[pic]
Распределение детей по группам здоровья 2001г.
Распределение детей по группам здоровья 2002г. [pic] Вывод: за отчетный период дети с 1гр. здоровья в приют не поступали. Как видно из представленных диаграмм, количество детей со 2гр. здоровья постоянно снижается, что связано с общей экономической ситуацией в стране, социальным статусом, который не мог не сказаться на уровне здоровья детей и их родителей. 2гр. составляет в среднем 70 – 76%. 3гр. – 24 – 30% от общего числа детей: дети, имеющие хронические заболевания, функциональные отклонения, с недостаточной массой тела. Число таких детей увеличивается из года в год.
Диспансеризация больных детей
Диспансеризация-это система работы, в основу которой положены профилактика, раннее выявление заболеваний и комплексное лечение ребенка на всех этапах медицинской помощи. Учитывая специфику учреждения (приют рассчитан на кратковременное пребывание детей, сроком от 1 до 3 –6 месяцев) организация диспансеризации детей с выявленной патологией, с хроническими заболеваниями не представляется возможной или затруднена, т. к проследить и осуществить программу оздоровительных мероприятий нельзя (ребёнок или уходит в семью, или оформляется в дет. дом). Поэтому на каждого ребенка при выявлении заболеваний, требующих диспансерного наблюдения, составляется план мероприятий, даются рекомендации по дальнейшему ведению данного ребёнка, с которыми ребенок выбывает из приюта.
Психические нарушения у детей
Психические нарушения различной тяжести встречаются у подавляющего большинства детей, находившихся в приюте. Основные нарушения-это задержка психического развития, олигофрения, минимальная мозговая дисфункция. В данной таблице отражена встречаемость психических нарушений у детей в процентах от общего числа детей по годам.
Таблица 9. | |2000г. |2001г. |2002г. | |Задержка | | | | |психического |57,8% |60% |64% | |развития | | | | |минимальная | | | | |мозговая дисфункция|14% |18% |15% | |Олигофрения |11% |8% |13% |
[pic] Психические нарушения различной тяжести встречались у подавляющего большинства детей, находившихся в приюте. Во многих случаях они создавали значительные трудности в процессе реабилитации детей. Проявления психических нарушений в значительной мере определялись возрастом детей: у дошкольников и младших школьников преобладала задержка психического развития, но с началом обучения в школе столь же демонстративными становились признаки органического поражения головного мозга. У подростков 13-17 лет можно было говорить о преобладании остаточных явлений раннего органического поражения мозга, которые проявлялись, разнообразными психопатоподобными нарушениями поведения. Таким образом, наиболее распространенным психическим нарушением у детей в приюте является задержка психического развития различной степени тяжести. Основной причиной ее возникновения, несомненно, было грубое пренебрежение родителями своими обязанностями по воспитанию детей, отсутствие эмоционально теплых отношений между родителями и детьми. Определенную роль в возникновении задержки психического развития играли и биологические факторы. В этих случаях можно говорить о задержке психофизического развития, которое отмечалось у дошкольников и младших подростков (в 10-13 лет). Задержка психического развития проявлялась следующими симптомами: сниженной познавательной активностью; неумением выделять существенные признаки; конкретностью мышления, недостаточно способностью к обобщению; неразвитостью абстрактного мышления, ограниченностью круга интересов повседневной жизнью; скудным запасом формальных знаний; слабостью произвольной регуляции деятельности. Задержка психического развития у дошкольников и младших школьников наиболее демонстративно проявлялась в отставании речевого развития. Дети имели крайне ограниченный запас слов, фразовая речь у них формировалась к 4-5 годам. При достаточно хорошем понимании обращенной к ним речи дети-дошкольники не умели пользоваться речью для общения с взрослыми и сверстниками. В некоторых случаях дети 3-5 лет первые недели пребывания в приюте сами почти не говорили, хотя понимали просьбы персонала и выполняли их. У многих дошкольников и младших школьников отмечались значительные нарушения артикуляции, слабость фонематического слуха. Задержка психического развития в эмоциональной сфере проявлялась ограниченностью эмоционального реагирования только крайними, наиболее примитивными чувствованиями, слабой эмоциональной откликаемостью, трудностью выражений своих переживаний, негативизмом по отношению к взрослым. Основными неврологическими проявлениями органического поражения головного мозга у дошкольников и младших школьников были: признаки повышенного внутричерепного давления (головные боли, ухудшение самочувствия при перемене погоды, плохая переносимость транспорта, душных помещений), сходящееся косоглазие, энурез, плохой аппетит, трудность засыпания. У подростков 13-15 лет и старше чаще всего отмечались черты неустойчивости (легкое подчинение чужому влиянию, безволие, прежде всего во всем, что касалось труда, учебы; отсутствие целеустремленности и склонность к праздному времяпровождению). Таким образом, дети, находящиеся в приюте, имеют многочисленные и сложные психологические, поведенческие и социальные проблемы, педагогически запущены, зачастую отстают в развитии, отягощены хроническими заболеваниями и психическими нарушениями. Все это обусловливает необходимость комплексной реабилитации детей в приюте.
Организация прививочной работы
Важная роль в снижении заболеваемости отводится профилактическим прививкам. Прививки в приюте проводятся в соответствии с приказом № 229 от 27.06.01г. «О национальном календаре профилактических прививок». Сложность в планировании прививок в приюте заключается в том, что дети часто поступают или совсем без формы 63, или с нарушенным графиком проведения прививок. В каждом случае на ребёнка составляется индивидуальный план прививок. При отсутствии сведений о прививках проводится РПГА. Говорить о процентном выполнении плана прививок сложно в связи с тем, что время пребывания детей в приюте недолгое и запланировать прививки на длительный срок, а порой даже на следующий месяц, не представляется возможным. В конце каждого месяца составляется план прививок на следующий месяц на присутствующих детей. Форма 63 находится в приюте. Отчёт о проделанных прививках подаётся в поликлинику 1 ГДБ. Сведения о прививках также заносятся в ф.26, 112. перед проведением каждой прививки проводится осмотр ребёнка с обязательной термометрией, осмотром кожи и зева. Данные осмотра и разрешение на прививку вносятся в ф.26, в ней же мс ведет наблюдение за реакцией на прививку в определённые сроки. Постоянных и длительных медотводов за время моей работы не наблюдалось. Выполнение плана профилактических прививок, проведённых в приюте за 2000 – 2002г. представлено в таблице 10.
Таблица 10. |Вакцинопрофилактика |Годы | |против: | | | |2000г. |2001г. |2002г. | |Дифтерии |- |- |- | |Коклюша |- |- |- | |Ревакцинация против коклюша |95,6% |97% |99,2% | |Ревакцинация против дифтерии R1 |98% |98,5% |100% | |Ревакцинация против дифтерии R2 |99,2% |100% |100% | |Ревакцинация против дифтерии RЗ |96% |95% |98% | |Вакцинопрофилактика против полиомиелита|95% |97% |97,3% | |Ревакцинация против полиомиелита |100% |100% |100% | |Вакцинопрофилактика против кори |- |- |- | |Ревакцинация против кори |97,5% |98% |98,3% | |Вакцинопрофилактика против |- |- |- | |эпидемического паротита | | | | |Ревакцинация против эпидемического |95,2% |96% |97,3% | |паротита | | | | |Вакцинопрофилактика против туберкулеза |- |- |- | |Ревакцинация против туберкулеза |- |- |- |
Бак. препараты медсестра получает в поликлинике, их доставка осуществляется в сумке – холодильнике с хладоэлементами. Затем бак. препараты хранятся в холодильнике на специальных промаркированных полках. Расход и приход бак. препаратов регистрируется в специальном журнале, куда вносятся данные о дозе, контроле, месте изготовления препарата. Проведение реакций Манту и БЦЖ осуществляется в прививочном кабинете поликлиники.
Противотуберкулёзная работа
Туберкулез-заболевание, ставшее очень актуальным за последние 8-10 лет. Об этом говорят показатели заболеваемости туберкулезом по краю: в 2001г.-34 на 100000 и 2002г.-31 на 100000 детского населения. Работа по профилактике туберкулеза осуществляется согласно: Приказа № 324 от 29.11.95 «О совершенствовании противотуберкулезной помощи в РФ». Федерального закона от 18.06.01г. «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ». Решения совета безопасности Красноярского края от 11.03.02г. «О мерах по обеспечению безопасности населения Красноярского края в период эпидемии туберкулеза». Неблагоприятные социально – бытовые условия, в которых жила основная масса детей приюта, не могли не сказаться на увеличении количества тубинфицированных детей. Так как обращаемость в поликлинику, как детей, так и взрослых очень низка, то зачастую диагноз туберкулёза у родителей ставится очень поздно и дети подолгу живут в одной комнате с больными туберкулёзом, пользуются общей посудой и бытовыми предметами. В практике были случаи, когда дети поступали без данных о реакции Манту за несколько лет. При проведении туберкулинодиагностики, рентгенологического и лабораторного обследования, выяснения анамнеза, консультации фтизиатра выставляется диагноз: туберкулёз внутригрудных лимфоузлов. Эти дети проходили длительное лечение в стационаре, затем в санатории «Пионерская речка». Профилактическая работа, направление на предупреждение инфицирования детей ведётся постоянно. Всем детям, поступающим в приют и не имеющим реакции Манту в текущем году, проводится туберкулинодиагностика. В случае положительной реакции Манту консультируем у фтизиатра в противотуберкулёзном диспансере на Мира 20. Проводится комплексное обследование: анализ крови, анализ мочи, рентгенографическое обследование (по показаниям томографическое обследование, исследование выделений на ВК). Для выставления диагноза фтизиатру очень помогает анамнез, но этого как раз зачастую и нет: мы не знаем, чем болел ребёнок, его родители, как развивался ребёнок, лечился ли он ранее и т.д. В таблице 11 приведены данные о процентном соотношении инфицированных туберкулезом детей к общему числу детей в сравнении по годам.
Таблица 11. |заболевание |2000г. |2001г. |2002г. | |Тубинфицирование |24 |30 |42 | |Поствакцинальная |1 |1 |- | |аллергия | | | | |Выраж. туб пробы |1 |1 |1 | |Туб. контакт |- |1 |2 | |Туберкулёз | | | | |внутригрудных |2 |- |2 | |лимфоузлов | | | | |Пролечено |5 |6 |8 | |Всего |28 |33 |47 | |% |32% |41% |49% |
Вывод: как видно из приведённых данных, к сожалению, приходится констатировать, что с каждым годом количество тубинфицированных детей увеличивается, что является отражением неблагоприятной обстановки по туберкулёзу в городе и крае, низкой санитарной культурой населения. В приюте проводится работа по профилактике туберкулёза и среди сотрудников. В ежегодный план работы медицинской службы в обязательном порядке включается довести % флюорографического обследования сотрудников до 100%. Все сотрудники проходят флюорографическое обследование в поликлинике по месту жительства. Туберкулёза за всё время моей работы среди сотрудников не выявлено.
Организация и проведение противоэпидемических мероприятий
Большим и даже вероятно самым важным разделом моей работы является предупреждение возникновения в приюте инфекционных заболеваний. Указанные мероприятия включают:
Страницы: 1, 2, 3, 4