Рефераты. Подготовка игроков в пляжном волейболе

Каждый партнер обладает различными способностями и навыками, требует особых подходов к взаимодействию, и сам осуществляет взаимодействие своими собственными, одному ему присущими способами. Это положение, всегда считавшееся важным для традиционного волейбола, является абсолютно непререкаемым для игрока в пляжный волейбол, так как даже среди профессионалов два игрока редко играют вместе в на протяжении целого сезона, не говоря уже о нескольких годах.

С самого начала игрока в пляжный волейбол следует ставить в «ситуации выбора», т.е. такие игровые ситуации, для которых существует, по меньшей мере, две возможных варианта поведения; подобные положения стимулируют процессы принятия решения. Это очень важно, потому что ситуации выбора соответствуют специфике пляжного волейбола.

Главная цель обучения игрока в пляжный волейбол - достижение универсализма. Это самоочевидное требование применимо ко всему процессу обучения и обязано своим происхождением тому уже упоминавшемуся факту, что каждый игрок в пляжный волейбол является одновременно и подающим, и принимающим, и пасующим, и нападающим, и блокирующим, и защитником.

Понятие специализации в пляжном волейболе в полной мере применимо лишь к блоку и оборонительной ситуации. Однако очень часто бывает, что каждый из пары игроков в пляжный волейбол обладает очень разными способностями к оборонительным действиям и к блоку. Зачастую это определяется разницей в росте игроков. Еще одним аспектом, который также может быть, вероятно, охарактеризован как показатель тенденции к специализации, является тот факт, что во всех командах пляжного волейбола каждый игрок, особенно в ситуации приема мяча и атаки, занимает свою излюбленную сторону площадки. Упомянутые выше факторы недвусмысленно указывают на то, что специализация не должна становиться целью тренировок и, следовательно, не следует затрачивать времени на отработку у игрока каких-либо специализированных навыков.

В целом обучение должно проводиться в соответствии со спецификой данного вида спорта.

Создание рациональных программ физической подготовки, в наибольшей мере отвечающих психофизиче­ским особенностям, является актуальной задачей специальной подготовки юных спортсменок, специализирующихся в пляжном волейболе. При этом, как показано в ряде работ [4; 5; 11; 27; 32], прыжковая подготовленность оказывает положительное влияние на реализацию технико-тактических возможно­стей волейболисток в соревновательных условиях. В период полового со­зревания развитие организма сопровождается изменением, как морфологи­ческих показателей, так и психофункциональных возможностей, что в итоге ведет к изменениям структуры двигательных действий и формирова­ния игровых навыков [32].

Исследованию специальной физической подготовленности во­лейболистов посвящен ряд работ, которые были направлены, как правило, на изучение различных сторон подготовленности взрослых и юных спорт­сменов в классическом волейболе [9; 18]. При специализированной подготовке юных во­лейболистов особенно актуальной является проблема повышения качества пространственно-силовой ориентировки, совершенствования дифферен­циации мышечных усилий в различных игровых ситуациях [13]. Повышение уровня физической работоспособности сводится не только к разработке новых методов тренировки, но и к поиску рациональных методов развития физических качеств, которые определяют результативность в избранном виде спорта [6; 26; 28; 33].

Анализ литературных источников показал, что в совершенствовании прыжков в пляжном волейболе особое значение приобретают упражнения на развитие "взрывной" силы [32]. Среди методов развития взрывной силы волейболистов можно выделить выполнение упражнений так называемым "ударным" методом (отталкивание после прыжка в глубину) [27]. “Взрывная” сила является разновидностью динамической силы. Уровень этой силы определяет успех в прыжках. Поэтому доминирующим методом в ее развитии будет метод динамических усилий с использованием различных прыжков (прыжки вверх после приземления) [36].

В литературе мы встречаем некоторые методические указания:

- упражнения для развития силы плечевого пояса рекомендуется выполнять с эластичным бинтом;

- для развития главных мышечных групп рекомендуются упражнения с небольшими отягощениями;

- упражнения для мышц живота и спины должны выполняться ежедневно и поэтому не указываются специально;

- метод повторений является основным для развития скорости и координации.

Некоторые упражнения для развития скорости
и координации. Эти упражнения должны выполняться в начале тренировки сразу, после разминки. Каждое упражнение длится не более 6-10 сек. После 3-4 повторений, выполняемых с максимальной скоростью и интенсивностью, необходим отдых в течение 3 мин:

1. 3 упражнения для перехода пас - удар:

- три нападающих удара со своего паса против блока;

- удар со своего паса - блок - отход от сетки - снова удар;

- прием подачи - удар - бросок за отскоком от блока - удар с другой половины своей площадки.

2. 3 упражнения для пасующего игрока:

- передача - блок - бросок в защите на задней линии;

- три высоких передачи и, пока мяч в воздухе, имитация защитных действий;

- передача - блок - передача из глубины поля - страховка удар.

3. 3 упражнения для блокирования:

- блок - защита на задней линии - блок;

- обманный блок - защита на задней линии - удар - блок;

- подача в прыжке - три блока подряд по всей длине сетки

4. 3 упражнения для защитных действий:

- бросок в защите - удар - блок;

- рывок за обманным мячом - удар - передача из глубины поля;

- подача в прыжке - обработка удара противника - прием обманного мяча.

Упражнения для совершенствования блока:

- партнер выполняет 10 нападающих ударов с собственного подброса. При этом каждый раз он сообщает блокирующему направление своего удара. Блокирующий начинает свои действия, находясь на расстоянии 1 м от сетки;

- то же самое, но атакующий игрок не сообщает направление удара, а выполняет его строго по ходу своего разбега.

Упражнения для взаимодействия пасующий-бьющий:

- бьющий игрок всегда нуждается в подсказке своего партнера - где незащищенная часть площадки противника. Для тренировки этого навыка четыре игрока образуют две команды. Одна команда подает 10 мячей подряд на одного игрока, а затем 10 мячей подряд на другого. Игрок, передающий мяч на удар своему партнеру, подсказывает ему направление самого удара (даже после прыжка на удар) [11].

В литературе мы можем найти следующие советы для успешной тренировки

·            всегда ставь определенную задачу на каждую тренировку;

·                     всегда очень вдумчиво составляй свое рабочее расписание,

·                     - чутко реагируй на состояние своего организма и дай ему отдохнуть, если это необходимо;

·                     никогда не играй, если нет большой мотивации, лучше сделай простые упражнения;

·                     тренируйся в разное время дня и в разную погоду;

·                     не слишком специализируйся в одном-двух элементах игры. Тренируй свои слабые элементы;

·                     для тренировок подбирай равных или более сильных партнеров;

·                     если времени для тренировок не так много, используй его на отработку взаимодействий с партнером, а не на отдельные упражнения;

·                     как можно лучше разминайся перед тренировкой;

·                     по меньшей мере 10 мячей необходимы для продуктивна тренировки;

·                     можно тренироваться с разными партнерами, однако по меньшей мере за одну неделю до соревнований основные партнеры должны тренироваться вместе [8].

В целом, учеными и тренерами указывается, что специфика технической и физической подготовки в пляжном волейболе основывается на результатах структурного анализа игр лучших команд: короткие или очень короткие физические нагрузки чередуются с более длинными стадиями отдыха. Период нагрузки продолжается, в среднем, около 8 секунд.

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Задачи исследования


1. Провести анализ научно-методической литературы по особенностям тренировки в пляжном волейболе.

2. Разработать методику обучения технике игры в пляжный волейбол и развития специальных физических качеств, которые необходимы для эффективной соревновательной деятельности волейболисток 13-14 лет.

3. Экспериментально обосновать методику обучения технике игры в пляжный волейбол и развития специальных физических качеств, которые необходимы для эффективной соревновательной деятельности волейболисток 13-14 лет.


2.2 Методы исследования


Для решения поставленных задач применялся следующий комплекс методов научного познания:

1. Анализ научно-методических материалов и планов подготовки юных волейболистов.

2. Метод наблюдения.

3. Оценка технической подготовленности.

4. Контрольные испытания.

5. Педагогический эксперимент.

6. Статистическая обработка материала.

Анализ научно-методических материалов и планов подготовки юных волейболистов.

Данный метод использовался с целью изучения литературных источников по проблеме технической подготовки спортсменов в пляжном волейболе. Он позволил проанализировать и систематизировать научно-методические взгляды по затронутой проблеме.

В процессе работы было переработано 39 литературных источников.

Метод наблюдений

Наблюдение проводилось за проведением учебно-тренировочных занятий по волейболу в ДЮСШ. Анализу подвергалась методика обучения двигательным навыкам и умениям по волейболу, а также работа по развитию физических качеств. Наблюдение велось за деятельностью тренеров: какими методами и приемами пользовался на тренировках, какие использовали подводящие и подготовительные упражнения.

Оценка технической подготовленности

С целью оценки технической подготовленности велось наблюдение за правильностью выполнения технических приемов юных волейболистов в процессе тренировочных игр. Оценивались следующие технические приемы:

Оценка игровой игровой подготовленности спортсменов в пляжном волейболе проводилась по методике предложенной В.В. Костюковым [21; 24].

Балльная оценка уровня игровой подготовленности спортсменов в пляжном волейболе позволяет сравнивать представителей своеобразных стилей и способов ведения состязаний из разных регионов, стран, континентов.

Весь объем игровых действий спортсменов разделен на пять групп: подача, прием мяча с подачи, передача мяча, нападающий удар, игра в защите.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.