Рефераты. Теоретические аспекты методики отбора детей в секцию волейбола на начальном этапе тренировочного процесса

Тестирование. В процессе педагогического эксперимента для наблюдений за детьми, а так же прогнозирования их роста мы разработали систему контрольных испытаний, которая состояла из следующих заданий:

- бег 6*5м (на расстоянии 5 м чертят две линии – стартовую и контрольную, по зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая расстояние 5 м шесть раз, при изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию);

- вертикальный прыжок (применяют конструкцию В.М. Абалакова, позволяющую измерить высоту подъема общего центра тяжести при прыжке в верх толчком двумя ногами; один конец сантиметровой ленты прикрепляют к поясу испытуемого, другой продевают через душку пластинки, закрепленной на полу; перед прыжком испытуемый принимает положение полуприсяда так, чтобы пластинка находилась между параллельно расположенными стопами; активно разгибая ноги, туловище и выполняя мах руками, испытуемый прыгает вверх);

- прыжок в длину с места (замер делают от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении);

- метание теннисного мяча на дальность;

- метание набивного мяча весом 1кг из-за головы двумя руками (метание с места – испытуемый стоит у линии, одна нога впереди, держит мяч двумя руками внизу переел собой; поднимая мяч вверх, выполняет замах назад за голову и сразу же бросок вперед);

- перемещение приставными шагами в пределах зоны нападения в течение 10сек. (учитывается количество приставных шагов);

- передача волейбольного мяча сверху двумя руками в стену, расстояние 2м (ловить мяч не разрешается, падение мяча ошибка; учитывается количество передач);

- передача мяча сверху двумя руками над собой;

-подача нижняя, прямая из-за лицевой линии, дается 3 попытки. Учитывается количество правильно выполненных подач, а также оценивается в баллах выполнение подачи. При проведении испытаний по технике нами учитывалось, обучали ли детей волейболу или нет. Второй критерий при отборе в данную группу включал в себя наблюдение в играх. Подобное наблюдение помогло нам определить, как девочки действуют в игровой обстановке. Для испытания использовались такие игры, как «День и ночь». В середине площадки чертят две параллельные линии, вдоль которых располагаются две команды по 6 -10 человек (одна «день», другая «ночь»). По зрительному сигналу одна команда убегает до контрольной линии (расстояние 8 - 10 м.), другая догоняет. Фиксируется, сколько раз будет осален каждый игрок (или избежит этого). Игроки располагаются парами друг против друга. Исходное положение игроков: стоя лицом или спиной друг к другу, сидя на полу.

«Борьба за мяч». В упрощенном виде это игра в баскетбол, исключаются только броски в корзину. Фиксируется количество ловли мяча, перехвата, отбора, укрывания от противника и т.д. Игра длится 10 минут. Во всех играх за положительные действия учащийся получает одно очко. В соответствии с результатами учащихся располагают по занятым местам.

Наблюдения в играх помогают определить, как учащийся действует в игровой обстановке, насколько умело и целесообразно использует ранее приобретенные двигательные умения и навыки. По тому, как ведет себя учащийся в игре можно судить о развитии у него быстроты реакции, ловкости, сообразительности, тактического мышления и других качеств, необходимых для успешных занятий волейболом. Кроме того, применяются эстафеты с разнообразными заданиями: выполнение разных способов передвижения из разных исходных положений. С изменением направления, повороты в движении, преодоление препятствий и т.д [42].

 Также проводилось прогнозирование роста, преимущественно индивидов, у которых имеются выраженные отличия стремительного интенсивного роста. Прогнозирование велось по формуле, а также принималось во внимание: вес тела при рождении, и обращалось внимание на размеры конечностей, кисти, стопы. Все данные контрольных испытаний, группы А, сравнивались с данными испытаний, группы В, в эту группу набирались все желающие девочки 10-12 лет.

Только после всестороннего изучения детей можно получить данные об их способностях и правильно решить вопрос о выборе волейбола для занятий в детско-юношеской спортивной школе. Нельзя делать поспешных выводов о способностях детей к волейболу, особенно об отсутствии таких способностей. Поверхностное суждение здесь неприемлемо. Во-первых, могут быть ошибки, а во-вторых, это очень травмирует детей. Поэтому мы посчитали необходимым использовать также психологические тесты, направленные на выявление особенностей каждого ребенка и личностной готовности к занятиям в спортивной секции волейбола.

Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Руслова используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. ОСТ содержит следующие шкалы:

1.                 Предметная энергичность. Включает в себя вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду.

2.                 Социальная энергичность. Содержит вопросы об уровне потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству.

3.                 Пластичность. Содержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одного предмета на другой.

4.                 Социальная пластичность. Содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому.

5.                 Темп или скорость. Включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

6.                 Социальный темп. Включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.

7.                 Эмоциональность. Включает вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к неудачам в работе.

8.                 Социальная эмоциональность. Включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.

9.                 «К» - контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.

Тест опросника ОСТ (детский вариант):

1.                 Проворный ли ты человек?

2.                 Готов ли ты обычно не раздумывая включиться в разговор?

3.                 Нравиться ли тебе быть одному больше, чем в компании?

4.                 Испытываешь ли ты постоянную жажду знаний?

5.                 Ты предпочитаешь говорить медленно и неторопливо?

6.                 Задевают ли тебя замечания других людей?

7.                 Трудно ли тебе заснуть из-за того, что ты повздорил с друзьями?

8.                 Хочется ли тебе заняться каким-либо ответственным делом в свободное от занятий время?

9.                 В разговоре с товарищами твоя речь часто опережает твою мысль?

10.            Раздражает ли тебя быстрая речь собеседника?

11.            Трудно ли тебе долго не общаться с людьми?

12.            Ты когда-нибудь опаздывал на урок?

13.            Нравится ли тебе быстро ходить и бегать?

14.            Сильно ли ты переживаешь, когда учитель ставит плохие отметки в дневник?

15.            Легко ли тебе выполнять школьное задание, требующее длительного внимания и большой сосредоточенности?

16.            Утомительно ли тебе быстро говорить?

17.            Часто ли ты испытываешь чувство тревоги, что выучил урок недостаточно глубоко?

18.            Легко ли твои мысли переходят с одной темы на другую во время разговора?

19.            Нравятся ли тебе игры, требующие большой скорости и ловкости?

20.            Склонен ли ты искать новые варианты решения задач?

21.            Испытываешь ли ты чувство беспокойства, что тебя неправильно поняли в разговоре?

22.            Охотно ли ты выполняешь сложное общественное поручение?

23.            Бывает ли, что ты говоришь о вещах, в которых не разбираешься?

24.            Легко ли ты воспринимаешь быструю речь?

25.            Легко ли тебе делать одновременно много дел?

26.            Часто ли бывает, что ты сказал что-то своим друзьям, не подумав?

27.            Обычно ты предпочитаешь общественное поручение, не требующее от тебя много энергии?

28.            Сильно ли ты переживаешь, когда обнаруживаешь ошибки в работе?

29.            Любишь ли ты медленную, сидячую работу?

30.            Легко ли тебе общаться с людьми?

31.            Обычно ты предпочитаешь подумать, взвесить и лишь потом высказываться на уроке?

32.            Все твои привычки хороши?

33.            Быстры ли твои движения?

34.            Обычно ты молчишь и не вступаешь разговор, когда находишься в обществе малознакомых людей?

35.            Легко ли тебе перейти от игры к выполнению уроков?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.