Рефераты. Теоретические аспекты методики отбора детей в секцию волейбола на начальном этапе тренировочного процесса

Под основными физическими качествами подразумевается: быстрота, сила и выносливость, так как они являются необходимым условием для выполнения движений, в которых все эти три качества выступают как различные и изменяющиеся компоненты. Прочие физические качества: гибкость, ловкость, подвижность и др. являются либо производными, либо комплексами основных физических качеств, либо вообще относятся не к физическим а к неврофизическим качествам (например, координация движений).

Границы увеличения функциональных резервов, а в связи с ними и границы увеличения и совершенствования физических качеств под влияние спортивной тренировки либо достигнуты, либо практика приблизилась к ним в плотную. Наше время указывает на непреложный факт, что, даже пользуясь самыми современными и самыми профессиональными методами спортивной тренировки, невозможно довести каждый наследственный потенциал до вершин развития физического качества. Возможности спортивных тренировок остаются в границах генетически обусловленных рамок, что имеет огромное спортивно-педагогическое, а также просто педагогическое и этическое значение.

Исследования физических способностей будут направлены в сторону систем контроля, регуляции и интегрирования функциональных систем, управляющих физическими качествами. Периферическая часть (мышцы, кровеносные сосуды, сердечно-сосудистая система и функция дыхания) в настоящее время, можно сказать, хорошо исследована. Однако остается весьма не исследованными механизмы центрально-нервного гормонального (экземного, гормонного) контроля и управления органами и системами органов, в чьих исполнительных функциях и находятся физические качества. Таким образом, мы уже теперь встречаемся с объемистыми исследованиями в области спортивной неврофизиологии, биохимии и медицинской кибернетики сегодня уже например, невозможно говорить о физиологии выносливости, не пользуясь при этом большими познаниями, достигнутыми в области психофизиологии выносливости. Последующее, безусловно, будут проводиться по этим направлениям.

Развитие физических качеств, следует отличать от процесса их совершенствования. Совершенствование – это педагогически - направленное и систематическое воздействие в целях желаемых изменений. Из этого вытекает, что основным принципом совершенствования физических качеств является оптимальное согласование спортивно-педагогических методов (тренировка) с естественным ходом развития. Моторную функцию человека можно наблюдать, оценивать и фиксировать по степени развития таких качеств, как сила, быстрота и выносливость. Непрерывность морфологических и биохимических перемен в организме составляет структурную основу развития физических качеств. Характер нервных воздействий, состояние локомоторного аппарата, уровень обмена веществ и функционирования внутренних органов будут различными при подчеркнутом проявлении каждого отдельного физического качества. Особое значение при проявлении физического качества имеют, с одной стороны, мотивация, а с дугой – сознательный контроль и качество волевого преодоления сложных функциональных состояний, возникающих в процессе тренировок и соревнований.

Развитие силы мы рассматриваем в свете следующих двух фактов:

1.   Сила в качестве выражения максимального мышечного напряжения находится в прямой зависимости от диаметра мышечных волокон или групп мышц. Этот факт при его рассмотрении в функции развития нервно мышечной системы значительно ограничивается.

2.   В аспекте развития силы было бы неоправданно принимать во внимание только изменения (т.е. прирост) диаметра мышечных единиц и мышечной системы в целом (мы определили, что мышечная система с 7 до 18 лет жизни человека увеличивается в массе тела с 33 до 40%). Развитие силы является и функцией созревания нервной системы, обеспечивающей улучшение контроля или управления мышечного сокращения. Поэтому возрастание мышечной массы в определенной мере отстает от развития силы, так как способность одновременного включения в работу максимального числа мышечных единиц отстает от возрастания поперечного сечения (толщины) мышцы.

Практически воздействие этой характеристики развитие силы заслуживает особого выделения:

- возрастное развитие силы, выраженное максимальным мышечным напряжением в почти изометрических условиях, в основном обусловлено возрастание мышечной массы, поэтому она у мальчиков постоянно возрастает 18-летнего возраста;

- возрастное развитие силы, выраженное максимальной скоростью мышечного сокращения, в связи с небольшим внешним сопротивлением не зависит существенно от мышечной массы и постоянно возрастает до 14-15-летнего возраста;

- соотношение сила-вес тела представляет собой стабильную величину, независящую в значительной мере от возраста относительная сила возрастает только с 9-11 лет и с 13-14 лет (в зависимости от мышц и мышечных групп), и это возрастание обусловлено совершенствованием нервного регулирования мышечной деятельности изменениями в биохимическом составе и структуре мышц. Так, с 5 и 30 лет доля мышечной массы возрастает в 7,5 – 8 раз, а сила отдельных мышечных групп в гораздо большей степени (в 9 – 14 раз).

Управление силой мышечного сокращения выраженное точным дозированием силы, развивается до 12-13 лет. Основной характеристикой развития является не равномерность, в то время как общей закономерностью этого развития будет преобладание функции мышц-разгибателей над мышц-сгибателей.

Зависимость силы от пола. До 7 – 8 летнего возраста значительных различий силы у мальчиков и девочек не наблюдается. Затем мальчики становятся сильней, и такой их перевес наиболее выражен к 17 годам, так как сила у мальчиков особенно возрастает к концу периода полового созревания, наибольшее развитие абсолютной силы обоих полов достигается к 28 – 30 годам.

В отборе волейболистов сила в статических условия не играет почти никакой роли, ровно как, и сила в статическом режиме, и при замедленных движениях. Если можно говорить об «удельной силе», то следовало бы под этим выражением, прежде всего, подразумевать такие виды силы, как взрывная сила, находящаяся в функции быстроты и дающая возможность проявления больше силы в течение наиболее короткого времени.

- повторная сила, обеспечивающая быстрое и следующее одно за другим движение;

- амортизационная сила, развивающаяся в пирометрическом (амортизирующем) режиме работы, в основе которой находятся амортизирующие движения.

В плане соотношения «сила – вес тела» ставит довольно специфические требования. Основное значение имеет относительная сила, так как она имеет особое значение в прогнозировании окончательного развития силы.

Для практики важно следующие:

- при равной степени тренированности, абсолютная сила увеличивается с увеличением веса, в то время как относительная сила уменьшается;

- с уменьшением веса тела в тех же тренировочных условиях относительная сила увеличивается;

- в мышечной деятельности, которая в большей мере связана с перемещением собственного тела, относительная сила имеет главное значение.

Измерение силы имеет для отбора многогранное значение. При измерениях и оценках результатов нельзя упускать из виду следующее:

- если измеряется сила больших мышечных групп, то результат измерения в значительной степени выражает и общие физические качества;

- при произвольных действиях не достигается абсолютная сила в полном смысле этого слова, а лишь максимальная сила. Причем она достигается только при условии применения солидного «теста максимального выполнения»;

- все измерения силы должны быть направлены в сторону динамической силы, а в её пределах отдельно на повторную, отдельно на взрывную и отдельно на амортизационную силу;

- измерение амортизационной силы, в основе которого находятся амортизирующие движения, представляет отдельную методологическую проблему, прежде всего из-за отсутствия стандартизированных и ситуационных тестов;

- при измерении относительной силы следует иметь в виду, что она особенно велика у самых юных спортсменов;

- выводы о всеобщем факторе силы на основании измерения силы малых мышечных групп (например, динамометрия кисти руки) ошибочны.

Наконец для волейболиста качество скоростно-силовых моторных проявлений необходимо рассматривать как совершенно самостоятельное качество, стоящее в одном ряду с быстротой, силой, и выносливостью, а развитие этого качества требует подходящих для него средств и методов тренировки.

Развитие быстроты с одной стороны, определено подвижностью и силой, а с другой – согласованностью между процессами раздражения и торможения нервной системы. В развитие быстроты огромную роль играют генетические факторы. Это ни в коей мере не исключает значение моторных навыков, структурных движений и необходимой мобилизации вегетационных функций в области совершенствования быстроты сложных моторных движений. Быстроту следует понимать как комплекс неврофизиологических качеств, которые предоставляют возможность для быстрого регулирования на стимул, т.е. быстрого освоения соответствующего пространства.

Быстроту составляют:

- быстрота нервно-мышечной реакции;

- быстрота отдельного движения;

- частота движений в единицу времени;

- произведение всех предшествующих компонентов;

- быстрота движений в пространстве;

Скоростные качества нужно рассматривать и оценивать не в отрыве от них ситуационной ценности, а лишь как в тесной связи с техникой, индивидуальной и коллективной тактикой. Понятие быстроты, воспринимаемое таким образом, включает в себя и другие качества: качество антиципации (передвижения) действия противника и своих товарищей по команде и качество быстрых и остроумных действий на базе предвиденного развития ситуации. Из этого следует, что быстрота специфических движений связана с быстротой и подвижностью развития ассоциативных процессов в мозге, или говоря упрощеннее с быстротой мышления, быстротой замысла и быстротой превращения задуманного образца (представление, картины движения) в моторный образ (выполнение).

При отсутствии стандартизированных положений тестов ищущий тренер может сам стандартизировать определенные ситуации, сформулировать их в стандартизированную задачу, задаваемую при равных условиях всем игрокам. Если при этом тренер правильно принимал во внимание общие закономерности, методологические правила и принципы, он может получить весьма полезные и надежные показатели быстроты.

Выносливость определяется, как способность в течение длительного периода поддерживать заданную интенсивность и темп деятельности. Другими словами. Выносливость является не чем иным, как способностью противостоять утомлению или, ещё, проще говоря, выносливость и утомление - это две стороны одной медали.

Общая выносливость определяется, как способность производить длительную работу, в основном с невысокой интенсивностью. В физиологическом отношении такого рода нагрузки почти полностью соответствуют аэробным качествам, и терминологически общую выносливость можно приравнивать к аэробной работе. Общая выносливость увеличивает функциональные качества сердечно-сосудистой и дыхательной систем, т.е. аэробную мощность.

Специальная выносливость определяется как выносливость в ходе спортивной деятельности.

Оценки выносливости (а в соответствии с этим и оценки нагрузок) в волейболе принимают во внимание:

- интенсивность, качество и продолжительность работы;

- интенсивность интервала отдыха и характер отдыха (восстановление);

- частота нагрузок (число повторяющихся нагрузок в течение рассматриваемого периода времени).

Развитие выносливости следует рассматривать в свете развития функциональных качеств сердечно-сосудистой системы, обмена веществ и нервной системы и в свете координирования всех этих систем, хотя они, каждая в отдельности, и осуществляют собственные режимы функционирования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.