На этапе педагогического эксперимента осуществлялась работа по внедрению в учебно-тренировочный процесс экспериментальной методики н обучения и совершенствования технико-тактических приемов юных волейболистов 13-14 лет на основе использования описанных в предыдущем разделе основных методических принципов построения экспериментальной программы. Данная методика основана на описанной в научно-методической литературе с внесенными в нее изменениями и дополнениями автором данной выпускной квалификационной работы.
В экспериментально группе учебно-тренировочный процесс проводился с использованием разработанной нами экспериментальной методики, в контрольной группе по общепринятой.
На начальной стадии педагогического эксперимента в экспериментальной и контрольной группах были проведено выявление показателей технической подготовленности. По завершение эксперимента было проведено повторное тестирование. Сравнение изменение динамики этих показателей в контрольной и экспериментальной группах позволило нам судить об эффективности разработанной экспериментальной методике.
Результаты педагогического эксперимента представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительные данные результатов освоения технических приемов юных волейболисток 13-14 лет в экспериментальной и контрольной группах до и после педагогического эксперимента (Х±m)
Технические
приемы
Эксперимент. гр
(n=19)
Прирост
%
P
Контрольн. гр. (n=16)
Результат
исходн.
конечн.
1. Подача
3,1±0,9
3,5±0,8
12,9
<0,05
3,0±0,6
3,2±0,5
6,7
2. Прием мяча
2,8±0,7
7,1
2,6±0,5
2,7±0,5
3,8
3. Передача мяча
3,1±0,5
3,5±0,7
12,8
2,8±0,8
3,0±0,7
4. Нападающий удар
2,8±0,3
10,7
2,8±0,6
2,9±0,4
3,6
5. Игра в защите
2,5±0,3
3,10,5
13,7
5,3
Анализ результатов исследования в экспериментальной группе показывает, что наиболее эффективно юные волейболистки осваивали такие технические приемы, как подача и передача мяча. Прирост показателей техники их выполнения соответственно составил 12,9% и 12,8%. В контрольной группе прирост этих показателей был менее значителен – 6,7% и 7,1%. В таком техническом приеме, как нападающий в экспериментальной группе прирост составил 10,7%, тогда как в контрольной только 3,6%. Наименьшая разница между экспериментальной и контрольной группой зафиксирована в приросте качества приема мяча. В экспериментальной группе он составил 7,1, в контрольной группе – 3,8%. Но наибольший прирост в экспериментальной группе составил в игре в защите – 13,7%, тогда как в контрольной группе только 5,3%.
По результатам тестирования физических качеств были получены следующие результаты (табл.3)
Таблица 3
Средние значения показателей тестирования специальных физических качеств волейболистов контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента (X±m)
Группа
Количество выпрыгиваний, раз
Прыгучесть, см
Скоростная выносливость, с
До
эксп.
После
Экспериментальная
68,1±2,6
73,4±2,6
41,3±2,4
45,4±1,9
23,6±1,7
27,5±1,9
Контрольная
67,8±2,4
69,6±2,3
41,6±2,2
43,8±2,3
23,7±1,6
26,9±1,7
Коэффициент
корреляции (P(t))
< 0,05
По результатам практических исследований можно заключить, что прирост физических качеств, в частности прыгучести и прыжковой выносливости в экспериментальной группе по сравнению с контрольной несколько выше. Динамика прироста представлена в таблице 4.
Таблица 4
Динамика прироста показателей тестирования специальных физических качеств волейболистов контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента (в %)
Прирост, %
7,8
9,9
16,5
2,7
13,5
Так в экспериментальной группе существенно улучшились физической подготовленности в скоростной выносливости (16,5%), тогда как в контрольной группе только – 13,5%. Не столь значительны показатели прироста в количестве выпрыгиваний (экспериментальная группа – 7,8%; контрольная – 2,7%) за матч и в прыгучести (экспериментальная группа – 9,9%; контрольная – 5,3%). Но и здесь динамика прироста в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.
Таким образом, экспериментальная методика существенно позволяет улучшить техническую и специальную физическую подготовленность юных волейболисток в пляжном волейболе.
1. Подготовка игрока в пляжный волейбол должна осуществляться небольшими последовательными шагами; благодаря этому можно будет уделить равное внимание всем элементам игры, и добиться разносторонней подготовки игрока. Поскольку в основной версии игры участвуют команды, состоящие только из двух человек, каждый игрок в пляжный волейбол должен одинаково хорошо выполнять функции подающего, принимающего, разводящего, нападающего, блокирующего и защитника.
2. Классификация форм обучения в пляжном волейболе построена на основе подхода, базирующегося на требовании эффективности обучения и удобства организации тренировок:
- тренировка одного игрока с тренером или без тренера;
- тренировка двух игроков с тренером или без тренера:
- тренировка трех игроков с тренером или без тренера;
- тренировка четырех игроков с тренером или без тренера;
- тренировка пяти и более игроков с тренером или без тренера.
3. Экспериментальная методика предусматривала поэтапное построение тренировочного процесса: сентябрь – ОФП; в октябрьском мезоцикле подготовки большее внимание уделялось технико-тактическим упражнениям с волейбольными мячами, а также специальной тренировочной работе в объемах от 320 до 370 минут в неделю и общей физической подготовке – от 50 до 75 минут; в ноябре - январе специальная тренировочная работа выполнялась в объемах от 190 до 290 минут в неделю, а на общую физическую подготовку приходилось от 35 до 50 минут; м марте и апреле в зависимости от участия в соревнованиях специальная тренировочная работа в целом была увеличена, наиболее характерные объемы для этого периода – 280-300 минут в неделю, тогда как на общую физическую подготовку отводилось от 20 до 50 минут. Соревновательные нагрузки составляли 50-100 минут в неделю. За время педагогического эксперимента было выполнено специальной тренировочной работы 11590 мин, сумма общефизических упражнений составила 1955 мин, соревновательной деятельности - 2230 мин.
4. Анализ результатов исследования в экспериментальной группе показывает, что наиболее эффективно юные волейболистки осваивали такие технические приемы, как подача и передача мяча. Прирост показателей техники их выполнения соответственно составил 12,9% и 12,8%. В контрольной группе прирост этих показателей был менее значителен – 6,7% и 7,1%. В таком техническом приеме, как нападающий в экспериментальной группе прирост составил 10,7%, тогда как в контрольной только 3,6%. Наименьшая разница между экспериментальной и контрольной группой зафиксирована в приросте качества приема мяча. В экспериментальной группе он составил 7,1, в контрольной группе – 3,8%. Но наибольший прирост в экспериментальной группе составил в игре в защите – 13,7%, тогда как в контрольной группе только 5,3%.
5. По результатам практических исследований можно заключить, что прирост физических качеств, в частности прыгучести и прыжковой выносливости в экспериментальной группе по сравнению с контрольной несколько выше. Так в экспериментальной группе существенно улучшились физической подготовленности в скоростной выносливости (16,5%), тогда как в контрольной группе только – 13,5%. Не столь значительны показатели прироста в количестве выпрыгиваний (экспериментальная группа – 7,8%; контрольная – 2,7%) за матч и в прыгучести (экспериментальная группа – 9,9%; контрольная – 5,3%).
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахмеров, Э.К. Волейбол для начинающих / Э.К. Ахмеров. - Минск: Полымя, 1985. - 78 с.
2. Беляев, А.В. Волейбол: теория и методика тренировки / А.В. Беляев, Л.В. Булыкина. – М. : ФиС. – 2007. – 98 с.
3. Беляев, А.В. Волейбол. Учеб. для институтов и академий физической культуры / А.В. Беляев , М.В. Савин . - М.: ФОН, 2000. – 131с.
4. Беляев, А.В. Основные упражнения как средство развития физических качеств волейболисток / А.В. Беляев, Л.В. Булыкина // Детский тренер (журнал в журнале) – М. ФИС, 2005. - №4. – С.14.
5. Беляев, А.В. Тренировочный эффект игровых упражнений волейболистов / А.В. Беляев. – М., 1986.- 245с.
6. Беляев, А.В. Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование: методическое пособие / А.В. Беляев. – М., 1995. – 287с.
7. Беляев, А.В. Эффективное использование интегральных упражнений на занятиях по волейболу / А.В. Беляев // Детский тренер (журнал в журнале) – М. ФИС, 2004. - №4. – С. 26.
8. Вандевеге, Б. Две тренировочные недели профессионального пляжного волейбола / Б. Вандевеге. – (#"#">Железняк, Ю.Д. Волейбол: Учебник для ин-тов физ. культуры / Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 239 с.
14. Железняк, Ю.Д. Юный волейболист / Ю.Д. Железняк. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.
15. Железняк, Ю.Д. Волейбол: У истоков мастерства / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский / Под редакцией Ю.В. Питерцева. – М.: «ФАИР-ПРЕСС», 1998 - - 336с.
16. Железняк, Ю.Д., Спортивные игры. Техника, тактика, обучение / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. – М.: Академия, 2001.
17. Ивойлов, А.В. Волейбол / А.В. Ивойлов. - Минск: Вышэйшая школа, 1985. - 261 с.
18. Клещев, Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. Учебное пособие ,Ю.Н.Клещев - М.; Спорт. Академия. Пресс 2002. - 192 с.
19. Клещев, Ю.Н. Юный волейболист / Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 231 с.
20. Костюков, В.В. Пляжный волейбол: методическое пособие / В.В. Костюков, Ю.Б. Чесноков, А.В. Тимохин. – М., 1997. – 96 с.
21. Костюков, В.В. Методика записи и анализа игровых действий в пляжном волейболе / В.В. Костюков, Т.В. Царевская // Сб. научно-практической конференции. – Краснодар, 1996 – С. 31-33.
22. Костюков, В.В. Современные тенденции развития мирового пляжного волейбола / В.В. Костюков // Тезисы докладов международного конгресса "Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы". – Москва, 1998. - т. 1. –С. 265-266.
23. Костюков, В.В. Развитие пляжного волейбола в России: проблемы, перспективы / В.В. Костюков. – (#"#">Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания, теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев . - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
27. Мармор, В.К. Специальные упражнения волейболиста / В.К. Мармор. – Кишинев: «Карта Молдовеняскэ», 1975. – 46 с.
28. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать /Н.Г.Озолин. - М.;ООО "Издательство Астрель" (профессия - тренер), 2003. - 863 с.
29. Оинума, С. Уроки волейбола. Пер. с японского / С. Оинума. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 112 с.
30. Пименов, М.П. Волейбол: специальные упражнения / М.П. Пименов.- Киев, 1993.- 88с
31. Рудковская, Э.В. Динамика нагрузок в макроцикле подготовки юных спортсменок, специализирующихся в пляжном волейболе / Э.В. Рудковская //Вестник спортивной науки. - № 3 – 2007. – С. 3-7.
32. Рудковская Э.В. Оптимизация процесса прыжковой подготовки пляжных волейболисток 14-15 лет средствами изменяющейся опоры / Э.В. Рудковская //Методическое письмо. – М.: ВНИИФК, 2007. – 24 с.
33. Современная система спортивной подготовки /под ред. В.Л.Сыча, Ф.Л.Суслова, Б.Н.Шустина. – М.: Физкультура и спорт, 1995 – 320с.
34. Сероштан, В.М. Оперативный педагогический контроль спортивно-технического мастерства юных волейболистов. Автореф. дис. ... канд. пед. наук /В.М.Сероштан, . - Киев, 1987. - 19 с.
35. Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности. - К.: Олимпийская литература, 1997. - 504 с.
36. Фомин, Е.В. Специальная физическая подготовка юных волейболистов. Методическая разработка. – М., 1993. – 213с.
37. Хапко, В.Е. Совершенствование мастерства волейболистов / В.Е. Хапко, В.Н. Маслов . - Киев: Здоров'я, 1990. - 125 с.
38. Хемберг, С.Пляжный волейбол. Руководство / С. Хемберг, А. Папагеоргиу. – Терра-Спорт, 2004. – 328 с.
39. Хомберг, С. Некоторые советы по технике и тактике пляжного волейбола / С. Хомберг. – (http://lib.sportedu.ru).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8