Рефераты. Особенности развития физических качеств у школьников, проживающих на Дальнем Востоке

  В настоящее время учеными Хабаровского педагогического уни­верситета и специалистами комитета образования администрации края разработана программа, которая направлена на развитие края через образование и культуру. Но любая программа развития образования конкретного региона будет ущербной, если в ней не будет проектов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни детей школьного возраста. Статистика показывает, что  в настоящее время практически здоровых детей в возрасте до 7 лет в крае  всего 23 %, школьников стар­ших классов 10 %, около 50 % учащихся общеобразовательных школ имеют ослабленное здоровье.  По данным ВОЗ около 30 % населения Российской Феде­рации имеют различной степени умственные дефекты. Из общего числа де­тей 13 % отстают в своем интеллектуальном развитии от среднего уровня, еще примерно 25 % испытывают различные затруднения в учебе, в связи с чем,  не могут освоить программу общеобразовательной школы.

  Все это накладывает свой отпечаток  на отношение детей к занятию спортом.

   Не секрет, что  в России высоки показатели  потребления алкоголя Известно, что если уровень потребления алко­голя в стране достигает 8 литров душевого потребления, то ситуация в та­кой стране становится опасной. Особенно непристойным и опасным для здоровья становится в последнее время детский алкоголизм. По мнению П. Виноградова, члена межведомственной комиссии Совета Безопасности по охране здоровья населения мы находимся на краю пропасти, которая именуется вырождением нации.

  Здесь как раз и уместно подчеркнуть, что  необходимо использовать возможности физической культуры и спорта для обеспечения условий нормального физического развития и  сохранения здорового образа жизни населения России. Именно развитие физической культуры, отношение к ней государства и каждого человека во многих наиболее демократических и развитых странах является показателем и критерием качества жизни, суммарным критерием благополучия общества и человека.



4.  ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ


В настоящее время в научной литературе появились работы, затрагивающие проблемы комплексной программы физического вос­питания школьников. Большинство авторов считают, что такая про­грамма должна соответствовать уровню физического развития, фи­зической я функциональной подготовленности детей школьного воз­раста, проживающих в определенных климатогеографических регио­нах нашей страны [Галицин С.В. и Лигута В.Ф., 1998; Гуваков В.И., 1991; Мызан Г.И., 1996; Князева С. С. и др., 2000 ] Другими словами, сегодня необ­ходима региональная программа физического воспитания школьни­ков с учетом климатогеографических, а также социально-экономических особенностей региона.

В общем виде в подобной   программе ставится цель  физического воспитания школьников  как  гармонично развитого, физически здорового подрастающего поколения. В процессе обучения в общеобразовательной школе и специализированных спортивных секциях  по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:

-         воспитание у подростков   морально-волевых и физических качеств.

-         сохранение и укрепление здоровья школьников, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание активной  работоспособности на протяжении всего периода обучения;

-         всесторонняя физическая подготовка юношей и девушек;

-         приобретение школьниками  необходимых знаний  и навыков в организации занятий физическими упражнениями  и спортивной тренировкой.

-         совершенствования спортивного мастерства школьников  - спортсменов;

-         воспитание у подростков  убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

В младшем школьном возрасте развитие физических качеств детей осуществляется, прежде всего, через массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные занятия в школе, спортивных кружках и  секциях. Тренировки  юных спортсменов среднего школьного возраста организуются в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности школьников, их спортивной направленности, с учётом условий и характера  общеобразовательного процесса. Обязательным условием является медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья детей  в течение учебного года, это обследование  осуществляется поликлиникой или здравпунктом учебного заведения.

Особенности развития физических качеств юных спортсменов могут быть корректно рассмотрены исходя из статистических наблюдений результатов физических занятий. Такие наблюдения были проведены  преподавателями Хабаровского государственного института физической культуры.

Цель этого  исследования являлось определение  показателей  физическо­го развития, физической  и функциональной подготовленности у школьников 7-16 лет г. Хабаровска.

Были обследованы  789 мальчиков и юношей средних школ и гимна­зий г. Хабаровска, в том числе 64 человека - 7 лет, 83 чел. - 8 лет, 60 чел. - 9 лет, 97 чел. - 10 лет, 90 чел. - 11 лет, 102 чел. - 12 лет, 93 чел. -13 лет, 76 чел. - 14 лет, 67 чел - 15 лет и 57 чел. - 16 лет.

В ходе исследований определялись показатели физического развития, физической и функциональной подготовленности школь­ников: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки, ЖЕЛ, кистевая динамометрия, бег на 30м, челночный бег (3х10 м), бег на 1000 м, прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине, на­клон вперед из положения сидя (гибкость), ЧСС в покое, задержка дыхания на выдохе и вдохе, РWС 170, МПК, теппинг-тест (за 1 мин), зрительно-поисковая реакция (ЗПР) по таблице Шульте.

Результаты этих исследований,  сведенные в таблицы 1 и 2 (Приложение), позволяют судить об уровне подготовленности учащихся средних школ южных районов Хабаровского края. Изученные региональные показатели двигательной подготовленности школьников Хабаровского края и на их основе разработанные уровни оценки представляют интерес в срав­нении с показателями российского стандарта комплексной программы физическо­го воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреж­дений.

Сравнительный анализ физических способностей младших школьников Хабаровского края и российского стандарта пока­зал, что по всем уровням ("низкий", "средний" и "высокий") скорост­ные способности у дальневосточников несколько ниже стандартных.    

Показатели скоростно-силовых способностей (прыжки в длину с места) у младших школьников также ниже стандартных по двум уровням "средний" и "высокий". Однако по уровню "низкий" они незначительно превышают стандартные.

Уровни координационных способностей (челночный бег 3х10 м) у младших школьников дальневосточных районов несколько выше по сравне­нию со стандартом в обеих половых группах. По силовым показателям (подтягивание на перекладине) нормы у младших школьников также несколько превы­шают нормы стандарта.

Показатели уровня развития выносливости (6-минутный бег) значительно выше программных стандартов по всем оценкам и в обеих половых группах.

Сравнительный анализ показателей уровня физической подго­товленности школьников средней возрастной группы и программных стандартов показал, что нормы скоростных способностей несколько хуже как у мальчиков, так и у девочек по всем уровням ("низкий", "средний" и "высокий").

Уровни координационных способностей школьников среднего возраста, согласно программных стандартов, превышают уровни учащихся дальневосточных районов по оценкам "низкий" и только у девочек, а в остальных оценках нормы уровней координационных способно­стей несколько выше, чем в стандарте.

Показатели скоростно-силовых уровней школьников дальневосточных районов несколько ниже, чем нормы уровней стандарта, за исключением оценки "низкий" у мальчиков, где уровни выше во всех возрас­тных группах.

Уровни силовых способностей девочек дальневосточных районов несколько выше по всем возрастным группам, чем в стандарте, а у мальчиков -наоборот, выше нормы стандарта.

Обратная тенденция наблюдается по показателям уровня вынос­ливости, где мальчики дальневосточных районов имеют выше уровень, чем в стандарте, а у девочек выше уровень стандарта, чем региональный.

Анализ программных стандартов старшеклассников показал, что по уровню скоростных способностей учащиеся дальневосточных районов мало чем отличаются от показателей стандарта, за исключением у юношей по уровню "низкий" и у девушек по уровню "высокий", где показатели стандарта выше,

Уровни координационных способностей также различны по по­ловым признакам. Показатели стандарта выше у юношей по всем возрастам и наоборот - ниже у девушек по всем возрастам.

Оценки уровней скоростно-силовых показателей выше в стан­дарте, как у юношей, так и у девушек.

Показатели уровней силовых способностей у старшеклассников дальневосточных районов несколько превышают показатели стандарта в обе­их половых группах. Аналогичная тенденция просматривается и по показателям выносливости, где уровни старшеклассников дальневосточных районов несколько выше программных стандартов

Таким образом, сравнительный анализ уровней двигательных способностей школьников Южных районов и программных стандар­тов показал, что в разных возрастных группах эти уровни не всегда одинаковые. Так, превышение стандартных уровней наблюдается у школьников дальневосточных районов в младшем возрасте по координацион­ным, силовым способностям и выносливости. У школьников среднего возраста превышение стандартных уровней отмечается по координационной  способностям в обеих половых группах, а также у мальчи­ков по силовым способностями и у девочек по выносливости. У старшеклассников превышение стандартных уровней наблюдается по скоростно-силовым, силовым и показателям выносливости. Все это дает возможность более успешно совершенствовать физическую под­готовленность школьников с учетом региональных особенностей.



5.  МОТИВАЦИЯ И ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО

 ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

Вышерассмотренные исследования физического состояния различных групп школьников, проживающих в условиях Дальнего Востока, будет более полным, если увязать выявленные тенденции с  мотивационным аспектом физического воспитания. Двигательная и спортивная деятельность на различных возрастных стадиях подростков связаны, прежде всего,  с формированием  физического  статуса человека,  прожи­вающею в разных условиях среды, а это значит, что необходима концепция управления  физическим воспитанием школьников для устранения негативных факторов, влияющих на этот процесс.

Как и в структуре любого поведенческого акта, в структуре, определяющей двигательную деятельность, узловым ведущим момен­том является мотивация (в данном конкретном случае - мотивация к занятию спортом). Она может быть по-разному выражена и неодинаково проявлена  у  различных возрастных групп, но ее присутствие чувствуется всегда, когда речь заходит о физических усилиях  и требует пристального внимания исследователя.

Это и климато-географические условия, и степень урбанизации места проживания человека, и социальные ус­тановки. То есть - тот фон, та внешняя среда, в которой происходит формирование физических навыков  подростков.

Немаловажное значение имеют и тесно связанные с обстановочными факторами пусковые механизмы, к которым можно отнести программное обес­печение процесса физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы, роль личности воспитателя-преподавателя, воспитательных воздействий в семье и т.д. На основании этого комплекса факторов вырабатывается система  действий со стороны поведенческих и физиологических  механизмов, обеспечивающих на каж­дом возрастном этапе подростка тот или иной уровень его физического со­стояния, контроль за оптимальностью  этого уров­ня.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.