Т.е. следить за качеством поступающих продуктов, условием их хранения, соблюдением сроков реализации, технологией приготовления, качеством готовой пищи, санитарным состоянием и содержанием пищеблока, мытьём посуды, проведением «С» -- витаминизации пищи, ежедневных осмотров персонала пищеблока и дежурных детей на наличие гнойничковых заболеваний, за правильностью отбора и хранения суточной пробы, за соблюдением правил личной гигиены сотрудниками пищеблока.
2. проверка санитарно – гигиенического состояния помещений приюта, особенно спальни, столовой, туалетов, контроль за их уборкой, контроль за содержанием территории овощехранилища, подсобных помещений.
3. профилактика инфекционных заболеваний. На каждое инфекционное заболевание составляется план противоэпидемических мероприятий, в которых чётко отражены сроки исполнения каждого мероприятия, ответственность каждого за проведение того или иного мероприятия. В приюте два раза (при поступлении и переводе) проводится обследование детей на энтеробиоз. Один раз в неделю в целях предупреждения распространения педикулёза проводится осмотр волосистой части головы.
С целью ранней диагностики заболевания проводится медицинские осмотры при поступлении детей в приют, систематическое наблюдение за состоянием здоровья детей.
4. проведение ежедневного осмотра детей, активное выявление заболевших, своевременная их изоляция, организация лечения и ухода за детьми, находящихся в изоляторе, осуществление госпитализации заболевших детей, проведение дезинфекционных мероприятий. В случае возникновения инфекционных заболеваний больной госпитализируется или находится в приюте в изоляторе под наблюдением врача. На контактных заводится лист наблюдений. Все случаи инфекционных заболеваний регистрируются в журнале. Инфекционная заболеваемость представлена в таблице 12.
Таблица 12. |№ |нозология |2000г. |2001г. |2002г. | | | |абс |0 / 00 |абс |0 / 00 |абс |0 / 00 | |1 |Ветряная оспа |8 |108 |- |- |9 |93,7 | |2 |Эпидемический |1 |12,6 |1 |13,5 | | | | |Паротит | | | | | | | |3 |ОРВИ |44 |5094 |38 |481 |42 |437 | | |Грипп | | | | | | | |4 | Энтеробиоз |8 |108 |4 |50 |7 |88 |
Проведение оздоровительных мероприятий
Большинство детей, находясь в состоянии эмоционального стресса, или проведя несколько месяцев в больнице, прежде чем попасть в приют, имеют низкий иммунный статус и слабую сопротивляемость к простудным и инфекционным заболеваниям. Они хуже приспосабливаются к изменениям условий внешней среды. При изменении погоды, атмосферного давления, самочувствие у них ухудшается; дети жалуются на головную боль, ухудшается сон, аппетит. Большое значение в приюте уделяется физическому развитию детей. Над физическим развитием работает весь коллектив приюта, осуществляет контроль медицинский работник. Физическое развитие включает в себя закаливающие процедуры, прогулки, полноценное питание, правильная организация сна и отдыха. Кроме этого, применяем различные методы: воздушные ванны, водные процедуры. Хочется отметить индивидуальный подход в выборе закаливающих процедур с учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья и анамнестических данных ребёнка. Например, у детей страдающих частыми заболеваниями ЛОР – органов использовались контрастные полоскания рта и горла. Детям старшего возраста проводилось закаливание – это водные процедуры по Норильскому методу – обливание ног (стопа и голени) водой контрастной температуры (360 – 180 – 360). Для детей старшего возраста проводится обтирание влажными рукавичками (смоченными в воде температура 360 и слегка отжатыми), с последующим растиранием сухим полотенцем. При проведении закаливаний детей строго соблюдались его основные принципы: индивидуальность, систематичность, постоянность и положительные эмоции ребёнка. В комплексе оздоровительных мероприятий включены были физиотерапевтические методы: общее ультрафиолетовое облучение, ингаляции с лекарственными травами, фитотерапия. Указанные выше процедуры обладают широким спектром действия: повышают общую сопротивляемость организма, оказывают бактерицидное действие, тем самым, препятствуя развитию острых респираторных заболеваний у детей. Дважды в год (сентябрь -- октябрь; февраль --март) проводилась неспецифическая профилактика ОРВИ, которая включает в себя витаминотерапию, стимулирующие и укрепляющие средства (апилак, элеутерококк). Анализируя состояние здоровья детей при поступивших в приют и на момент их ухода, отмечается значительное улучшение состояния здоровья, а также рост физических показателей. Детям, страдающим патологией ЛОР – органов был введён метод закаливания носоглотки по методу города Набережные Челны. Этот метод заключается в сосании льдинок, приготовленных из отвара лекарственных трав с добавлением сиропа шиповника или мёда. Этот метод также эффективен для профилактики ОРЗ. Также детям с дефицитом массы тела каждые два месяца проводили курс тонизирующего массажа. Дополнительно этим детям выделялись фрукты, соки, отвар шиповника. В летний период все приютские дети школьного возраста поправляли своё здоровье в летних оздоровительных лагерях.
Организация питания
Для нормального физического и психического развития детей, обеспечения высокой работоспособности и сопротивляемости их организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, большое значение имеет полноценное и правильно организованное питание. В приюте составляется перспективное двух недельное меню, с разнообразием наборов продуктов. При составлении меню предусматривается выполнение норм питания на одного ребёнка в день, суточной потребности детей в калорийности (таблица 13.) в сутки и её распределение в течение дня, правильное сочетание блюд и исключение повторяемости в течение дня и недели. Таблица 13. | |Возраст детей | | |4-7 лет. |7-10 лет. |11-13 лет. |14-17 лет. | |Энергетическая | | | | | |ценность |1970 |2350 |27502500 |30002600 | |(кКал.) | | | | |
В приюте дети получают пятиразовое питание, в летнее время дополнительно вводится еще второй завтрак, состоящий из фруктов. На основании примерного меню составляется меню-раскладка с учётом возраста ребёнка. Такие продукты как хлеб, молоко, мясо, сливочное и растительное масло, сахар, овощи, яйцо входит в меню ежедневно. Рыбу, сыр, творог, сметану даём три раза в неделю. Зимой и весной при отсутствии свежих овощей и фруктов используем соки, консервированные овощи и фрукты. В целях профилактики йоддефицитных состояний используем йодированную соль. С целью обеспечения детей витамином «С» проводим витаминизацию третьих блюд аскорбиновой кислотой из расчёта (в сутки): для детей
3-6 лет-17мг
6-10 лет-20мг
11-17 лет-25мг Важное значение уделяется качеству поступающих продуктов. Обязательным условием является наличие сертификата и соблюдение сроков реализации продуктов. В приюте диет. сестрой ведётся журнал накопительной ведомости продуктов на одного ребёнка в граммах. Таблица 14. |продукт |Норма |Норма |2000г. |2001г. |2002г. | | |3-7лет |7-15лет |в% |в% |в% | |Хлеб |160 |350 |100 |100 |100 | |Мука |35 |35 |92 |102 |100 | |Крупа, |45 |75 |120,5 |109,7 |117,5 | |макароны | | | | | | |Картофель |300 |400 |100 |94 |95 | |Овощи |400 |470 |89,3 |86,6 |80 | |Фрукты |250 |250 |15 |15 |11,7 | |Сок |200 |200 |85 |100 |86 | |Сухофрукты |10 |15 |100 |100 |100 | |Сахар |60 |75 |100 |100 |100 | |Кондитерские |25 |25 |100 |95 |90 | |изделия | | | | | | |Мясо, колбаса|130 |200 |100 |100 |100 | |Рыба |60 |110 |89,4 |79 |91 | |Молоко, кефир|550 |550 |100 |100 |100 | |Творог |50 |70 |42,3 |40 |95 | |Сметана |10 |10 |80 |40 |62 | |Сыр |10 |12 |84 |93 |85,6 | |Масло |35 |50 |100 |98 |98 | |сливочное | | | | | | |Масло |12 |18 |82 |102,5 |85,2 | |растительное | | | | | | |яйцо |1 |1 |94,6 |93,7 |87,5 |
Также каждый месяц проводится анализ потребления белков, жиров, углеводов, оценивается распределение калорийности в течении дня.
Таблица 15. | |№ |2000г. |2001г. |2002г. | |Соотношение Б:Ж:У |1:1:4 |73,3:76,1:295,|114,1:111:432,1|108:105:398 | | | |4 | | | |Белки |70%30% |59,2%40,8% |66%34% |72%38% | |животныерастительные | | | | | |Жиры |70%30% |72%28% |76%24% |82%18% | |животныерастительные | | | | | |Завтрак |25% |22,3% |23% |25% | |Обед |35-40% |39,4% |35% |35% | |Полдник |10% |17% |15% |10% | |Ужин |20-25% |21% |27% |30% |
В целом питание детей можно характеризовать как полноценное, рациональное. Основные соотношения между белками, жирами, углеводами, распределение калорийности по приёмам пищи соответствует нормам. Однако отмечается невыполнение норм питания по таким продуктам, как творог, сметана, сыр, фрукты. Это связано с недостаточным финансированием.
Санитарно-просветительная работа
Очень важным разделом моей работы является организация санитарно- просветительной работы. Учитывая, что дети поступают в приют из социально- неблагоприятных бытовых условий, задача медицинских работников, воспитателей заключается в привитии детям прежде всего элементарных гигиенических навыков. С детьми проводятся беседы на темы: «Как правильно чистить зубы», «О гигиене девочек и мальчиков», «Руки мой перед едой!», и многие другие. Проводятся лекции и беседы с сотрудниками по соблюдению санитарно-эпидемического режима при различных заболеваниях; о профилактике травматизма. В летний период, когда организуется выезд детей на природу, водоем, провожу обучение детей и сотрудников правилам поведения на воде, приемам оказания первой медицинской помощи при укусах насекомых, отравлении ядовитыми растениями, при тепловом и солнечном ударах. Актуальны и несомненно полезны беседы, проводимые о профилактике кишечной инфекции. В осенне-зимний период (период подъема заболеваемости гриппом, ОРЗ) провожу лекции о различных методах закаливания, как профилактики гриппа, витаминно- , фитопрофилактике. Медицинскими работниками нашего приюта выпущены санбюллетени: «Кишечная инфекция» «Профилактика вирусного гепатита» «Грипп» «О рациональном питании» В «Уголке здоровья» содержится и постоянно обновляется информация о работе медицинской службы, данные о заболеваемости детей, о новых методах лечения и диагностики различных заболеваний. Традиционными стали у нас встречи со специалистами наркологического диспансера. Сотрудники диспансера систематически проводят с детьми интересные беседы и лекции о вреде наркотиков, последствиях курения, алкоголизма, о мерах профилактики и борьбы с ними.
Список литературы, используемый в повседневной работе.
1. «Справочник участкового педиатра» И.Н.Усов 1991г.
2. «Педиатрия» пособие для врачей и студентов под редакцией Сергеевой, Москвичевой, Смирновой. 1999г.
3. «Педиатрия» 1998г. 11од редакцией Греффа.
4. «Руководство по педиатрии» Г.В.Яцык 1998г.
5. «Аллергия у детей. Основы лечения и профилактики» образовательная программа пособие для врачей. Москва 2002г.
6. «Педиатрия» Шабалов П.П. 2000г.
7. «Неотложные состояния у детей» Москва 2002г.
8. «Справочник лекарственных средств» Видаль 98.
9. «3аболевания детей старшего возраста».
10. «Организация медицинской помощи детям в условиях крупного города» А.П.Белова.
11. «Здоровый ребенок-справочник физиологических параметров детского возраста» Ю.К.Савченков.
12. «Справочник по детской диететике» И.М.Воронцов,
Н.В.Мазурин.
13. «Болезни органов дыхания у детей» В.К.Татотченко,
С.В.Рачинский.
14. «Болезни органов пищеварения у детей» А.В.Мазурин.
15. «Острые кишечные инфекции у детей» Р.А.Тимофеева.
16. «Руководство по инфекционным болезням у детей»
С.Д.Носов.
17. Журнал «Педиатрия»
18. «Болезни детей старшего возраста» руководство для врачей Кульмина Л.А.
19. «Гематология детского возраста»
20. Учайкин В.Ф. «Диагностика, лечение и профилактика гриппа и острых респираторных заболеваний у детей»
21. «Поликлиническая педиатрия» Сушко Е.П,
22. Мазурин А.В. «Болезни органов пищеварения»
23. Вельтицев Ю.Е. «Обмен веществ у детей»
24. Дукер М.Б. «Менингиты и энцефалиты у детей»
25. Студеникин М.Е. «Аллергические болезни у детей»
26. Рачинский С.В. «Бронхит у детей»
27. Папаян А.В., Жукова Л.Ю. «Анемия у детей»
28. Ширяева К.Ф. «Диспансерное наблюдение детей в поликлинике»
29. Митин Ю.В. «Острый ларинготрахит у детей»
30. Гусарская И.Л. «Клиника и лечение дизентерии у детей»
Выводы
1. приют является местом кратковременного пребывания детей, поэтому организация прививочной работы, диспансеризации имеет свои особенности.
2. прослежена прямая зависимость воздействия неблагоприятных социально- бытовых факторов на состояние здоровья детей, отмечается тенденция к возрастанию этих факторов.
3. показатели общей заболеваемости по приюту превышают показатели заболеваемости по краю.
4. в структуре общей заболеваемости на первом месте находятся болезни органов дыхания.
5. в структуре острой заболеваемости основное место занимают ОРЗ.
6. отмечается снижение заболеваемости ОРЗ и гриппом в 2002 году.
7. среди психических нарушений лидирует задержка психического развития.
8. растет число детей, имеющих ухудшенное физическое развитие.
9. отмечается тенденция к уменьшению числа детей со второй группой здоровья и возрастанию с третьей. 10. из года в год растет число тубинфицированных детей, отмечается рост заболеваемости педикулезом, что является отражением общей социально- экономической обстановке в стране.
Задачи
1. постоянно повышать свой профессиональный уровень, свою квалификацию.
2. систематически проводить профилактические осмотры детей для раннего выявления отклонений в их здоровье.
3. проводить анализ результатов медицинских осмотров, разрабатывать мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей.
4. эффективно проводить лечебные и оздоровительные мероприятия с целью своевременного выявления больных и реабилитации реконвалесцентов острых заболеваний.
5. стремиться к снижению первичной заболеваемости путем улучшения профилактической работы, ранней диагностики, санации хронических очагов инфекции, оздоровления в летних лагерях.
6. постоянно проводить санитарно-просветительную работу.
7. в полном объеме проводить противоэпидемические мероприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4