма можно выделить экообразовательные туры, туры в экосистемах, фотоохоту.
Агротуризм (деревенский туризм, rural tourism) включает посещение туристами сельской местности с целью отдыха и/или организации развлечений в экологически чистых (относительно городских поселений) районах. Предпосылками для его развития, распространения и все большей популярности являются: растущий уровень урбанизации, доступность для многих отдыха по невысокой цене, возможность питания экологически чистыми и полезными свежими продуктами, желание побыть на природе.
Основными мотивами для выбора отдыха по типу деревенского туризма можно считать следующее:
- отсутствие средств для отдыха на дорогом фешенебельном курорте или в гостинице;
- устоявшийся образ жизни в сельской местности;
- необходимость оздоровления в климатических условиях, рекомендованных врачом;
- близость к естественной природе и возможность большое время проводить на свежем воздухе, в лесу;
- возможность питаться экологически чистыми продуктами;
- насущная необходимость в спокойной размеренной жизни;
- возможность приобщиться к другой культуре и обычаям.
Организация агротуризма обеспечивается решением следующих задач: создание специальных "туристских деревень", формирование "сельских туров" с проживанием и питанием в деревенских домах (семьях), расположенных в экологически чистых районах. Агротуризм "одного дня" широко распространен в Канаде и США. Люди могут приехать в сельскую местность на поля и плантации и собрать необходимое им количество фруктов или овощей. С одной стороны, это является своеобразным отдыхом и развлечением для людей из города, с другой - экономией их денежных средств (фрукты и овощи при самостоятельном сборе обойдутся намного дешевле, чем при их покупке в магазинах), а фермерам позволяет избежать денежных затрат на транспортировку и реализацию урожая. В США, например, молодежь перед праздником Хэллоуин предпочитает компанией или семьей поехать за город отдохнуть на пикник и самим на поле выбрать понравившуюся тыкву для популярного праздника.
Экзотико-приключенческий и экстремальный туризм связан с посещением экзотических мест (островов, вулканов, водопадов, пустынь и т. д.) и приключенческой деятельностью (джип сафари, рафтинг, дайвинг, туры на слонах, верблюдах, воздушных шарах и прочие).
К специальным видам туризма можно также отнести такое направление, как таймшер. Данный вид туризма появился на российском рынке относительно недавно, но не приобрел большой популярности в связи со специфической непригодностью для российских граждан (для них основная проблема заключается в получении въездных виз в страну, на территории которой они приобрели таймшер, и существенных денежных расходах при организации вынужденной индивидуальной поездки до места конечного назначения).
К специальным видам туризма можно отнести туры, которые полностью или частично характеризуются следующими признаками:
1) немассовые, достаточно редкие виды туризма;
2) трудоемкие по созданию конечного турпродукта;
3) капиталоемкие виды туризма;
4) туры, сочетающие признаки различных видов туризма;
5) новые виды туризма, обусловленные вторичными потребностями человека; виды туризма с использованием нетрадиционных источников финансирования. К специальным, наиболее распространенным видам туризма, которые отвечают вышеперечисленным требованиям, можно отнести следующие:
1) религиозный туризм;
2) деловой туризм:
- конгрессно выставочный туризм;
- инсентив туризм;
3) лечебно оздоровительный туризм;
4) экологический туризм;
5) событийный туризм;
6) горнолыжный туризм;
7) экстремальный туризм;
8) круизный туризм.
Категории и количество специальных видов туризма не являются раз и навсегда заданными. С изменением потребностей туристов могут появляться новые специальные виды, и в то же время ряд специальных видов туризма постепенно может переходить в разряд ординарных и привычных[2].
1.2 Основные понятия туризма согласно законодательству РМ
Настоящий закон регулирует правоотношения, возникающие при разработке и проведении государственной политики в области туризма, организацию и координацию туристической деятельности, предпринимательской деятельности в области туризма, виды туризма, создание и функционирование национальных туристических зон, устанавливает требования к качеству туристических услуг, обеспечению безопасности туристов, а также определяет принципы международного сотрудничества в области туризма.
Правовая основа
Правовой основой туристической деятельности являются Конституция Республики Молдова, настоящий закон, международные договоры, стороной которых является Республика Молдова, другие нормативные акты, регулирующие отношения в области туризма.
Если международные договоры, стороной которых является Республика Молдова, устанавливают иные положения, чем те, которые предусмотрены настоящим законом, применяются положения международных договоров.
Основные понятия
В целях настоящего закона используются следующие основные понятия:
туристическая деятельность - деятельность туроператоров и туристических агентств, а также другая деятельность по организации туристических поездок (путешествий);
туристическое агентство - хозяйствующий субъект, обладающий лицензией на осуществление туристической деятельности, специализирующийся на приобретении туристических пакетов у туроператоров и их продаже непосредственно потребителям, а также на реализации собственных услуг;
хозяйствующие субъекты индустрии туризма - физические и юридические лица, предоставляющие услуги в области туризма: гостиничные услуги, питание туристов, перевозка туристов, экскурсии, услуги гида, развлекательные мероприятия, санаторно-курортное лечение и прочие дополнительные услуги;
страхование на период туристической поездки - договор, заключаемый между туристом и специализированной страховой компанией при посредничестве хозяйствующего субъекта индустрии туризма, предусматривающий возмещение убытков в случае наступления страховых рисков (дорожные происшествия, нанесение вреда здоровью и т.д.);
профессиональная ассоциация в области туризма - ассоциация, учрежденная хозяйствующими субъектами индустрии туризма, которая осуществляет координирование, мониторинг, защиту, продвижение и представление интересов своих членов, а также организацию различных мероприятий в области туризма;
справочное туристическое бюро - служба, предоставляющая населению полезную информацию о путешествиях и туризме;
договор о туристических услугах - добровольное соглашение, по которому одна сторона (туроператор, туристическое агентство) обязуется предоставить другой стороне (туристу) оговоренные в нем услуги, а последняя обязуется оплатить их стоимость;
туристическое назначение - географическая область или место, куда направляется посетитель с туристической целью;
экскурсант - посетитель, продолжительность пребывания которого в туристической зоне или посещаемом месте не превышает 24 часов (без ночевки);
туристические удобства - совокупность устройств, предназначенных для удовлетворения нужд туристов, находящихся в определенной местности;
туристический гид - физическое лицо, сопровождающее посетителя или туристическую группу и предоставляющее квалифицированные услуги в пределах, предусмотренных договором о туристических услугах, предлагающее информацию о стране (местности) пребывания, ее природном и антропогенном достоянии;
туристическая группа - шесть или более лиц, объединенных для осуществления поездки или пребывания и ознакомления с туристическими объектами;
Индустрия туризма - совокупность видов экономической и коммерческой деятельности, направленной на оказание туристических услуг, соответствующих классификационным стандартам, осуществляемой структурами по размещению и питанию, предоставлению транспортных услуг, проведению конгрессов и конференций, санаторно-курортного лечения и спортивного назначения, развлекательными комплексами, справочными туристическими бюро, туроператорами и туристическими агентствами;
туристическая инфраструктура - совокупность сооружений туристической зоны, необходимых для приема и обслуживания туристов (структуры по размещению и питанию, предоставлению транспортных услуг, проведению конгрессов и конференций, санаторно-курортного лечения и спортивного назначения, развлекательные комплексы, центры по изготовлению и торговле товарами народных промыслов, справочные туристические бюро, парковки и т.д.);
туристическая местность - сельский или городской населенный пункт, представляющий особый туристический интерес благодаря наличию в нем или в его окрестностях ряда туристических объектов, а также туристических удобств;
туристический объект - элемент природных или антропогенных ресурсов, который может привлечь посетителей в определенное место;
национальный туристический объект - туристический объект национального значения;
туристический пакет (каникулярный пакет, пакет для поездки) - заранее установленный комплекс, состоящий не менее чем из двух туристических услуг, продаваемых или предлагаемых к продаже в виде единого продукта, при этом стоимость каждого компонента отдельно не определяется, и оказание этих услуг превышает 24 часа;
туристическое достояние - совокупность элементов, лежащих в основе туристической деятельности на определенной территории, включая природные и антропогенные туристические ресурсы, материально-техническую базу, общую инфраструктуру, туристическую инфраструктуру и имущество туристического назначения;
туристический продукт - совокупность имущества и услуг, предлагаемых потребителям;
Регистр резидентов национальных туристических зон - регистр, содержащий информацию о резидентах национальных туристических зон;
Регистр туризма - регистр, содержащий информацию в области туризма, включая данные о туристическом достоянии страны;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8