Такой подход к рассмотрению проблемы физического совершенствования юных спортсменов имеет некоторые преимущества в том, что подчеркивает тесную связь и учет всех тех компонентов, которые прежде различными исследователями рассматривались изолированно. Всю эту цепочку явлений, сопровождающуюся результатом, необходимо представлять в целом при воспитательной работе по обеспечению гармоничного развития человека, поскольку нарушения в каком либо одном звене могут существенно нарушить весь ход индивидуального развития. Возможно, с этим связано нередко возникающее угасание интереса подростков к занятию спортом даже и тогда, когда ими достигнуты хорошие результаты.
Среди факторов, существенно влияющих на процесс физической подготовки юных спортсменов , особое место занимают методико-педагогические аспекты. К настоящему времени наработан значительный опыт в области теории и практики организации тренировок. Например, современная спортивная подготовка подростков предусматривает использование самых разнообразных тренировочных средств, где основными являются различные виды бега, циклические упражнения, тренировки методами непрерывного выполнения упражнений (без пауз), методами прерывного выполнения упражнения (в чередовании с отдыхом), контрольно-соревновательным методом и т.п.
При этом учитываются такие физиологические особенности человеческого организма как аэробное производство энергии и анаэробное. В первом случае кислородный путь обработки гликогена дает в 18-20 раз больше молекул АТФ, чем во втором случае – в бескислородном обмене, когда вырабатывается гликолиз. Установлен уровень концентрации молочной кислоты в крови у спортсменов в состоянии покоя, он не превышает 22 мг %. Принято считать, что выполняемая работа находится в аэробном режиме энергообеспечения в том случае, если молочная кислота не превышает 36 мг %. Обычно реализуется работа в смешанном режиме, когда концентрация молочной кислоты в крови варьирует от 37 до 90 мг %. При этом энергия поступает за счет аэробных и анаэробных процессов. Если концентрация молочной кислоты превышает уровень 90 мг %, то работа выполняется в анаэробном режиме.
Анализ многолетней тренировки бегунов на средние дистанции показал, что основная часть беговой нагрузки выполняется спортсменами в аэробном режиме. Общий объем нагрузок смешанного энергообеспечения постепенно увеличивается от разряда к разряду и достигает максимальных величин у спортсменов высокой квалификации. Аналогичное положение имеет место и при рассмотрении беговой нагрузки анаэробного режима. В то же время следует отметить, что не зависимо от спортивной квалификации бегунов этот вид нагрузки составляет 3-5% от общего объема
Из приведенных данных следует, что основу специальной работоспособности спортсменов составляет уровень развития аэробных и анаэробных энергетических способностей организма. Поэтому главная цель тренировок на этапе начальной спортивной специализации - создание благоприятных условий для углубленной специальной спортивной подготовки.
В юношеском спорте направленность на достижение наивысших результатов является отдаленной целью, а на первое место выдвигается эффективность базовой подготовки. Поэтому спортивный результат, как считается , не может являться главным критерием успешной работы с детьми и юношами. В этой связи тренировочные нагрузки не должны выводиться на максимум в юношеском спорте. Каждому уровню спортивных достижений должен соответствовать свой уровень объема и интенсивности тренировочных нагрузок. То есть каждому результату должны быть своя «цена» в нагрузках.
При определении оптимальных объемов тренировочных нагрузок, средств и методов тренировки для юных спортсменов необходимо учитывать возраст спортсменов, уровень их подготовленности; а также планируемый спортивный результат, к которому должен готовиться спортсмен. Средняя соревновательная активность планируемого результата является главным ориентиром для определения оптимальных нормативов тренировочных упражнений.
Все это имеет непосредственное отношение и к условиям тренировок дальневосточных спортсменов.
В результате проделанной работы автор пришел к следующим выводам.
1. Актуальной темой в области физического воспитания в последнее десятилетие становится проблема адаптации организма юного спортсмена к климато-географичрским и социокультурным условиям Дальнего Востока. Изучение этой темы вызвано тем, что развитие физических качеств учащихся, занимающихся физической культурой по однотипной программе и в организационно сходных условиях в различных регионах оказывается не одинаковым. Данные диспропорции связаны с некоторым негативным влиянием дальневосточного климата на физиологическое состояние организма, устойчивость к заболеваниям и, соответственно, на двигательные способности школьников, занимающихся спортом.
2. Сравнительный анализ физических способностей различных возрастных групп школьников Хабаровского края и российского стандарта показал, что по многим уровням ("низкий", "средний" и "высокий") физические качества у дальневосточников в одних случаях уступают, а в других превышают стандартные нормы по стране. Особенно заметно превышение стандартных уровней у младших школьников дальневосточных районов в их координационных способностях и выносливости.
В средней возрастной группе скоростные способности уступают стандарту, а координационные способности выше стандартна. Скоростно-силовые способности дальневосточных мальчиков ниже норм, а у девочек выше.
Обратная тенденция наблюдается по показателям уровня выносливости, где мальчики дальневосточных районов имеют выше уровень, чем в стандарте, а у девочек ниже.
У старшеклассников уровень скоростных способностей не отличаются от стандарта, уровни координационных способностей у юношей ниже, а у девушек выше стандарта. Показатели уровней силовых способностей и выносливости у старшеклассников дальневосточных районов несколько превышают показатели стандарта в обеих половых группах.
Все это дает возможность более успешно совершенствовать физическую подготовленность школьников с учетом региональных особенностей.
3. Немаловажным аспектом в физической подготовке является развитие личностных качеств юных спортсменов, т.е. формирование физического статуса человека, проживающею в дальневосточных условиях. В этом отношении становится необходимым методико-педагогическое управление физическим воспитанием школьников для устранения негативных факторов, влияющих на этот процесс.
1. Астахов А. И. Формула укрепления здоровья школьников // ФК в школе- 1988. № 4. С. 22.
2. Галицын С.В., В.Ф. Лигута. Возрастные особенности физического развития, физической и функциональной подготовленности у школьников г. Хабаровска – В кн.: Проблемы физической культуры на Дальнем Востоке: материалы научно практической конференции . . . . –Хабаровск ХГИФК, 1998.
3. Гуваков В.И. Здравоохранительная деятельность: социокультурные и методологические проблемы. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1991, 183 с.
4. Ерофеев Е.А., В.В.Миндогулов. Социально-территориальные проблемы физкультурко-оздоровятельной работы на Дальнем Востоке / Институт экономических исследовании ДВО РАН СССР, 1966
5. Ключников А.Н. Методика развития скоростно-силовых способностей у детей среднего школьного возраста. - В Кн.: Развитие физической культуры и спорта на Дальнем Востоке : Материалы научно-практической конференции 23 –24 дек. 2000 г. Хабаровск- 2000, с. 115-117
6. Колмаков Д И. К проблеме физического воспитания малочисленных народов севера Бурятии. - В Кн.: Развитие физической культуры и спорта на Дальнем Востоке: Материалы научно-практической конференции 23 –24 дек. 2000 г. Хабаровск- 2000, с. 119-121
7. Князева С С, Лигута В.Ф. , Лепешев В. П., Нафталин С.К., Илемков Г.Г. Состояние физкультурно-оздоровитгльной и спортивной работы в Хабаровском крае. - В Кн.: Развитие физической культуры и спорта на Дальнем Востоке : Материалы научно-практической конференции 23 –24 дек. 2000 г. Хабаровск- 2000, с. 117-119
8. Лигута В.Ф. Влияние погодно-климатических и сезонных факторов юга дальнего востока на работоспособность юных бегунов на средние дистанции. – В.кн.: Проблемы физической культуры спорта и здовровья на Дальнем Востоке: сборник научных трудов. Хабаровск, 199
9. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Гофман Л.Б. . Концепция физического воспитания детей и подростков// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1996, №1, с. 5-10.
10. Мызан Г. И. Физкультурное образование: региональные проблемы. Монография. - Хабаровск: Иэд-во ХГПУ, 1996.
11. Проблемы физического воспитания и здоровья: Материалы научно-практической конференции в г. Благовещенске / Под ред. Ф. С. Миронова. - Благовещенск; Изд-во БГМИ, 1994
12. Физическая культура и здоровье населения Востока России: Материалы региональной научно-практической конференции / Отв. ред. П. П. Пасюков. - Южно-Сахалинск: Изд-во ЮСГПИ. 1995.
13. Физическое воспитание и образование молодого специалиста: Материалы 1 региональной научно-практической конференции.- Хабаровск: Изд-во ХГПИ. 1994.
14. Физическая культура, спорт и здоровье населения Дальнего Востока: Материалы региональной метод, конференции, посвященной 100-летию современных Олимпийских игр. - Хабаровск: Изд-во ХГИФК, 1997.
15. Чекулаев К.М., Мызан Г.И. Сравнительный анализ уровней физической подготовленности школьников южных районов Хабаровского края и стандарта. - В кн.: Проблемы физической культуры на Дальнем Востоке: материалы научно практической конференции, посвященной 140 летию Хабаровска и 40 летию Хабаровского края. –Хабаровск ХГИФК, 1998 г
16. Шнейдер О. С., Решетнева Г. А. Физическое здоровье детей 3-5 лет в условиях Дальневосточного региона.-В кн.: Развитие физической культуры и спорта на Дальнем Востоке : Материалы научно-практической конференции 23 –24 дек. 2000 г. Хабаровск- 2000, с.310—313
17. Щетинина С.Ю., Каргаполов В.П., Отношение к занятиям физической культуры и ЗОЖ школьников северных сельских районов Хабаровского края .- В кн.: Проблемы физической культуры на Дальнем Востоке: материалы научно практической конференции, посвященной 140 летию Хабаровска и 40 летию Хабаровского края. –Хабаровск ХГИФК, 1998 г
Приложение 1
Таблица 1.
Показатели физического развития, физической и функциональной подготовленности у школьников г. Хабаровска: 7 – 11 лет. [2].
Показатели
7 дет
8 лет
9 лет
10 лет
11 лет
1. Длина тела, см
130,5
133,8
134,8
141,2
145
Страницы: 1, 2, 3, 4