Рефераты. Организация работы аптеки, обслуживающей население

Мелкорозничная аптечная сеть (МРС).

Назначение МРС - Организация с целью приближения лекарственной помощи к населению в местах его большого сосредоточения.

К МРС относится следующие учреждения:

1)                аптечные пункты (АП).

2)                аптечные киоски (АК).

Аптечные пункты.

Основная задача АП - обеспечение населения лекарственными средствами по рецепту, без рецепта, предметами санитарии – гигиены, ЛРС и другими медицинскими товарами. По характеру деятельности делятся на аптечные пункты 1-ой (могут быть наделены правом изготовления ЛС) и 2-ой (без права производственной деятельности) категории. Организация их работы регламентируется стандартом аптечного пункта. Федеральный стандарт разработан МЗ РФ в 94г. На его основе разрабатываются и утверждаются территориальные стандарты. Они учитывают специфику данной территории.

Стандарт устанавливает требования, предъявленные к АП как к аптечной организации независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.

АП может организоваться аптекой как её филиал либо как самостоятельная организация со всеми правами юридического лица.

Если АП является филиалом аптеки, то аккредитацию сертификацию он проходит вместе с ней и получает сертификат. Лицензию он не получает, но в протоколе и лицензии аптеки о нём делается напоминание.

Если АП открывается как самостоятельная аптечная организация, то он должен самостоятельно проходить аккредитацию, сертификацию и получить лицензию.

Как правило, аптечные пункты 1-ой категории организуются в здании поликлиник или других лечебных учреждений, а так же могут располагаться в отдельно стоящих зданиях в местах наибольшего скопления населения. В городах государственные и муниципальные АП организуются на расстоянии 0.5 км. от аптек. Для сельской местности нормативов нет.

Площадь АП определяется объемом выполняемых функций. АП без права изготовления ЛП и расположенный в городе должен иметь площадь не менее 70 м2, АП с правом изготовления ЛП – не менее 93 м2, из которых площадь ассистентской – не менее 10 м2.

АП должен быть оснащен аптечной мебелью, оборудованием и инвентарем в соответствии с выполняемыми функциями: кассовый аппарат; шкафы и полки для хранения ЛС и ИМН; холодильник для хранения термолабильных ЛС; шкаф для раздельного хранения санитарно-гигиенической и верхней одежды, обуви; аппараты и приборы, вспомогательные материалы и посуду для изготовления и реализации ЛС и ИМН.

Если АП является филиалом аптеки, то она обеспечивает его мебелью, оборудованием, инвентарём, справочной литературой, реактивами для контроля качества над товарами, а также бланками учетной и отчетной документации.

АП 1-ой категории в городах при наличии соответствующей лицензии осуществляет отпуск всех ЛС по рецепту, за исключением наркотических и психотропных.

АП 1-ой категории в сельской местности также могут заниматься изготовлением ЛС, отпускать лекарства по рецепту и без рецепта, контролировать их качество и т.д.

Возглавляет АП 1-ой категории заведующий провизор. Помимо него в АП могут работать фармацевты. Если АП является филиалом аптеки, то все работники АП входят в штат аптеки. Они принимаются на работу и увольняются директором аптеки.

АП 2-ой категории организуется при фельдшерско-акушерских пунктах (ФАП) в сельской местности аптекой совместно с ЦРБ. Ответственность за работу АП 2-ой категории несет директор аптеки и глав. врач ЦРБ. Больница снабжает аптечный пункт необходимым оборудованием, а аптека – медицинскими товарами. Возглавляет АП 2-ой категории фельдшер заведующий ФАП со средним медицинским образованием в порядке совместительства.

Оплата заведующий аптечным пунктом 2-ой категории является сдельной и зависит от объема продаж.

Аптечный пункт 2-ой категории осуществляет отпуск только готовых лекарств без рецепта, а также лекарств, выписываемых для оказания экстренной помощи фельдшером или акушеркой.

В аптечном пункте должны быть обеспечены условия для сохранности товарно-материальных ценностей санитарно-гигиенические условия труда, техника безопасности. Аптечный пункт должен иметь вывеску с названием и информацией о режиме работы.

Аптечный киоск.

Основная задача – реализация населению готовых ЛС разрешенных к отпуску без рецепта, обеспечение населения предметами санитарии, гигиены, ухода за больными и т.д.

Нормативной основой деятельности является стандарт, утвержденный МЗ РФ в 1994г. Он устанавливает общие требования к характеру и размерам помещений аптечных киосков (АК), оснащение их мебелью, оборудованием и инвентарем, охране труда и техники безопасности, санитарному режиму, организации торговой деятельности, а также др. требования, необходимые для его открытия и функционирования, независимо от форм собственности. На основе Федерального стандарта органы исполнительной власти территории, осуществляют лицензирование фармацевтической деятельности, разрабатывают территориальные стандарты, учитывающие специфику местных условий.

АК организуется в местах значительного сосредоточения людей как в зданиях ЛПУ, так и иного назначения (магазинах, метро, вокзалах и т.д.) или в отдельно стоящем здании. Он может иметь статус юридического лица или существовать на правах подразделения аптеки, фармацевтической фирмы, другого юридического лица.

Внешнее оформление аптечного киоска должен содержать:

1.                Вывеску с названием «Аптечный киоск», указанием его принадлежности и режимом работы.

2.                Адреса и телефоны дежурных и близлежащих аптек и аптечных учреждений.

3.                Другую информацию по решению местных органов управления здравоохранением и фармацевтической службой.

Для открытия и функционирования самостоятельного аптечного киоска обязательно наличие:

1.                утвержденного устава;

2.                свидетельства о государственной регистрации;

3.                расчетного счета;

4.                печати и углового штампа;

5.                сертификата соответствия и лицензии на фармацевтическую деятельность.

Минимальная площадь аптечного киоска, предусмотренная Федеральным стандартом 10-12 м2. Киоск должен быть оснащен аптечной мебелью, оборудованием и инвентарем, НД и справочной литературой по вопросам хранения и отпуска ЛС и других аптечных товаров.

Всё оборудование и внешнее оформление должно отвечать требованиям технической эстетики и быть удобным для работы. Обязательно наличие в киоске электричества, ККМ, шкафов с полками и ящиками для хранения товаров, холодильника для хранения термолабильных лекарственных средств, рабочего стола, застекление горизонтальной или вертикальной витрины. Стол должен быть снабжен ящиками, где хранится справочная литература, список лекарств, документация поступающих товарно-материальных ценностей.

В целях защиты от воздействий капельной инфекции рабочее место изолируется от покупателя стеклянной перегородкой или оборудованием до уровня 1,8 м.

Киоск должен иметь шкаф для хранения верхней одежды и рабочей одежды персонала в соответствии с требованиями санитарного режима.

В аптечном киоске должны быть обеспечены условия для сохранности товарно-материальных ценностей, согласно указаниям ОВД и условия противопожарной безопасности. Условия труда должны соответствовать требованиям охраны труда и техники безопасности.

Возглавляет аптечный киоск заведующий - фармацевт. Положение о нем регламентировано приложением 23 к приказу М3 РФ № 1255 от 1976 г. Заведующий аптечным киоском реализует населению лекарственные средства и другие аптечные товары, разрешенные к отпуску без рецепта, следит за наличием препаратов и ИМН, входящих в обязательный минимальный ассортимент. Заведующий аптечным киоском несет ответственность за соблюдением правил реализации ЛС, санитарного режима, хранения медикаментов и ИМН в соответствии с НД, а также контролирует сроки годности препаратов. В необходимых случаях заведующий обязан оказывать 1-ую медицинскую помощь. Кроме заведующего в аптечном киоске могут работать продавцы. Положение в продавце аптечного киоска регламентирует приложение 45 к приказу М3 РФ № 1255 от 1976 г. Продавец киоска также как и заведующий осуществляет отпуск ЛС и других аптечных товаров без рецепта врача. Эту должность могут замещать лица со средним фармацевтическим образованием. Положение об этих работниках дополняются положением и квалифицированной характеристикой специалиста со средним фармацевтическим образованием, утвержденным приказом М3 РФ № 249 от 1997 г.

Численность персонала аптечного киоска определяется руководителем аптеки, организовавшей его или самостоятельно заведующим аптечным киоском. Заведующий самостоятельным аптечным киоском решает кадровые вопросы, осуществляет прием и увольнение сотрудников, заключает с ними договоры о материальной ответственности, утверждает график работы персонала, отвечает за охрану труда и техники безопасности, занимается снабжением аптечного киоска ЛС и другими товарами аптечного ассортимента.

Снабжение аптечного киоска, организованного аптекой осуществляется через эту аптеку. Она же контролирует работу киоска.

Организация снабжения товарами МРС.

В случае организации аптечной мелкорозничной сети (МРС) она осуществляет снабжение подведомственных аптечных пунктов, киосков аптечными товарами. С каждым заведующим аптечным пунктом, аптечным киоском директор аптеки заключает договор о полной материальной ответственности, независимо от того, состоит ли данный работник в штате аптеки или нет. Прием, смена, увольнение и предоставление отпуска подотчетным материально0ответственным лицам осуществляется по согласованию с главным бухгалтером и с обязательным проведением инвентаризации находящихся у них под отчетом ТМЦ. Товар, который аптека передает МРС для реализации не исключается из общих запасов аптеки и списывается лишь после его продажи. Выручка МРС включается в товарооборот аптеки. МОЛ, возглавляющее аптечный пункт или киоск, получает товар на основании выписанного требования накладной (А-2.20). Этот документ оформляется в 3-х экземплярах и подписывается отпускающим и получающим товар. Первый экземпляр прилагается к товарному отчету МРС и передается в бухгалтерию аптеки 2-ой экз. вручается лицу, получающему товар. 3-ий экз. остается в аптеке у МОЛ, отпустившего товар. В накладной указывается кому и кем отпущен товар, в каком ассортименте и количестве с указанием цены и суммы отпуска. Товар, отпущенный из аптеки в МРС и поступающая от аптечных пунктов и киосков выручка учитывается по каждому подотчетному МОЛ раздельно на основании приходно-расходных документов (требований-накладных и т.д.), а также товарных отчетов МРС (форма А-2.26), представляемых заведующим.

МОЛ аптечных пунктов и киосков представляют товарный отчет в 2-х экземплярах с приложенными оправдательными приходно-расходными документами не реже 1 раза в месяц. Для работников аптечных киосков возможен декадный или полумесячный срок. Периодичность и сроки сдачи отчета устанавливает руководитель аптеки.

Выведение итогов реализации товаров МРС.

В проходной части товарного отчета учитывается остаток товара и тары на начало месяца и в хронологическом порядке перечисляются все требования-накладные на поступающий товар и тару. В расходной части указывается сумма выручки от реализации товара и сумма товара и тары возвращаемых аптеке по накладной. После этого по разнице между приходным и расходными частями по форме


Ок = Он+П-Р


находится остаток товара и тары на конец отчетного периода. Представленный отчет проверяется бухгалтером аптеки. При этом проверяется правильность всех записей по приходу и расходу, а также точность остатков на конец периода. В случае обнаружения ошибок в товарном отчет вносят все необходимые исправления и уточняют остаток товара и тары в присутствии МОЛ, с их письменного согласия.

Товарный отчет вместе с приходными и расходными накладными, послужившими основанием для его составления утверждает директор аптеки. 1-ый экземпляр товарного отчета остается в аптеке, а 2-ой с записью о проведенной проверке возвращается МОЛ. Аптечные пункты 1-ой категории, отпускающие ЛС по рецептам, ведут журнал учета рецептуры. Эти аптечные пункты на оборотной стороне отчета отражают соответственные данные по видам отпуска МОЛ, подотчет аптеки, подтверждают своей подписью в товарном отчете остатки товара, тары и сумм числящихся за ними. При возврате непроданного товара в обоих экземплярах заполняют графу «сдано обратно». По разности в данных, указанных в графах «отпущено» и «сдано обратно» определяют стоимость реализованных товаров, которые отражаются в графе «продано на сумму». При этом выручка сдается в кассу аптеки. Оба экземпляра расходно-приходной накладной прилагаются в дальнейшем к товарному отчету аптеки.

Данные товарных отчетов и расходно-приходных накладных МРС вносятся в документ, который называется «движение товаров и выручки по прикрепленной МРС". В нем указывается:

1.                Наименование МРС

2.                Фамилия, имя, отчество МОЛ

3.                Остаток на начало месяца

4.                Сумма прихода и выручка за месяц

5.                Возврат товара

6.                Остаток на конец отчетного периода.

Ежедневно данные по мелкорозничному товарообороту отражаются в регистрации розничных оборотов на основании сдаваемой МРС выручки отдельно по аптечным пунктам и аптечным киоскам. В конце месяца подводится итог по товарообороту. В аптечном пункте, также как и в аптеке, ведется предметно-количественный учет ЛС в специальной книге (форма А-2.3). Периодически в МРС проверяется сохранность товарно-материальных ценностей с помощью инвентаризаций и фармацевтических обследований, результаты оформляются соответственно актами.

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.