Хотелось бы обратить внимание на выбор сюжетов росписи. Не может не поразить, как сюжеты росписи аблязовской церкви определяют жизнь и судьбу Александра Николаевича Радищева. Конечно, в таком восприятии сказывается не только наше знание биографии писателя, но и современное ее осмысление. В то же время нельзя не заметить, что родовое имение, тем более церковь - духовный центр его - имеет особую энергетику и особенные, сакральные связи с духовной и нравственной жизнью ее владельцев, в отличие от благоприобретенных имений. Радищевы отличались глубокой и искренней религиозностью. Дед писателя, Афанасий Прокопьевич Радищев, построил в Малоярославце большой каменный соборный храм, рядом с которым и был похоронен. Приверженность морально-нравственным постулатам христианства для отца писателя, Николая Афанасьевича, была выше сословных предрассудков. Достаточно напомнить его реакцию на известие о детях писателя от второго брака с Елизаветой Васильевной Рубановской, которая была сестрой его первой жены Анны Васильевны. «Или ты татарин, чтоб жениться на свояченице? Женись ты на крестьянской девке, я б ее принял, как свою дочь». Николай Афанасьевич построил церковь в аблязовской вотчине. В конце жизни он некоторое время жил в Саровской пустыни. В его аблязовском доме было значительное собрание богословских книг. Вопрос о религиозности самого писателя требует специального тщательного исследования. Однако не вызывает сомнения, что изображения событий земной жизни Христа, ежедневно виденные мальчиком в детстве, не могли не повлиять на формирование нравственного строя его личности, на выбор образцов для подражания, на систему нравственных ориентиров. Таким образом, косвенно, неосознаваемо и подспудно сюжеты фресок определяли его поступки, поведение, характер и, в итоге, судьбу.
Есть определенный параллелизм с жизнью писателя и сюжетами росписи четвертого яруса - Искушение камнями и Искушение властью. Ответ Христа на предложение дьявола превратить камни в хлебы: «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом Божиим», - является как бы смыслом и внутренним стержнем всей деятельности Радищева, просветителя и гуманиста, его предопределением. Испытал будущий писатель и искушение властью. С целью подготовки государственных чиновников высшего ранга Екатерина II отобрала и отправила в Лейпциг лучших учеников Пажеского корпуса, в том числе и Радищева. Они должны были занять первые властные посты и определять политику государства. Напомним свидетельство А.С. Пушкина из статьи о Радищеве: «Следуя обыкновенному ходу вещей, Радищев должен был достигнуть одной из первых ступеней государственных, но судьба готовила ему другое». Следом за сюжетом искушения идет композиция Христос и Закхей, смысл которой в том, что Сын Божий обращает внимание и помогает и грешникам, и всем, стремящимся увидеть свет истины. Радищев обращает свои взоры окрест себя, и душа его «страданиями человечества уязвлена стала». Следующая композиция - Призвание апостолов - не требует особой расшифровки: писатель через чтение глав своей книги среди друзей пропагандирует свои взгляды, но один из тех, кому он доверился, доносит на него, посылая экземпляр императрице. Смысл дальнейших сюжетов, повествующих о чудесах, творимых Христом, заключает в себе твердость в вере, непоколебимую уверенность в избранной стезе. Особенно поразительна внутренней связью с биографией писателя Притча о свече из росписи пятого яруса. «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу». Поведение писателя после напечатания анонимно, в домашней типографии, «Путешествия из Петербурга в Москву» говорит о том, что он был готов к самому тяжкому исходу своей жизни и знал, на что идет. Дальнейшие сюжеты шестого и седьмого ярусов рассказывают о процессе раскаяния и преодоления человеком своей греховной жизни и его устремленности к истинной вере и любви, к спасению души. В Притче о неразумном богаче Спаситель говорит: «Не заботьтесь о том, что вам есть, что пить и во что одеваться. Душа больше пищи, и тело - одежды... Прежде всего, ищите Царствия Божия и правды Его, и это все приложится». Лепта вдовицы, пожертвовавшей на храм всё, что имела, проецируется на известные факты из биографии А.Н. Радищева, совсем небогатого человека, напечатавшего книги на свои средства, практически не оставив никакого наследства своим детям. Притча о сеятеле как бы предсказывает судьбу книги Радищева. Безусловно, одной из самых пророческих и сакрально связанных с жизнью всей семьи Радищевых является Притча о блудном сыне. Для счастливой и благополучной жизни покидал мальчик Радищев родительский дом в детстве, отпущенный на учебу в Москву». Тогда никто и не мог предвидеть, как сложится судьба Радищева».
Спасо-Преображенский храм связан с жизнью бывших обитателей усадьбы: здесь Радищевы были на исповеди, крестили детей, венчали, отпевали. В 1977г. в Храме восстановлен семейный склеп Радищевых, в котором находится 11 захоронений, среди них отец и мать писателя, брат Михаил, младший сын Афанасий.
Ныне действующий храм (закрыт - в 1936г., открыт – в 1991г) совместно используется церковью и музеем. В храме располагается музейная экспозиция “Из верхнеаблязовской хроники”. В ней представлены сохранившиеся предметы церковного убранства, венец, флакон для мирро, плащаница - полотнище с изображением положения тела Христа во гроб; купель – чаша на высокой подставке, предназначенная для обряда крещения.
Спасо-Преображенской церкви сыном писателя Афанасием была подарена семейная икона с образами святых тезоименитых покровителей членов семейства Радищевых: на иконе запечатлены лики св. Феклы, св. Николая Чудотворца, св. Александра Невского.
К мемориальным радищевским местам относится Христово-Рождественская церковь в селе Нижнее Аблязово Кузнецкого района.
Рождественская церковь – одна из старейших в области, возведена в эпоху Петра 1 в 1724г. прадедом А.Н. Радищева Григорием Афанасьевичем Аблязовым, ставшим в конце жизни схимомонахом Германом. Церковь освящена в 1729г. во имя Рождества Христова, с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и преподобного Александра Свирского.
Как памятник 18 века, церковь в архитектурном отношении является образцом старого петровского барроко. Каменная постройка представляет собой четверик (квадрат), на котором возведен восьмерик, завершающийся четырехскатной кровлей с главкой. К храму примыкает шатровая колокольня. Ощущение строгого изящества придает белый цвет.
Чутье пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт говорят об одаренности неизвестных русских зодчих. Церковь огорожена сохранившейся кованой декоративной железной оградой. Все вместе: храм, колокольня, ограда создают единый художественный комплекс, который удачно вписался в окружающий ландшафт. Природа сделала великое даром. Церковь возведена на взгорье и при подъезде к селу Нижнее Аблязово открывается чудесный вид: легкий изящный силуэт словно парит в воздухе над русским раздольем.
Неотъемлемой частью храмового архитектурного комплекса является сохранившийся резной скульптурный интерьер русского барокко. Строгое петровское барокко внешних форм храма дополняется пышным барочным интерьером времен Елизаветы Петровны, которому присущи роскошь, пышность, великолепие.
По внутреннему убранству Рождественская церковь заслуживает внимание как уникальный образец декоративно-прикладного искусства первой половины 18 века. Резной деревянный с позолотой иконостас со скульптурными изображениями ангелов, святых, Господа – явление редкое в оформлении православных храмов. Подобных иконостасов насчитывается только три (в Нижнем Аблязове, на Урале, на Украине). Деревянная скульптура, запрещенная реформами Никона в 17 веке, уничтожалась указами Священного Синода в 18-19 веках и ныне явление уникальное. И тем ценнее встреча с этим чудом. Скульптура, живопись, обильная декоративная резьба – все сливается в едином ансамбле цвета и пластики барокко (Барокко – т.е. “причудливый”). В украшение интерьера вводятся элементы стиля рококо – позднего барокко: раковина и акант (сложно вырезанные листья) обрели причудливые формы; раковина превращается то в сложный завиток с странными прорезями, то в картуш (украшение в виде щита или свитка с эмблемой, монограммой) с отростками; золоченые гирлянды; рокайль (декоративный орнамент, имитирующий соединение причудливых раковин и диковинных растений). Живопись и скульптура стремятся “перекричать” архитектуру.
Среди икон в Рождественском храме особо почитаема икона Скоропослушница 1876 года, “писана на святой горе Афон монахами скита великомученика Пантелеймона для благочестивых прихожан церкви в селе Нижнее Аблязово” [23].
Еще одно историческое место, связанное с именем А.Н. Радищева - Смоленский овраг, который находится в лесу в пяти километрах от музея-усадьбы Радищева. Место связано с преданием о спасении семьи Радищевых во время Пугачевского бунта 1775г. Аблязовские крестьяне не захотели выдать своего барина Николая Афанасьевича (отца писателя) пугачевцам и спрятали его в лесу вместе с зятем Аблязовым. Детей Радищевых крестьяне спрятали в своих семьях. Н.А. Радищев в память о спасении построил в лесном овраге часовню. В конце жизни отец писателя жил в лесу на пчельнике, отпустив бороду, в простом кафтане, проводя время в молитве. Предания доносят, что на этом историческом месте в источнике явлена была икона Смоленской Божией Матери. Жители окрестных сел: Радищево, Анненково, Чибирлей, Торлаково, - ходили на святой источник за водой для исцеления болезней. Во время засухи крестным ходом шли к роднику Смоленского оврага, где совершали молебен.
В 2001 г. в Смоленском овраге была восстановлена часовня, благоустроен святой источник. Ежегодно 10 августа в день празднования иконы Смоленской Божией Матери совершается крестный ход и богослужение у родника [15].
Для создания более привлекательного туристского продукта необходимо разнообразить уже имеющиеся предложения, украсить их играми, викторинами, театрализованными представлениями, в полной мере приблизив все происходящее к эпохе 18 века.
Присутствие фольклорного элемента объясняется интересом туристов к историко-культурной, этнографической жизни конкретного региона, его экзотике.
Фольклор привлекателен своей символической ритуальностью, выразительностью форм, культурно-нравственной ценностью. Фольклорное наследие служит ресурсом в развитии культурного туризма, средством привлечения туристов в межсезонье.
Фольклор выступает в качестве информационного ресурса, отраженного в экскурсиях, путеводителях, музыкальном сопровождении экскурсионных маршрутов.
Пензенский фольклор отличается жанровым разнообразием: сказки, легенды, предания, присловья, загадки, игры, песни. Знакомясь с ними, словно читаешь огромную книгу жизни. История отразилась в народных преданиях, песнях [15].
2.3 Выбор поставщиков услуг
В обслуживании туристов во время путешествий участвует множество разнообразных предприятий и организаций. К ним относятся: предприятия, предоставляющие средства размещения (гостиницы, турбазы, мотели и др.); предприятия питания (рестораны, кафе, столовые и др.); экскурсионные фирмы; транспортные компании и предприятия; шоу, кино, видео и другие подобные организации; спортивные предприятия и сооружения; рекреационные предприятия, бытовые фирмы; торговые организации и многие другие. Все предприятия и организации, участвующие в комплексном обслуживании туристов во время прохождения тура, в туристской практике принято называть поставщиками услуг.
При решающей организационно-комплектующей роли туроператора и его значении в продвижении туристского продукта нельзя переоценить и роль поставщиков услуг в обслуживании туристов. В конечном счете контакт с туристами на турах происходит именно на уровне обслуживания, т. е. восприятие туристом тура как качественного товара во многом зависит от качества каждой отдельной услуги, от ее соответствия уровню потребностей определенной группы туристов. Поэтому при составлении программ туров особое внимание уделяется поставщикам услуг.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11