Рефераты. Правовые аспекты планирования семьи

В соответствии со ст. 255 ТК РФ женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 ка­лендарных дней (при многоплодной беременности — 84) до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении 2 и более детей — 110) календарных дней после родов. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставля­ется женщинам полностью независимо от числа дней, фактичес­ки использованных до родов. Пособие выплачивается за период отпуска по беременности и родам. При усыновлении ребенка в возрасте до 3 месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня его усыновления и до истечения 70 календарных дней (в случае одновременного усыновления 2 и более детей — 110 дней) со дня рождения ребенка (детей) (ст. 257 ТК РФ). Порядок предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка, утвержден постановлением Правитель­ства РФ от 11 октября 2001 г. Им могут предоставляться отпуска по уходу за ребенком на период со дня усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней со дня его рождения, а при одновременном усыновлении 2 и более детей — 110 календар­ных дней, а также до достижения ребенком 3 лет. В случае усыновления ребенка обоими супругами указанные отпуска пре­доставляются одному из них. На период отпуска по уходу за ребенком до истечения 70 (а в указанных выше случаях — 110) дней со дня его рождения назначается и выплачивается пособие при усыновлении ребенка в порядке и размере, установленных для выплаты пособия по беременности и родам.

Женщины, подлежащие государственному социальному страхованию, для назначения пособий по беременности и родам предъявляют листок нетрудоспособности. Листок нетрудос­пособности в данном случае выдается акушером-гинеколо­гом, а при его отсутствии — врачом, ведущим общий прием. При операции «подсадка эмбриона» листок выдается опери­рующим врачом на период с момента госпитализации до уста­новления факта беременности.

Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства РФ от 8 января 1996 г., предусматривает необходимость обеспе­чения минимального уровня потребления продуктов пита­ния, в том числе для беременных и кормящих матерей, по доступным ценам, а также реализации льгот, предусмотрен­ных законодательством о труде.

Предоставление социальных гарантий и льгот беременным женщинам и женщинам, имеющим детей, является лишь одним из элементов государственной системы регулирования рождаемости. Не менее важен вопрос о предохранении от  нежелательной беременности. В этом плане необходимо обеспечить не только бесплатные консультации по вопросам пла­нирования семьи, но и доступность современных высокоэффективных контрацептивов. В медицинской литературе при­водятся примеры по организации профилактики абортов на отдельных предприятиях. Так, на Шахтинском хлопчатобумажном комбинате за год удалось снизить уровень абортов на 40,4%. Женщинам не только давали необходимые консульта­ции и подбирали противозачаточные средства, но и бесплатно их выдавали. Развитию отечественной индустрии контрацеп­тивов могло бы способствовать предоставление  таким произ­водителям существенных налоговых льгот.

Помимо применения современных противозачаточных средств для реализации мер по планированию семьи и охране репродуктивного здоровья необходимо обеспечить профилак­тику и раннее выявление заболеваний половой сферы. Это соответствует принципу приоритета профилактических мер, на котором должна строиться национальная система здраво­охранения. К сожалению, число граждан,  обращающихся в лечебные учреждения с профилактической целью, невелико. Так, по данным статистических исследований, число женщин, обращающихся в женские консультации для профилактических осмотров, составляет около 30%.

Рождение здорового потомства обеспечивается не только здоровьем матери, но и отца. Репродуктивная андрология сегодня широко представлена лишь в Скандинавских странах и в Центральной Европе.

Специализированная андрологическая помощь в нашей стране только начинает разви-вать­ся. Создаются центры репродуктивной медицины, которые оказывают помощь бес-плодным парам. Причины бесплодия различны (надо сказать, что анализы, необходимые для выяснения причин бесплодия и многие лекарственные препараты, применяемые в процессе лечения последнего, стоят достаточно дорого, что также может стать причиной отказа женщины с низким заработком от продолжения лечения). У женщин — перене-сенные ранее гинекологиче­ские заболевания, аборты. У мужчин возможно секреторное (нарушение процесса выработки и созревания сперматозои­дов), экскреторное (как прави-ло, это результат травм, воспа­лений и других повреждений семявыводящих путей, кото­рые становятся непроходимыми) и аутоиммунное (недоста­точность выработки мужских половых гормонов) бесплодие. Для его лечения применяются методы микрохирургии (в том числе эндоскопической и транскатетерной), репродуктивной эндокринологии, а также искусственного оплодотворения. Важно также исключить вредное воздействие неблаго-прият­ных производственных факторов, нормализовать ситуацию в области охраны труда.

В Комитете по охране здоровья Государственной Думы довольно давно обсуждается проект Федерального закона «О репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуще­ствления». Под репродуктивными правами в этом законопро­екте понимаются права граждан на охрану репродуктивного здоровья и свободный выбор поведения в отношении  рожде­ния или отказа от рождения ребенка в браке или вне брака, а также на медикосоциальную, информационную и консуль­тативную помощь, обеспечивающую этот выбор.

    В проекте расширяется перечень репродуктивных прав, и в их числе предусматривается право мужчин на отложенное родительство, если их профессиональная деятельность или выполне­ние воинской обязанности сопряжены с риском утраты реп­родуктивного здоровья. По нашему мнению, в данном случае можно говорить не только о риске утраты репродуктивного здоровья, но и о риске для жизни. Право на отложенное родительство обеспечивается возможностью помещения спер­мы на хранение в учреждение, имеющее лицензию на прове­дение искусственного оплодотворения и имплантацию эмб­риона. В проекте закона более четко определяется содержание права на предупреждение нежелательной беременности, пра­ва на безопасное материнство.


1.2. Правовое регулирование медицинской деятельности

    по искусственному прерыванию беременности.


Нравственная оценка искусственного прерывания беремен­ности изменялась на протяжении человеческой истории. Е.Г. Афанасьева приводит в подготовленном ею рефератив­ном обзоре следующие данные. В античные времена аборты были распространены очень широко. Платон и Аристотель одобряли их как средство предупреждения чрезмерного роста населения. Если аборт производился добровольно, то никакие санкции не применялись. Негативная оценка искусственного прерывания беременности как явления, представляющего опасность для здоровья женщины и нарушающего демогра­фические интересы государства, была высказана впервые Цицероном, Овидием и Сенекой. Однако независимо от отно­шения к аборту эмбрион продолжали рассматривать как часть материнского организма.

 «Концепция аборта как убийства зарождается в эллинистичес­кую эпоху и укореняется одновременно с превращением хрис­тианства в государственную религию. С ее утверждением тесно связан теоретический спор о том, является ли эмбрион душой, и если да, то с какого момента. Большинство теологов, среди них Августин и Фома Аквинский, считали, что эмбрион мужско­го пола приобретает человеческую душу на 40-й день после зачатия, а женского пола — на 80—100-й день. Поэтому преры­вание беременности сроком до 40 дней расценивалось как менее тяжкое деяние, а после этого срока — приравнивалось к убийству. Эмбрион считался уже не частью материнского организма, а самостоятельным существом. В 1588 г. папа Сикст V разъясняет, что уничтожение любого эмбриона приравнивается к убийству. Вплоть до XVIII века в    большинстве стран аборт был запрещен под страхом смертной казни. Затем санкции несколь­ко смягчаются. Последние 20 лет ознаменовались в ряде стран частичной легализацией добровольного прерывания беремен­ности»[3].

Право на репродукцию в равной мере принадлежит обоим родителям. Но медицинский аспект аборта (с юридической точки зрения) может касаться только матери. Проблему пре­рывания беременности вправе решать только она.

Проблему правомерности аборта и его запрета невозможно разрешить без определенного ограничения свободы распоряжения репродуктивными правами. Возможен либо полный запрет абортов, либо их разрешение при крайней необходи-мости, либо расширение этого права до пределов жизнеспособно­сти плода. Бесспорно, абсолютный запрет любых абортов неце­лесообразен, но разрешение этой операции по воле женщины без учета других обстоятельств допустимо лишь в самые ран­ние сроки.

Согласно ст. 36 Основ Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан каждая женщина в России вправе самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусствен­ное прерывание беременности проводится по желанию жен­щины при сроках беременности до 12 недель, по социальным показаниям — до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласии женщины — независимо от срока бе­ременности.

Перечень социальных показаний для искусственного пре­рывания беременности был утвержден постановлением Пра­вительства РФ от 11 ноября 2003 года №485 «О перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности» В нем предусмотрены следую­щие обстоятельства:

•  наличие инвалидности 1-й или 2-й группы у мужа;

•  смерть мужа во время беременности жены;

•  пребывание женщины или ее мужа в местах лишения свободы;

•  признание женщины или ее мужа в установленном порядке безработными;

•  наличие решения суда о лишении или ограничении родительских прав;

•  наличие факта, что женщина не состоит в браке;

•  расторжение брака во время беременности;

•  беременность в результате изнасилования;

•  отсутствие жилья, проживание в общежитии, на частной квартире;

•  наличие у женщины статуса беженца или вынужденного пересе­ленца;

•  многодетность (число детей 3 и более);

•  наличие в семье ребенка-инвалида;

•  размер дохода на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, установленного в регионе.

Перечень медицинских показаний для искусственного пре­рывания беременности определен приказом Министерства здравоохранения от 28 декабря 1993 г. К ним относятся: туберкулез (все активные формы), сифилис, ВИЧ-инфекция, наличие в настоящем или прошлом злокачественных новооб­разований всех локализаций, острый и хронический лейкоз, врожденный порок сердца, состояние физиологической незре­лости (несовершеннолетние) или угасания репродуктивной системы женщины (возраст 40 лет и более). При наличии у беременной заболевания, не указанного в перечне, но созда­ющего угрозу жизни или ущерба для здоровья женщины или новорожденного при продолжении беременности и родах, вопрос о прерывании беременности решается индивидуально. Медицинские показания к прерыванию беременности уста­навливаются в амбулаторно-поликлинических или стацио­нарных учреждениях комиссией в составе врача акушера-гинеколога, врача той специальности, к области которой от­носится заболевание (состояние), руководителя учреждения[4].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.