Рефераты. Подготовка игроков в пляжном волейболе

Второй этап – июнь 2009 - апрель 2010 года. На этом этапе осуществлялся педагогический эксперимент по внедрению в учебно-тренировочный процесс экспериментальной обучения и совершенствования технических приемов игры в волейбол. На начальной стадии педагогического эксперимента в экспериментальной и контрольной группах были проведено выявление показателей технической подготовленности. По завершение эксперимента было проведено повторное тестирование. Сравнение изменение динамики этих показателей в контрольной и экспериментальной группах позволило нам судить об эффективности разработанной экспериментальной методике.

Третий этап – апрель-май 2010 года. На этом этапе проводилась обработка полученных данных математическими методами, обсуждение полученных результатов и оформление выпускной квалификационной работы.

ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОК 13-14 ЛЕТ В ПЛЯЖНОМ ВОЛЕЙБОЛЕ

3.1 Содержание экспериментальной методики


Надежность технико-тактических действий существенным образом зависит от уровня развития физических способностей и морфологических особенностей, которые, в силу этого, занимают важное место в структуре игровой соревновательной деятельности спортсменов. Особенно это актуально в юношеском волейболе, на этапе начальной специальной подготовки, когда роль физической подготовки начинает существенно сказываться на эффективности соревновательных действий юных спортсменов. Исследователями установлено, что у юных спортсменов-игровиков ограничен арсенал технико-тактических действий и низок уровень специальных физических способностей.

В связи с этим главной целью нашей практической работы было улучшения физической подготовленности юных волейболисток. Экспериментальная методика основывалась на общих методических подходах, изученными нами в процессе анализа научно-методической литературы по волейболу. В то же время нами были внесены в нее ряд авторских дополнений.

В исследованиях средств и методов физической подготовки юных волейболистов наиболее важны вопросы формирования и совер­шенствования двигательных навыков, влияющих на успешность выступ­ления в соревнованиях. Специализированная тренировка включает на­грузки, направленные на развитие физических качеств, которые необходи­мы для выполнения действия в конкретном виде спорта.

Поиск новых методов оптимизации физической подготовки ведет к созданию таких тренировочных программ юных спортсменок, которые от­вечают специфике пляжного волейбола. Результаты исследования про­грамм тренировочной и соревновательной деятельности отражают дина­мику специальных физических качеств по результатам комплексного тестирования. Основой для анализа исследуемых показателей служат инфор­мативные характеристики, а их изменение в годичном цикле подготовки позволяет судить о приросте функциональных возможностей спортсменок. Общая и специальная подготовка юных спортсменок, специализи­рующихся в пляжном волейболе, предусматривала решение задач, необхо­димых для успешной соревновательной деятельности. При систематиче­ской тренировочной и соревновательной деятельности скоростно-силовая подготовка строилась таким образом, чтобы избирательно воздействовать на те группы мышц, которые определяют эффективность игровой деятель­ности. Специализированная подготовка предусматривала определение для каждой спортсменки игровых функций в соответствии с индивидуальными особенностями, совершенствование техники и тактики действий волейбо­листок. Участие в учебных и контрольных играх решало также задачи по­вышения психологической устойчивости в разных игровых ситуациях.

Для развития прыгучести нами применялись следующие упражнения:

- Прыжки с поворотом на 180, 360 градусов с поднятыми вверх руками.

- Прыжки в приседе

- Прыжки с уступающе - преодолевающим воздействием: запрыгивание на гимнастическую скамейку и спрыгивание на пол.

- Прыжки через гимнастическую скамейку на одной или двух ногах

- Прыжки через обычную скакалку на 1 или 2 ногах до 3 мин.

- Запрыгивание (затем спрыгивание) на препятствие высотой 30 см толчком голеностопов, не сгибая ног в коленях. Сериями по 15-20 прыжков подряд.

- Серийные прыжки - «ножницы». В каждом прыжке игрок выполняет мах ногами в стороны.

- Многоскоки на одной ноге с акцентом на лучший результат.

- Серийные прыжки с подтягиванием коленей к животу. Сериями по 15 - 20 сек.

Для развития быстроты применялись упражнения, требующие максимальной скорости выполнения, длящиеся не более 10-15 секунд.

- бег на месте, бег с ускорением. Продолжительность упражнений 5-10 сек, количество повторений 2-3, интервал отдыха 1,5-2 мин.

- бег с реагированием ответным действием на свисток, например, один свисток – подпрыгнуть вверх и продолжить бег; два свистка – прыжок на 360 градусов и продолжить бег.

Для развития ловкости применялись упражнения со сменой способов выполнения упражнений (попеременные прыжки на одной, двух ногах; подачи сверху и снизу; нападающие удары по ходу разбега, с переводом вправо и влево) и упражнения с усложнением дополнительными движениями (прыжки вверх и передача мяча над собой; выполнение кувырков с последующей ловлей мяча).

Для развития выносливости применялись:

- поточные серии прыжков вверх;

 - Прыжки со скакалкой в течение 1 - 2 мин.

- Челночный бег по площадке, перемещаясь вперед, назад, в стороны.

- Эстафеты с преодолением препятствий, бегом, кувырками, прыжками.

При планировании тренировки в первой половине сентября преду­сматривалась учебно-тренировочная работа, посвященная общей физиче­ской подготовке. В октябрьском мезоцикле подготовки большее внимание уделялось технико-тактическим упражнениям с волейбольными мячами. Кроме того, продолжалась работа по повышению уровня общей физиче­ской подготовки. В этом периоде специальная тренировочная работа вы­полнялась в объемах от 320 до 370 минут в неделю, а общая физическая подготовка – от 50 до 75 минут. Соревнования в этот период не проводи­лись.

С ноября начинается соревновательная деятельность, поскольку на начало месяца календарем было предусмотрено участие в волейбольном турнире. Затем в конце каждой недели в ноябре и декабре также проводи­лись соревнования. Тренировочная работа проводилась трижды в неделю на протяжении всего периода. В ноябре и декабре в зависимости от уча­стия в соревнованиях специальная тренировочная работа выполнялась в объемах от 190 до 290 минут в неделю, а на общую физическую подготов­ку приходилось от 35 до 50 минут. Соревновательные нагрузки варьирова­ли в пределах 50-90 минут в неделю.

В январе три раза в неделю выполнялась специальная тренировочная программа по подготовке к соревнованиям, занятия по отработке различ­ных технических приемов и повышению физических кондиций проводи­лись, в воскресенье спортсменки участвовали в соревнованиях. В этом пе­риоде была уменьшена продолжительность общей физической подготовки, которая по микроциклам колебалась от 25 до 60 минут. Продолжитель­ность соревнований колебалась в пределах 45-100 минут. В марте продол­жалось выполнение намеченного плана подготовки, который был аналоги­чен предыдущему периоду, а в апреле спортсменки участвовали в турнире по волейболу, а также выполняли программу тестирования для определе­ния уровня физической подготовленности.

В марте и апреле в зависимости от участия в соревнованиях специ­альная тренировочная работа в целом была увеличена, наиболее характер­ные объемы для этого периода – 280-300 минут в неделю, тогда как на об­щую физическую подготовку отводилось от 20 до 50 минут. Соревнова­тельные нагрузки составляли 50-100 минут в неделю.

За 10 месяцев было выполнено специальной тренировочной работы 11590 мин, сумма общефизических упражнений составила 1955 мин, со­ревновательной деятельности - 2230 мин. В таблице 1 приведены стати­стические показатели нагрузок, выполненные спортсменками за микроцикл.

Таблица 1

Статистические параметры нагрузок в микроцикле (44 недели)

Месяц

Тренировочные нагрузки (мин)

ОФП (мин)

Соревновательная деятельность (мин)

Среднее

263,41

44,43

61,94

Стандартная ошибка

11,78

2,31

2,63

Стандартное отклонение

78,15

15,33

15,78

Коэффициент вариации (%)

29,7

34,5

25,5

 

Специальные тренировочные нагрузки, включавшие как специаль­ную физическую, так и технико-тактическую подготовку, в сумме за мак­роцикл составили 193,2 часа, упражнения общей физической подготовки – 32,6 часа, а соревновательная деятельность – 37,2 часа. В среднем специ­альная работа с мячом за месяц составила 1159±286,8 мин, упражнения ОФП – 195,5±58,8 мин, а соревновательная деятельность – 278,7±37,9 мин. Доля специальных тренировочных упражнений с мячом в среднем за мезо-цикл составляла 72,6±8,2%, упражнений ОФП – 12,2±2,3%, а соревнова­тельной деятельности – 15,1±9,8%.

В результате исследований выявлено, что при правильном по­строении тренировки достоверный прирост специальных двигательных ка­честв происходит уже в первом мезоцикле, однако планируемый прирост общей физической работоспособности наблюдается через 2,5 - 3 месяца регулярных тренировок. Долю сложнокоординационных нагрузок в струк­туре тренировочных воздействий на соревновательном этапе подготовки юных игроков рекомендовано повышать до 40-45 %, тогда как на практике доля этих упражнений составляет, как правило, около 20 % от общего объ­ема нагрузок.

В подготовительном периоде объем нагрузок физической подго­товки, направленных на развитие скоростно-силовых способностей планировалось на уровне 45-50 % от общего объема, специальной вынос­ливости - 30%.

Для анализа весь диапазон величины тренировочных нагрузок был разбит на зоны с шагом в 20 минут за микроцикл. В подготовке волейболисток диапазон недельных нагрузок охватывает от 80 мин до 380 мин. Наиболее часто использовались микроциклы с величиной тренировочных нагрузок от 260 до 300 мин в неделю. Всего за год такие величины нагрузок отмечены в 24 микроциклах (54,5% от общего числа микроциклов).

Наиболее ха­рактерен объем соревновательных нагрузок 55-60 мин в неделю. За год насчитывается 23 микроцикла с таким объемом нагрузок.

В режимах соревновательных воздействий доля скоростно-силовых нагрузок составляет около 35%, а доля упражнений на развитие специаль­ной выносливости - примерно 25%. Такое распределение позволяет дос­тигнуть должного уровня разносторонней физической подготовленности игроков. Методика тренировочного процесса при переходе от начального этапа спортивной подготовки к этапу спортивного совершенствования требует существенных изменений в содержании и направленности трени­ровочных нагрузок. В этот период происходит смещение акцента от нагру­зок общефизического воздействия к значительным объемам сложно-координационных игровых комбинаций.

3.2 Результаты педагогического эксперимента и обсуждение полученных результатов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.