В настоящее время учеными Хабаровского педагогического университета и специалистами комитета образования администрации края разработана программа, которая направлена на развитие края через образование и культуру. Но любая программа развития образования конкретного региона будет ущербной, если в ней не будет проектов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни детей школьного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время практически здоровых детей в возрасте до 7 лет в крае всего 23 %, школьников старших классов 10 %, около 50 % учащихся общеобразовательных школ имеют ослабленное здоровье. По данным ВОЗ около 30 % населения Российской Федерации имеют различной степени умственные дефекты. Из общего числа детей 13 % отстают в своем интеллектуальном развитии от среднего уровня, еще примерно 25 % испытывают различные затруднения в учебе, в связи с чем, не могут освоить программу общеобразовательной школы.
Все это накладывает свой отпечаток на отношение детей к занятию спортом.
Не секрет, что в России высоки показатели потребления алкоголя Известно, что если уровень потребления алкоголя в стране достигает 8 литров душевого потребления, то ситуация в такой стране становится опасной. Особенно непристойным и опасным для здоровья становится в последнее время детский алкоголизм. По мнению П. Виноградова, члена межведомственной комиссии Совета Безопасности по охране здоровья населения мы находимся на краю пропасти, которая именуется вырождением нации.
Здесь как раз и уместно подчеркнуть, что необходимо использовать возможности физической культуры и спорта для обеспечения условий нормального физического развития и сохранения здорового образа жизни населения России. Именно развитие физической культуры, отношение к ней государства и каждого человека во многих наиболее демократических и развитых странах является показателем и критерием качества жизни, суммарным критерием благополучия общества и человека.
4. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
В настоящее время в научной литературе появились работы, затрагивающие проблемы комплексной программы физического воспитания школьников. Большинство авторов считают, что такая программа должна соответствовать уровню физического развития, физической я функциональной подготовленности детей школьного возраста, проживающих в определенных климатогеографических регионах нашей страны [Галицин С.В. и Лигута В.Ф., 1998; Гуваков В.И., 1991; Мызан Г.И., 1996; Князева С. С. и др., 2000 ] Другими словами, сегодня необходима региональная программа физического воспитания школьников с учетом климатогеографических, а также социально-экономических особенностей региона.
В общем виде в подобной программе ставится цель физического воспитания школьников как гармонично развитого, физически здорового подрастающего поколения. В процессе обучения в общеобразовательной школе и специализированных спортивных секциях по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:
- воспитание у подростков морально-волевых и физических качеств.
- сохранение и укрепление здоровья школьников, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание активной работоспособности на протяжении всего периода обучения;
- всесторонняя физическая подготовка юношей и девушек;
- приобретение школьниками необходимых знаний и навыков в организации занятий физическими упражнениями и спортивной тренировкой.
- совершенствования спортивного мастерства школьников - спортсменов;
- воспитание у подростков убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.
В младшем школьном возрасте развитие физических качеств детей осуществляется, прежде всего, через массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные занятия в школе, спортивных кружках и секциях. Тренировки юных спортсменов среднего школьного возраста организуются в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности школьников, их спортивной направленности, с учётом условий и характера общеобразовательного процесса. Обязательным условием является медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья детей в течение учебного года, это обследование осуществляется поликлиникой или здравпунктом учебного заведения.
Особенности развития физических качеств юных спортсменов могут быть корректно рассмотрены исходя из статистических наблюдений результатов физических занятий. Такие наблюдения были проведены преподавателями Хабаровского государственного института физической культуры.
Цель этого исследования являлось определение показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности у школьников 7-16 лет г. Хабаровска.
Были обследованы 789 мальчиков и юношей средних школ и гимназий г. Хабаровска, в том числе 64 человека - 7 лет, 83 чел. - 8 лет, 60 чел. - 9 лет, 97 чел. - 10 лет, 90 чел. - 11 лет, 102 чел. - 12 лет, 93 чел. -13 лет, 76 чел. - 14 лет, 67 чел - 15 лет и 57 чел. - 16 лет.
В ходе исследований определялись показатели физического развития, физической и функциональной подготовленности школьников: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки, ЖЕЛ, кистевая динамометрия, бег на 30м, челночный бег (3х10 м), бег на 1000 м, прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине, наклон вперед из положения сидя (гибкость), ЧСС в покое, задержка дыхания на выдохе и вдохе, РWС 170, МПК, теппинг-тест (за 1 мин), зрительно-поисковая реакция (ЗПР) по таблице Шульте.
Результаты этих исследований, сведенные в таблицы 1 и 2 (Приложение), позволяют судить об уровне подготовленности учащихся средних школ южных районов Хабаровского края. Изученные региональные показатели двигательной подготовленности школьников Хабаровского края и на их основе разработанные уровни оценки представляют интерес в сравнении с показателями российского стандарта комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений.
Сравнительный анализ физических способностей младших школьников Хабаровского края и российского стандарта показал, что по всем уровням ("низкий", "средний" и "высокий") скоростные способности у дальневосточников несколько ниже стандартных.
Показатели скоростно-силовых способностей (прыжки в длину с места) у младших школьников также ниже стандартных по двум уровням "средний" и "высокий". Однако по уровню "низкий" они незначительно превышают стандартные.
Уровни координационных способностей (челночный бег 3х10 м) у младших школьников дальневосточных районов несколько выше по сравнению со стандартом в обеих половых группах. По силовым показателям (подтягивание на перекладине) нормы у младших школьников также несколько превышают нормы стандарта.
Показатели уровня развития выносливости (6-минутный бег) значительно выше программных стандартов по всем оценкам и в обеих половых группах.
Сравнительный анализ показателей уровня физической подготовленности школьников средней возрастной группы и программных стандартов показал, что нормы скоростных способностей несколько хуже как у мальчиков, так и у девочек по всем уровням ("низкий", "средний" и "высокий").
Уровни координационных способностей школьников среднего возраста, согласно программных стандартов, превышают уровни учащихся дальневосточных районов по оценкам "низкий" и только у девочек, а в остальных оценках нормы уровней координационных способностей несколько выше, чем в стандарте.
Показатели скоростно-силовых уровней школьников дальневосточных районов несколько ниже, чем нормы уровней стандарта, за исключением оценки "низкий" у мальчиков, где уровни выше во всех возрастных группах.
Уровни силовых способностей девочек дальневосточных районов несколько выше по всем возрастным группам, чем в стандарте, а у мальчиков -наоборот, выше нормы стандарта.
Обратная тенденция наблюдается по показателям уровня выносливости, где мальчики дальневосточных районов имеют выше уровень, чем в стандарте, а у девочек выше уровень стандарта, чем региональный.
Анализ программных стандартов старшеклассников показал, что по уровню скоростных способностей учащиеся дальневосточных районов мало чем отличаются от показателей стандарта, за исключением у юношей по уровню "низкий" и у девушек по уровню "высокий", где показатели стандарта выше,
Уровни координационных способностей также различны по половым признакам. Показатели стандарта выше у юношей по всем возрастам и наоборот - ниже у девушек по всем возрастам.
Оценки уровней скоростно-силовых показателей выше в стандарте, как у юношей, так и у девушек.
Показатели уровней силовых способностей у старшеклассников дальневосточных районов несколько превышают показатели стандарта в обеих половых группах. Аналогичная тенденция просматривается и по показателям выносливости, где уровни старшеклассников дальневосточных районов несколько выше программных стандартов
Таким образом, сравнительный анализ уровней двигательных способностей школьников Южных районов и программных стандартов показал, что в разных возрастных группах эти уровни не всегда одинаковые. Так, превышение стандартных уровней наблюдается у школьников дальневосточных районов в младшем возрасте по координационным, силовым способностям и выносливости. У школьников среднего возраста превышение стандартных уровней отмечается по координационной способностям в обеих половых группах, а также у мальчиков по силовым способностями и у девочек по выносливости. У старшеклассников превышение стандартных уровней наблюдается по скоростно-силовым, силовым и показателям выносливости. Все это дает возможность более успешно совершенствовать физическую подготовленность школьников с учетом региональных особенностей.
5. МОТИВАЦИЯ И ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ
Вышерассмотренные исследования физического состояния различных групп школьников, проживающих в условиях Дальнего Востока, будет более полным, если увязать выявленные тенденции с мотивационным аспектом физического воспитания. Двигательная и спортивная деятельность на различных возрастных стадиях подростков связаны, прежде всего, с формированием физического статуса человека, проживающею в разных условиях среды, а это значит, что необходима концепция управления физическим воспитанием школьников для устранения негативных факторов, влияющих на этот процесс.
Как и в структуре любого поведенческого акта, в структуре, определяющей двигательную деятельность, узловым ведущим моментом является мотивация (в данном конкретном случае - мотивация к занятию спортом). Она может быть по-разному выражена и неодинаково проявлена у различных возрастных групп, но ее присутствие чувствуется всегда, когда речь заходит о физических усилиях и требует пристального внимания исследователя.
Это и климато-географические условия, и степень урбанизации места проживания человека, и социальные установки. То есть - тот фон, та внешняя среда, в которой происходит формирование физических навыков подростков.
Немаловажное значение имеют и тесно связанные с обстановочными факторами пусковые механизмы, к которым можно отнести программное обеспечение процесса физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы, роль личности воспитателя-преподавателя, воспитательных воздействий в семье и т.д. На основании этого комплекса факторов вырабатывается система действий со стороны поведенческих и физиологических механизмов, обеспечивающих на каждом возрастном этапе подростка тот или иной уровень его физического состояния, контроль за оптимальностью этого уровня.
Страницы: 1, 2, 3, 4