Рефераты. Особенности развития физических качеств у школьников, проживающих на Дальнем Востоке

Особенности развития физических качеств у школьников, проживающих на Дальнем Востоке

МИНИСТЕРСТВО  ОБЩЕГО  И  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 

ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ


ХАБАРОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

 УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра теоретических основ

физического воспитания



КУРСОВАЯ   РАБОТА


ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

 У  ШКОЛЬНИКОВ,  ПРОЖИВАЮЩИХ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ



Выполнил: Калинин Е.А.


Руководитель: А.Н.  Ключникова.









Хабаровск  2001

ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

 У  ШКОЛЬНИКОВ,  ПРОЖИВАЮЩИХ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

 

 

План

1.     Введение

2. Задачи

3. Экологические,   климато-географические  и социокультурные условия развития физического воспитания  и сохранения  здоровья детей, про­живающих на   Дальнем Востоке

4. Особенности  развития физических качеств юных спортсменов

5.  Мотивация и оптимизация процесса физического воспитания подростков

6. Выводы

7. Список использованной литературы

Приложение 1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время многие исследователи приходят к  мнению, что у детей проживаю­щих в различных регионах нашей страны, уровень физической под­готовленности не одинаков. В связи с этим для каждого региона России, в том числе для Дальнего Востока,  долж­ны быть разработаны свои критерии оценки уровня  физического развития, двигательных и функциональных способностей учащихся в возрастном аспекте. Становится необ­ходимой разработка  региональной программы физического воспитания школьни­ков с учетом климатогеографических, а также социально-экономических особенностей региона.

Исходя из  вышеуказанного,  автор поставил перед собой цель изучения материалов по  физической подготовке  учащихся общеобразовательных школ  и  детско-юношеских спортивных секций в аспекте развития  физических качеств подростков проживающих на Дальнем Востоке. Особенности развития физических качеств юных спортсменов могут быть корректно рассмотрены исходя из статистических наблюдений результатов физических занятий. Такие наблюдения были проведены  преподавателями Хабаровского государственного института физической культуры.  Эти данные взяты в качестве практического исходного материала при   рассмотрении темы. Региональные показатели физических качеств школьников Дальнего  Востока сравниваются с показателями российского стандарта, так называемой комплексной программы физическо­го воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреж­дений.

  В заключительной части  работы рассмотрены вопросы оптимизации и мотивации процесса физического  воспитания подростков, в частности влияние  методико-педагогических факторов.

  В подготовке работы использовалась учебные пособия материалы регио­нальной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания, различные  публикации .


2.     ЗАДАЧИ


1.     Рассмотреть специфику физического воспитания школьников  в связи с проблемой региональной  адаптации организма человека

2.     Изучить особенности  развития физических качеств  различных возрастных групп  школьников  и юных спортсменов

3.     Выявить мотивационные  и оптимизационные аспекты физического  воспитания подростков























3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ,   КЛИМАТО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ  И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ  И СОХРАНЕНИЯ  ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ПРО­ЖИВАЮЩИХ НА   ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ


  Региональные стандарты образования по предмету "Физическая культу­ра" на Дальнем Востоке предусматривают знание физиологических особенностей развития подростков в данном регионе. Эти особенности определяются  целым  рядом  условий  экологического,  климато-географического и социокультурного характера.

 Многие исследователи, в частности  Г.И. Мызан (1996), Галицин С.В. и Ф.В.Лигута (1998), Щетинина С.Ю., и Каргаполов В.П. (1998),  проделали анализ специфики  физического воспитания  и сохранения  здоровья детей, про­живающих в условиях  Дальнего Востока. Одним из главных вопросов, разрабатываемых  врачами, педагогами, социологами в последние десятилетия, является изучение проблемы адаптации организма человека, в том числе и детского, к климато-географическим условиям малонаселенных территорий.

 Это направление исследований специалистами выбрано не случайно. В свое время  И. М. Сеченовым (в 1861 году) было разработано учение  о единстве организма и окружающей среды, которое легло в основу современной биологии и медицины. И П. Павлов в своих трудах значительно расширил и углубил понимание отношений между организмом и средой, включил в него представление о на­правляющем, регулирующем и формирующем влиянии среды на организм.

 Живой организм сформировался в результате непрерывного взаимодей­ствия с окружающей средой, он тонко отражает ее малейшие изменения, а это, в свою очередь, откладывает отпечаток на поведение и жизнедеятельность че­ловека.

 Наукой в настоящее время накоплены обширные знания в данной облас­ти. Уже много лет проводятся комплексные медицинские исследования по вы­явлению влияния погодных условий на организм человека в различных регио­нах России, в том числе и на Дальнем Востоке. Выявлена тесная корреляционная взаимосвязь между некоторыми климатическими факторами и некоторыми заболеваниями, например сердеч­но-сосудистыми, заболеваниями органов дыхания и другими.

Данные, полученные исследованиями В.А. Нестеровым и Е.Г.Чулковым,  Г.И. Мызан  и Н.Н. Чекулаевым (ссылка на авторов в работе Галицина С.В. и Ф.В.Лигуты, 1998)     ,  показали, что в различных регионах Дальнего Востока, отличающихся своими биоклиматическими особенностя­ми, неодинаково реализуется развитие физических качеств учащихся, зани­мающихся физической культурой  по однотипной  программе и в организаци­онно сходных условиях.

 Установлено, что средняя плотность населения в Дальневосточном регионе почти в 5 раз ниже, чем в среднем по стране. В Амурской области, к примеру, имеются районы с плотностью, не превышающей 10 человека на 1 кв км , а удаленность населенных пунктов от районных центров превышает 300 км.

          Пионерный характер промышленного освоения, узкая специализация в российском разделении труда, специфический характер в формировании и использовании трудовых ресурсов, определяемый, прежде всего, нуждами ВПК, - все это обуславливает специфику развития инфраструктуры населенных пунктов, определяет в конечном счете и развитие (скорее отсталость) физкультурных традиций.

В географическом отношении Хабаровский край (площадь 789,6 тыс. кв км) расположен на стыке крупнейших на планете материка и океана.  Вся территория, вытянутая с северо-востока на юго-запад почти на 1800 км представлена различными природно-климатическими зонами от тундры и горной лесотундры на севере, до уникальных кедрово-широколиственных лесов Уссурийской тайги на юге.  Два мощных океаниче­ских потока - холодное Охотское море и теплое течение Куро-Сио - сформировали своеобразные природные условия в зонах, подверженных их влиянию, а река Амур формирует свой набор природных ландшафтных комплексов и экосистем. Эти природные факторы, связанные с контрастностью климата и разнообразием ландшафта, значительная часть которого (в том числе и в окрестностях населенных пунктов) остается неокультуренной, не являются благоприятными для развития  физической  культуры.

 Известно, что климат Хабаровска, как и всей части Дальнего Востока, муссонный. Для него характерна резко выраженная сезонная контрастность погодных условий: сухая морозная с постоянными ветрами зима и чрезмерное влажное теплое лето. Эти контрасты объясняются влиянием зимнего (сибир­ского) и летнего (тропического) муссонов на изучаемый район.   

Во время действия летнего муссона наблюдается выраженные изменения со стороны крови, уменьшается содержание гемоглобина, снижается число эритроцитов, понижается максимальная и минимальная осмотическая «устой­чивость»   эритроцитов,   снижается   реакция  оседания   эритроцитов. Зимой значительно выражен  фактор переохлаждения, под влиянием которого возникают хронические заболевание легких.

       Ученые выдвигают даже такие факторы, влияющие на физиологию детей,  как химизм среды. Химические факторы окружающей среды оказывают вредное влияние на здоровье населения Хабаровского края. Вся акватория Тихоокеанского побережья и примыкающие материковые территории, включая Хабаровский край, охватывают проявления современной вулканической деятельности и обладают повышенным содержанием потенциальных веществ, таких, как ртуть, мышьяк, фосфор, фтор, уран, сурьма и т.д.  В Хабаровском крае,  в ЕАО, в Амурской области обнаружено в ряде случаев высокое содержание радона в подвалах и нижних этажах жилых, производственных зданий и сооружении эндогенного происхождения. В Приамурье наблюдаются неблагоприятные тенденции по ряду медико-демографических показателей :  высокая смертность детей в возрасте до одного года, тенденция к хронизации и "омолаживанию" легочных, сер­дечно-сосудистых, онкологических и других заболеваний.

      Таким образом,  следует подчеркнуть, что в условиях Дальневосточного региона школьники подвергаются в наибольшей степени  опасностью заболевания дыхательной системы.  Хронические заболевания легких возникают под влиянием неблагоприятных погодных условий, таких как переохлаждение.

В северных районах Дальнего Востока также существуют определенные требования к   адаптации и жизнедеятельности населения.  Изучению  конституционально-адаптивных  свойств человека к северным условиям уделяется особенное внимание.  Установлено, что лучшей способностью адаптироваться в высоких широтах обладают люди нормостенической конституции с 1(0) группой крови Особенно неблагоприятно сказывается переезд в северные районы  лиц с IY(АВ) группой крови.

Исследования медиков показали, что наилучшая адаптация к экстремальным климато-географическим условиям обеспечи­вается, в большей степени, усилением функционирования правого полуша­рия головного мозга. Этот вывод подтверждается тем, что  коренные жители Дальнего Востока и Севера, эволюционировавшие в этих условиях среды с первобытных времен,  более семи тысячелетий, в большинстве своем обладают выраженным превалиро­ванием функции правого полушария. В связи с этим,  медики не рекомендуют переселение в  северные районы  людей, обладающих низкими функциональными возможностями правого полушария.

Существуют и морально-психологические особенности  развития детей, в том числе занимающихся спортом. Так, педагоги  говорят о глубоко сидящим в жителях отдаленных районов  провинциализме, т.е. мировоззренческом представлении о том, что главные события жизни происходят не здесь (в регионе), а в центре.  Этот негативный стереотип преодолевается с трудом, и особенно он характерен для людей, на­селяющий Дальний Восток.  В частности, Хабаровский край , Приморский край, Сахалинская область в геополитическом, экономическом, демографическом и социокультурном отношении не представляет собой региона в подлинном значении этого слова - саморазвивающегося социоприродного организма, а являются провинцией с соответствующим этому состоянию менталитетом,  который вызван прежде всего «переселенческим синдромом».

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.