По информации Совета по туризму и экскурсиям Петербурга, прошедшим летом резко упал интерес к мини-отелям. Причиной тому послужила дороговизна: стоимость проживания в трехзвездных петербургских гостиницах сопоставима с ценами в четырехзвездных в Париже.
Пожалуй, наиболее серьезно ощутили дефицит гостей в музеях. В частности, в Государственном Эрмитаже подчеркивают, что прошлым летом продолжился начавшийся в 2004 году спад числа российских и иностранных туристов.
В числе самых актуальных проблем отрасли операторы туриндустрии называют слабую рекламу Петербурга на международных выставках, разрозненность действий в этом направлении участников рынка. Кроме того, говорится о необходимости повышения качества сервиса и уровня услуг. Туроператоры также ссылаются на слабую развитость маршрутов, программ, ценовую политику и безопасность.
Участники рынка туриндустрии не взаимодействуют между собой, например, музеи не идут навстречу турфирмам, в частности, не увеличивают пропускную способность в горячий сезон. Соответственно турфирмы не могут привлечь больше туристов, хотя есть для этого все возможности. Кроме того, сегодня, по мнению туроператоров, в туристической индустрии работает много некомпетентных людей, как правило, они привлекаются на сезон. Ущерб имиджу города наносят и безответственные фирмы-однодневки, создающиеся на сезон и не способные обеспечить высокое качество сервиса.
В итоге, как считают многие аналитики, туристы, приезжающие в Петербург, как правило, не возвращаются сюда во второй раз. В среднем иностранцы проводят в Северной столице не более трех дней. Соответственно, въездной туризм не играет серьезной роли в доходах городского бюджета.
Вместе с тем в городе происходят позитивные изменения: на улицах наконец-то появились указатели на иностранных языках, открылись информационные бюро по туризму, которые функционируют во многих странах Европы. За последние годы в Петербурге открылось много мини-отелей вполне приличного уровня, снявших проблему гостиничного фонда. Реализуемая в настоящее время "Программа развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005-2010 годы" также дает результаты. В последнее время кардинально изменилось отношение власти к туристической сфере, в десятки раз увеличено финансирование на развитие города, как туристического центра, из бюджета выделяется больше средств на рекламу Северной столицы за рубежом.
На рынке туристических фирм Санкт-Петербурга находится около 800 фирм. Из них около 750 являются турагентами, а 50 туроператорами. Среди крупных туристических компаний выделяются следующие: "Белые ночи", "Авилайн", "Эридан", "Акварель", "Аэротрэвэл Клуб", "Аполлон", "Викинг" "Нико-Тур", "Фламинго".
Устоять в этой непростой конкурентной борьбе помогает, прежде всего, создание качественного туристического продукта и качественное предоставление услуг.
Для предпринимательской деятельности в области туризма и гостеприимства характерна высокая степень конкуренции. Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения предприятия такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя.
Конкурентоспособность - характеристика продукции, которая показывает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкурентной потребности, так и по затратам на удовлетворение этой потребности[21].
Оценка конкурентоспособности базируется на исследовании запросов и предпочтений покупателей и требований рынка.
Главными задачами анализа конкурентоспособности являются:
оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции (услуг);
изучение факторов, воздействующих на ее уровень;
разработка мер по обеспечению необходимого уровня конкурентоспособности.
Для выяснения конкурентоспособности услуги необходимо сопоставить параметры анализируемой услуги и услуги-конкурента с уровнем, заданным потребностью покупателя, и сравнить результаты.
Необходимо учитывать такие основные показатели работы туристического предприятия, как доход, затраты, прибыль, рентабельность, производительность труда, поскольку изучение и анализ данных показателей позволяет получить более полное представление о внутренней срезе предприятия индустрии туризма, его слабых и сильных сторонах, резервах и неиспользованных возможностях.
Поскольку маркетинговая деятельность туристического предприятия предполагает комплексный подход к управлению производством, реализацией и организацией потребления туристического продукта, возникает необходимость в планомерной постоянной аналитической работе, позволяющей проводить как тематические (в данном случае маркетинговые), так и комплексные исследования, направленные на успешную работу всего предприятия.
Для оценки места предприятия на рынке туристических услуг производилось маркетинговое исследование по континентам и направлениям (Германия, Австрия, Кипр, Турция, ОАЭ, Египет, Израиль, Франция, Таиланд). В таблице 3.1 представлены данные по ТК "Аврора" и его основным конкурентам.
Таблица 3.1 - Конкурентоспособность предприятия на рынке туристических услуг при организации туров
Виды услуг
ТК "Аврора"
"Белые ночи"
"Авилайн"
"Аполлон"
"Нико-Тур"
Размещение в отелях
+
-
+ /-
Страховка
Стоимость авиабилетов
Предоставляемое питание
Экскурсионная программа
Примечание: + отлично, + /- среднее значение, - неудовлетворительно
Проведенный анализ показывает, что по качеству услуг ТК "Аврора" обходит своих конкурентов. Для дальнейшего развития предприятия и увеличения доли объемов продаж туристических услуг необходимо развитие новых направлений.
Автором работы для повышения конкурентоспособности ТК "Аврора" и увеличения специализации его деятельности предлагается развитие туризма на новом направлении - Болгария.
Республика Болгария расположена в Юго-Восточной Европе, в северо-восточной части Балканского полуострова на территории в 110993,6 квадратных километров. Северная часть страны граничит с Румынией, южная - с Турецкой Республикой и Греческой Республикой, западная - с Союзной Республикой Югославия и Республикой Македония, восточная омывается Черным морем. Продолжительность государственной границы - 2245 км, в том числе 686 км - речной и 378 км - морской.
В Болгарии около 9 миллионов населения. Кроме основной части - болгар, здесь живут этнические турки (составляющие примерно 10% населения), армяне, греки и представители других национальностей. Государственный язык - болгарский, преобладающая часть населения исповедует восточно-православную религию. Численность населения столицы Болгарии - Софии, крупнейшего центра промышленности и культуры, составляет более 1 миллиона жителей. Другими крупными городами страны являются Пловдив, Варна, Бургас и Русе[22].
Основные объекты туризма в Болгарии - небольшие города-музеи мирового значения: Арбанаси, Боженци, Велико-Тырнов, Етыра, Жеравна, Копривштица, Котел, Мелник, Трявна и Широко-Лыка. Однако большинство туристов привлекают прекрасные черноморские пляжи, в основном вокруг Варны.
На Болгарской Ривьере море действительно заманчиво и гостеприимно - чистое и спокойное, без приливов и отливов, на расстоянии 100-150 метров от берега неглубокое и безопасное. Многие отдыхающие предпочитают сочетание полноценного морского отдыха с романтикой древних городков Балчик, Несебыр, Созопол. Для любителей более непосредственного контакта с природой - сотни маленьких частных гостиниц. Удобный железнодорожный, шоссейный, морской и воздушный транспорт (международные аэропорты Варна и Бургас) связывает Болгарскую Ривьеру с остальной частью страны и со всем миром.
Основные курорты Болгарской Ривьеры: Золотые Пески и Солнечный Берег. Золотые пески находятся в северной части Ривьеры, в 18 километрах от Варны. Курорт расположен в национальном парке, в самом экологически чистом районе Причерноморья. Здесь 61 отель, категории "две и три звезды". Солнечный берег находится в южной части Болгарской Ривьеры[23].
В первую очередь необходимо разработать ценовую политику предприятия на этом направлении.
Первым направлением применения теории спроса является ее использование для разработки стратегии предприятия-производителя на рынке готовой продукции и услуг. Как мы уже говорили, для определения объема производства необходимо оценить ситуацию на рынке, т.е. провести анализ спроса, анализ предложения и оценить уровень конкурентоспособности продукции, производимой данным предприятием.
Размер реального спроса зависит от реальной покупательной способности (платежеспособный спрос), а также цены на услугу.
Произвести анализ спроса теоретически очень сложно, так как любое изучение статистики, привлечение данных социологических исследований и печатных материалов дает весьма приблизительный результат. Личные контакты с возможными покупателями позволяют определить их предпочтение, вкусы и требования, но это дорого, и времени уходит много. В ряде случаев эффективны пробные продажи, но это не всегда легко сделать.
Нужно учитывать, что спрос на традиционные товары и услуги практически постоянен, а при предложении принципиально новых услуг спрос только зарождается.
Прогнозировать спрос потребителей на услуги крайне сложно - поскольку наряду с факторами, которые могут быть точно определены на будущее, например изменение душевого дохода, действуют факторы не поддающиеся строгому анализу и измерению, например, вкусы и предпочтения потребителей, мода, демонстрационный эффект. Ни статистический учет, ни экономико-математическое моделирование рыночной ситуации не в состоянии достоверно охарактеризовать тенденции изменения спроса на конкретную услугу.
Существуют различные способы прогнозирования: можно переносить выявленные тенденции прошлого на будущее, учитывать возможно, изменения тенденций в связи с изменением какого-либо фактора, дохода на душу населения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14