Логический переход. Уважаемые жители и гости нашего города, мы подъезжаем к Александро-Невской часовни (см. рис. в приложение).
Здание часовни хорошо известно, так как оно почти полностью сохранилось на территории дендрологического парка - прежней Хлебной площади. Но почти никто не знает, что это единственный сохранившийся в городе памятник, сооруженный до революции. Все остальные были снесены.
Часовня была заложена в 1881 г. и завершена в 1890 г. как памятник в память отмены крепостного права и освобождения крестьян. Здание ее было выстроено в нерусском стиле, и является едва ли не единственным сохранившимся представителем этого стиля в церковной архитектуре Екатеринбурга.
В нишах в стене, которые хорошо видны по бокам от входа, были укреплены мраморные доски: на одной из них был запечатлен текст Манифеста 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян от крепостного права, а на другой было написано когда, кем и в память чего часовня была поставлена. Часовня относилась к Архиерейскому дому. Закрыта она была вероятно в 1933 году, когда одновременно были закрыты все часовни. Школьники и студенты многочисленных близлежащих школ и вузов нередко забегали в нее, чтобы поставить свечку перед экзаменом.
После закрытия она использовалась как сторожка или склад для садового инвентаря. Утратила маковку с крестом, но зато в нишах ее появились мозаики с изображением трав и цветов. В настоящее время она возвращена Епархии и передана общине Ново-Тихвинского монастыря. Отреставрирована в 1996году.
Логический переход. Следующая часть экскурсионного показа будет Екатерининский горный собор (см. рис. в приложение).
Небольшая, недавно возведенная часовня на Площади Труда, обозначает место, где стояла первая в Екатеринбурге церковь. Именно здесь, 1 октября 1723 года была заложена первая в нашем городе мазанковая церковь Во Имя Великомученицы Екатерины. Её строили около двух с половиной лет и освятили 26 февраля 1726 г. (с этого времени она стала действующим храмом). Церковь была мазанковой, т.е. сложена из бревен, промежутки между которыми закладывались глиной. В 1747 г. она сгорела и на ее месте была возведена каменная, двухэтажная, с колокольней. Строилась новая церковь с 1758 по 1768 г., на государственные средства и на пожертвования екатеринбуржцев. Самые «черные» земляные работы и укладку фундамента делали каторжники, а кладку стен и куполов - каменщики из Соликамска. В 30-90-е годы 19 в. храм был несколько перестроен. Екатерининский собор был наиболее величественным в городе. Он вмещал до 8 тыс. чел., имел длину 55,5 м, ширину 40,5 м, а колокольня со шпилем и крестом достигала высоты около 60 м. На колокольне, служившей одновременно дозорной и пожарной вышкой, красовались куранты - часы с боем. О начале церковных служб и торжественных событиях возвещал звон девяти колоколов храма, весивших 21 т. В церкви было 5 иконостасов, главный из них - девятиярусный, весь вызолоченный. В храме имелось множество богослужебных предметов, сделанных из золота, серебра и уральских камней: в 1920-х гг. в Екатерининской церкви было изъято серебряных предметов общим весом 165кг. Екатерининская церковь дала имя всей части города, расположенной на левом берегу Исети, - ее величали Церковной или Заречной стороной. Храм был закрыт и взорван в 1930 г. А в преддверии 275-летнего юбилея города на его месте возвели небольшую часовню (церковь без алтаря, в которой можно молиться, но нельзя совершать некоторые церковные службы). На месте Горного Екатерининского Собора, взорванного в 1930 г., спустя десятилетия, в 2007 году, была возведена небольшая часовня (церковь без алтаря, в которой можно молиться, но нельзя совершать некоторые церковные службы), которая стала именоваться Екатерининской. Логический переход. Следующим объектом нашего показа будет Иоанно-Предтеченский кафедральный Собор (см. рис. в приложение). Иоанно-Предтеченская (Ивановская) церковь - одноэтажная каменная, с тремя приделами: срединным - св.Иоанна Предтечи северным - Святителя и Чудотворца Николая и южным - в честь иконы Божией Матери «Утоли мои печали». Церковь была заложена первоначально как однопрестольная на средства екатеринбургского купца Е.А. Телегина 15 сентября 1846 года и освящена епископом Екатеринбургским Варлаамом 12 сентября 1860 года. В 188 году с благословения епископа Екатеринбургского Нафанаила был заложены два пристроя с северной и южной стороны для двух приделов и двух подвальных под ними помещений, из которых одно предполагалось для склада церковного имущества, а другое «для сомнительных умерших». Левый Никольский придел был освящён 27 декабря 1886 года, а правый, во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», был освящён 3 июня 1888 года. В 1915 г. с западной стороны к кладбищу была отведена дополнительная площадь для Братского кладбища (для погибших в войне 1914 и последующих годов). После установления советской власти при церкви было образовано церковное общество, в котором зарегистрировалось 700 человек. На службах в ней присутствовало до 400 человек. Церковь эта приобрела особенное значение в жизни города в период наивысшего гонения на церковь. Поскольку церковь одновременно стала кафедральным собором для сергианского направления, здесь служили до 1937 г. сергианские архиереи: архиепископы Софроний (Арефьев), Макарий (Звездов), Серафим (Силычев), Симеон (Михайлов), Глеб (Покровский), епископ Пётр (Савельев). Из них епископ Петр был расстрелян в Свердловске 19 октября 1937 г., одновременно с григорианским архиепископом Петром (Холмогорцевым). Остальные были арестованы в 1937 г. в разных городах страны и очевидно тоже расстреланы, так как никаких сведений о них после ареста не осталось.
После 1937 г. в церкви оставался лишь один священник отец Николай Адриановский, но и он из-за непосильных налогов в 1935. 1940 гг. на 1 год оставлял службу и уходил на фабрику. После того, как в 1942 г. была восстановлена Свердловская епархия, Иоанно-Предтеченская церковь снова стала Кафедральных собором, теперь уже Патриаршей церкви. С 1943 года Иоанно-Предтеченский храм уже остается главным храмом Екатеринбургской епархии. А учитывая, что с 60-х годов Свердловский архиерей возглавлял почти все Уральские епархии, то храм почти треть века был главным храмом Урала. Около церкви были похоронены многие из последних екатеринбургских священников, в том числе последний до 1917 г. благочинный Екатеринбурга, гласный (депутат) старой Городской Думы, протоиерей Феодор (Коровин), предпоследняя игуменья Магдалина (Досманова), митрополит Григорий (Яцковский), епископ Алексей (Майеранов) и протоиерей Николай (Адриановский), на котором едва не кончилась вся церковная жизнь города. На Ивановском кладбище, на котором оказались утраченными многие могилы и памятники, все же сохранились от прошлого могилы открывателя способа добычи золота промыванием золотоносных песков, создавшего всю современную золотодобывающую промышленность, Л.И. Брусницына, строителя Крестовоздвиженской церкви городского головы купца В.В. Кривцова, строителя Иоанно-Предтеченской церкви купца Е.А. Телегина. Многие старинные памятники Ивановского кладбища не уступали лучшим образцам памятников столичных кладбищ, хотя Ивановское кладбище было, конечно, беднее главного Екатеринбургского кладбища при Ново-Тихвинском монастыре.
Логический переход. Следующим объектом нашего показа будетСвято-Троицкий кафедральный собор (см. рис. в приложение).
Единоверческая церковь Святой Троицы строилась довольно долго. Главная ее часть появилась приблизительно в 1818 году; она была построена местным старообрядческим обществом во главе с Якимом Рязановым (когда церковь построили, его сын Яков стал старостой прихода). Потом возникли южный и северный приделы, и в 1854 году к архитектурному ансамблю добавилась колокольня. Церковь считалась одной из самых богатых в Екатеринбурге: в ней хранились высокочтимые иконы в серебряных и золоченых окладах, имелось древнее Евангелие и дарохранительница весом около 13 килограммов, украшенная самоцветами, - пожертвования И.Я. Рязанова. Рязановы собирались позолотить купола, но первая мировая война помешала им воплотить этот благочестивый замысел. После установления советской власти при церкви было образовано религиозное общество, в котором было зарегистрировано более 300 человек. В мае 1920 года из церкви в ходе кампании по изъятию церковных ценностей было изъято 5 пудов серебра (80 кг) и оклад с иконы Казанской Божией Матери с 132.брилиантами (вклад Императора Александра. I). Церковь по богатству оказалась на 5 месте в Екатеринбурге. Церковь была закрыта в 1930 г. в ходе кампании по массовому закрытию церквей. Решение о ее закрытии было вынесено президиумом горсовета 17 февраля 1930 г. и подписано предгорсовета А.Н.Бычковой. В том числе в главном приделе под куполом были сооружены междуэтажные перекрытия для второго этажа, сооружена огромная лестница на второй этаж, выделено большое помещение для туалета. С наступлением демократии культурный центр сочли ненужным. Здание возвратили церкви - православной епархии. Теперь тут каждый день крестят, венчают и отпевают. Полным ходом идет реставрация: восстановлена алтарная апсида, воздвигаются колокольни, купола.
Заключительным объектом нашего показа будет Храм Спас-на-Крови.
Храм Спаса на Крови строится на месте бывшего дома инженера Ипатьева. Здесь в 1919 году были расстреляны последний российский император Николай Второй и его семья. В 77-м году дом Ипатьева был снесен по распоряжению 1-го секретаря Свердловского обкома КПСС Бориса Ельцина. Над этим произведением мастера фирмы трудились около двух лет. Храм-памятник представляет собой сложный архитектурно-исторический и религиозный комплекс. Это пятикупольное сооружение общей площадью 3 тысяч квадратных метров и высотой 60 метров. Архитектура здания решена в русско-византийском стиле. В комплексе расположено два храма: в цокольной части заупокойный Нижний Храм-на-Крови памяти Романовых, алтарь которого располагается рядом с местом расстрела царской семьи. Здесь же находится музей, экспозиция которого посвящена последним дням жизни Романовых, а также зрительный зал на 160 мест. Верхний Всехсвятский храм - златоглавый собор, знаменующий собой негасимую лампаду, зажженную в память о происшедшем на этом месте историческом событии. В нем создан уникальный мраморный иконостас в 30 метров длиной и 13 метров высотой.
В ансамбль храма включен памятник царской семье. Он представляет собой скульптурную композицию, в художественной форме представляющую трагический момент спуска Николая II и его семьи в подвал дома Ипатьева на расстрел. Строительные работы велись в течение трех лет. В общей сложности на строительство Храма-памятника было затрачено 328 миллионов рублей.
Заключительная беседа
Итак, сегодня мы побывали на экскурсии «Екатеринбург-Православный». Вы посетили наиболее известные Храмы города Екатеринбурга и познакомились с историей их возникновения и архитектурными особенностями.
До свидания!
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11