Рефераты. Схема автобусного маршрута и контрольного текста светской экскурсии "Екатеринбург-Православный"

Здравствуйте, Уважаемые гости! Я рада приветствовать вас в нашем городе. Меня зовут Марина, я ваш экскурсовод. Сегодня я проведу для вас авто-пешеходную экскурсию, в чем мне будет помогать водитель автобуса Анатолий Викторович. Во время движения автобуса просим вас не вставать со своих мест. Номер нашего автобуса – 25. Пожалуйста, запомните его.

Протяженность экскурсии – 20 км, время проведения 2 часа 20 минут.

Тема данной экскурсии – «Екатеринбург-Православный». Вы познакомитесь с историей возникновения религии на Урале, сможете проследить этапы становления и развития Храмов в Екатеринбурге.

В заключение нашей экскурсии, автобус доставит вас обратно на железнодорожный вокзал.

Логический переход. Первым объектом нашего осмотра будет Вознесенское Архиерейское подворье (рис. см. в приложение). Первая церковь на Вознесенской горе была поставлена в мае 1770 года, для чего были использованы бревна перенесённого сюда деревянного придела первой деревянной Богоявленской церкви. Здание ее располагалось почти точно на месте того крыла Ипатьев-ского дома, где было совершено 18 июля 1918 года цареубийство. Церковь была освящена 19 сентября 1770 года. В 1789 году прихожане пожелали соорудить вместо этой церкви каменную двухэтажную церковь, причем для строительства ее были использованы чертежи недавно выстроенного Богоявленского собора. Здание новой церкви было заложено 16 мая 1792 года протоиереем Карпинским в 300 м. к востоку от прежней церкви в самом высокой части горы на месте прежней усадьбы основателя города В.В. Татищева. Рождествобогородицкая церковь на первом этаже была освящена 2 сентября 1801 года, а Вознесенская церковь на втором этаже была освящена 25 июля 1818 года. Деревянная церковь была разобрана и в 1808 году перенесена в Нижне-Исетский завод, где она сначала была приходской, а после строительства там каменной церкви стала кладбищенской.

В 1834 году была начата капитальная реконструкция церкви по проекту архитектора Н. Шулаева, которая должна была полностью изменить ее облик и переделать из церкви XVIII века в стиле барокко на церковь в византийском стиле, напоминающую церкви архитектора К. Тона. К зданию были пристроены по бокам двухэтажные пристрой с приделами на каждом этаже, что увеличило число приделов с двух до шести. При этом полностью изменился фасад церкви и немного была надстроена и изменена колокольня, причем первоначальный шпиль был заменен на маковку. 25 июля 1837 года был заложен северный пристрой, а 23 июля 1839 года был заложен южный пристрой. Митрофаниевский придел на первом этаже северного пристроя был освящен 6 июня 1848 года. Благовещенский придел на первом этаже южного пристроя был освящен 23 сентября 1852 года. Приделы на втором этаже были освящены в июле к концу века: Казанский придел в 1889, а Пророко-Ильинский лишь в 1890 году. Проект перестройки восточной части храма с сооружением над ней нового купола с огромной маковкой к счастью не состоялся, благодаря чему эта часть сохранила облик XVIII века.

После установления советской власти в 1920 г. при Вознесенской церкви было образовано религиозное общество, в котором зарегистрировалось 3000 человек. В 1922 г. она, как и все церкви пострадала от кампании по изъятию церковных ценностей. Из нее было изъято 2 пуда (32 кг.) серебра и 30 бриллиантов. После раскола церкви община Вознесенской церкви не уступила ее обновленцам и осталась «староцерковной». В связи с этим на общину усилилось давление с целью добиться закрытия церкви. Во время проведённой в апреле 1925 года проверки имущества община была обвинена в пропаже ряда культовых предметов на сумму 1200 руб., а также в факте сокрытия от властей иконы Казанской Божией Матери в серебряной ризе. Одновременно с этим руководство общины было обвинено в контрреволюции которая состояла в том, что в церкви на службах поминали имя Патриарха Тихона и молились за него в тот период, когда он находился под судом, что рассматривалось, как «вызов советской власти». Хотя большая часть «похищенного» нашлась, на основании предъявленных обвинений президиум горсовета расторг в 1925 году договор с общиной и поставил вопрос о закрытии церкви и передаче ее под музей или школу. В 1926 году церковь была закрыта и в 1927 переоборудована под школу. Позднее она в течение многих лет использовалась в качестве Краеведческого музея. Однако начале 70-х годов музей «закрылся на ремонт», который длился около 20 лет и так и не был окончен. В 1991 году церковь была возвращена верующим. Однако первоначально возвращён был лишь второй этаж. Начать службы на первом этаже не удалось и через три года. Службы идут в главном Вознесенском и в Ильинском приделах. К 1995 году в основном проведен наружный ремонт здания. Золотом засияла маковка гладкого купола, покрытая стальным листом с титановым напылении. В 1995 году Казанский придел был временно передан общине ста рообрядцев Поморского согласия.

16 июля 2007 г в стенах этого храма, при правящем архиереи Екатеринбургской епархии Епископе Никоне (Миронове) и старшем священнике подворья иереи Алексии Горине, проходила церемония прощания с возможными останками императора Николая второго и его близких.

Логический переход. Теперь перейдём в автобус, на котором мы отправимся к Александро-Невскому Собору Ново-Тихвинского монастыря.

Храм был задуман в 1807 г., когда екатеринбургские купцы Калашников и Мартынов и мещанин Бронников изъявили желание построить для Общины при Успенском храме храм в честь Императора Александра I и во имя его ангела св. Александра Невского. После утверждения монастыря и окончания войны 1812 года храм был заложен 22 августа 1814 г., в память победы в Отечественной войне 1812 года. Первоначально был выстроен сравнительно небольшой двухэтажный храм с двумя приделами, по одному на каждом этаже, который был освящен 26 июня 1832 г. Но для стремительно развивавшегося монастыря здание стало тесным, и появилась мысль о его расширении, в результате которого, первоначальное здание пришлось разобрать почти полностью. Новое здание и было заложено в 1838 г.

Главный придел нового здания был освящён в 1852 г., Никольский придел в 1853 г., и Воскресенский придел был освящён в 1854 году.

Собор стал крупнейшим по площади церковным зданием города, вмещавшим до 6000 человек. Храм был холодным, и службы в нём проходили с мая по октябрь. Здание имело в длину 26 саж.(55,4 м), в ширину 16 саж.(34 м), имело 5 куполов и 3-ярусную колокольню с 1 колоколом. Храм был выстроен в классическом стиле и имел 3 классических портика перед каждым из трёх входов (см. рис. в приложение). Главный храм имел 2-ставный аркообразный золочёный иконостас с 48 иконами. В боковых приделах были 3-ярусные иконостасы, с 33-34 иконами в каждом, в том числе в Никольском приделе был золочёный иконостас.  После установления советской власти с сентября 1920 г. храм был передан общине, организовавшейся при Успенской церкви и именовавшейся Тихвинским религиозным обществом. На богослужениях в нём, по сведениям милиции, собиралось до 5000 верующих. В октябре 1925 г. храм был закрыт вместе с Успенской церковью по требованию командования военного городка и имущество из них изъято. Однако по жалобам верующих и архиепископа Григория (Яцковского) ВЦИК 19 января 1926 постановил возвратить здание Александровского собора верующим. И всё же, постановлением облисполкома 17 марта 1930 года он был закрыт.

В последующие годы в здании собора был воинский оружейный склад, в связи с чем в нем были сооружены мощные железобетонные перекрытия, превратившие его в 3-этажное здание. В 60-е годы здание было передано Краеведческому музею, который разместил в нём экспозиции отдела природы и фонды музея.

В 1991 г. образовалась Александро-Невская община, которая потребовала возвращения собора. Решение о возвращении было принято городским советом 10 сентября 1991 г. после месячной голодовки членов общины перед зданием горсовета и поражения «августовского путча». Однако лишь в 1992 году общине был фактически передан южный Воскресенский придел и в нём начались службы. А освобождение остальных приделов на 1 этаже затянулось до 1994 года. К 1995 г. собор снова стал храмом возрожденного Ново-Тихвинского монастыря.

Логический переход. А теперь мы отправимся к следующему объекту нашей экскурсии - Екатеринбургский Ново-Тихвинский женский монастырь. На пересечения Александровского проспекта (ул. Декабристов) с Уктусской улицей (ул. 8 Марта) расположен комплекс строений бывшего екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря. И пройдя по осевой линии Александровского проспекта, подойдем прямо к Святым воротам. Когда-то здесь была Надвратная Введенская церковь, акцентирующая главный вход, и по обе стороны от Надвратной симметрично расположенные Федосьевская церковь и церковь Пресвятой Богородицы.

При входе за воротами были еще две церкви - Успенская, очень старая, построенная в конце XVIII века, и Храм Всех Святых более позднего времени постройки. Во дворе располагались кельи и мастерские. И чуть в стороне - северней от этой группы построек - собор Александра Невского. Большая часть этих строений, хотя и в перестроенном виде, сохранилась. Сохранился и храм Александра Невского.

В конце XVIII века на этом месте было кладбище, там в 1782 году построили каменную церковь Успения Богородицы. Вскоре здесь была организована богадельня. В 1798 году она была признана официальной женской общиной: это и стало началом существования монастыря.

Указ об образовании екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря был издан в 1809 году. За несколько десятилетий он стал одним из самых благоустроенных на Урале. Строительство монастыря продолжалось в течение всего XIX века: шесть храмов, кельи, больница, богадельня.

Монастырский парк был обширен и ухожен, в нем были пруды, текла речка Монастырка. После посещения Екатеринбурга в 1824 году императором Александром I было решено придать воротам более парадный вид: вот тогда и возник уникальный комплекс трех церквей. Апсиды тех церквей образовали три больших выступа в массивной стене монастыря, купола на ступенчатых барабанах создали силуэт входного ансамбля, простой и значительный, это был типично классический комплекс.

Он выглядит значительным даже теперь, когда куполов нет, а вместо Надвратной церкви стоит башня с тяжелыми зубцами.

В первые годы после революции монастырь еще продолжал действовать; монашки по специальному разрешению властей еще доставляли продукты для царской семьи, заключенной в Ипатьевском доме. За день до убийства две послушницы из Ново-Тихвинского монастыря по приказу Юровского принесли полсотни яиц и четверть молока... В Ипатьевском доме все были еще живы...  Ансамбль Ново-Тихвинского монастыря был окружен высокой каменной оградой, стена сделана из кирпича и гранитных камней, по углам стояли круглые башни с куполами. И сегодня можно пройти по улице Народной Воли - вдоль старой монастырской ограды до старой угловой башни.

Долгое время в здании собора размещался краеведческий музей. А до музея здесь помещался военный склад, не особенно заботившийся о сохранности уникального архитектурного памятника.

В 1991 г. по требованиям верующих из образовавшейся Александро-Невской общины решением горсовета от 10 сентября 1991 г. собор был возвращён церкви, но лишь в 1992 г. был фактически передан верующим южный придел 1 этажа и только к 1994 г. был полностью освобождён от экспонатов 1 этаж. В 1993 г. начались переговоры с командованием Уральского военного округа о возвращении помещений монастыря Епархии.

В 1995 г. в Екатеринбурге восстановлен Ново-Тихвинский женский монастырь, который имеет в своем распоряжении только 1-й этаж Александро-Невского собора, надвратное помещение и Александровскую часовню в Дендрологическом парке. В том же году началось сооружение загородного монастырского комплекса («заимки»), основой которого стал бывший Дом отдыха «Шарташ». Сегодня в монастыре полным ходом идут реставрационные работы. Он вновь является пристанищем монахинь и послушниц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.