Рефераты. Методика, формирование и анализ инновационной стратегии в организациях санаторно-курортной сферы

Оценка результатов проекта. Когда техническая работа завершена, проект подвергается тщательной оценке, полученные результаты сравниваются с предполагавшимися и проверяется их соответствие текущему рыночному спросу. В случае, если это удачное новшество, проект передается в производство. В противном - принимается решение либо о его доработке, либо о прекращении работ в данном направлении.

Внедрение проекта в производство. Если проект выдерживает проверку, осуществляется его передача из исследовательского отдела в производственный с целью внедрения нововведения, а серийное (массовое) производство.

Для того, чтобы введение новшества успешно прошло все стадии, необходимо обязательное выполнение следующих пяти рабочих ролей, или ключевых функций:

генерация идеи: анализ и синтез информации о рынках, технологиях, подходах, товарах вызывают к жизни идею нового технологического процесса, продукта или подсказывают решение сложной проблемы;

предпринимательские усилия или борьба за идею: уяснение, предложение, продвижение и демонстрация новой идеи, подхода или процесса для официального утверждения;

руководство проектом: планирование и координация действий работников, занятых воплощением идеи в жизнь;

информационный контроль: сбор и доведение до сведения информации о важных изменениях внутренней и внешней среды. Осуществляется наблюдение за развитием событий на рынке,на производстве и в сфере технологии;

 поддержка и инструктаж: скрытая поддержка, защита.

Единой модели инновационной стратегии, как и единого стратегического управления для всех предприятий, не существует по одной простой причине – каждая фирма по своим характеристикам уникальна. Выбор инновационной стратегии зависит от многих факторов: позиции фирмы и динамики ее изменения, производственного и технологического потенциала предприятия, вида производимого на фирме товара, а также внешних факторов.

Но существуют некоторые основополагающие подходы или принципы выработки инновационных стратегий и осуществления стратегического управлениями инновациями. На рис.1 представлена схема, организации процесса стратегического управления.


 












Рис. 1 - Схема организации процесса стратегического управления


Инновационный процесс – это единый поток от возникновения идеи до внедрения, развития и развертывания производства. Все стадии инновационной системы от фундаментальной идеи до рыночного успеха, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Инновация – главный фактор влияющий на конкурентоспособность. Специалист в области стратегического менеджмента М. Портер выделяет 4 стадии конкурентоспособности национальной экономики: факторов производства, инвестиций, инноваций, богатства. Каждая из этих стадий характеризуется специфическим механизмом управления инновациями и экономикой в целом.

Необходимость инновационного развития производства предъявляет новые требования к содержанию организации, формам и методам управленческой деятельности. Она диктует появление особого типа менеджмента, направленного на управление процессами обновления всех элементов производственных систем.

Организация и финансирование инновационных проектов, управление их формированием, подготовкой и экспертизой занимают центральное место в процессе выбора наилучшего варианта инновационного решения.

Несмотря на сложное экономическое положение многих коммерческих организаций, в настоящее время начинает проявляться тенденция к усилению их инновационной активности, особенно в области продуктовых и технологических инноваций. Это требует соответствующих финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов, а также специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации менеджеров в области экономики, организации и управления инновационными процессами.

Важное место для дальнейшего развития и повышения экономической эффективности инновационной деятельности коммерческих организаций занимает научно обоснованная инновационная политика администраций регионов, крупных городов и муниципальных образований. Это позволяет создать благоприятные экономические и административно-правовые условия для деятельности коммерческих организаций при создании и внедрении инноваций.


1.3 Тенденции развития санаторно-курортной сферы России


Развитие – процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Несмотря на сохраняющееся воздействие ряда отрицательных факторов внутреннего и внешнего плана, в сфере санаторно-курортной индустрии страны на рубеже XX - XXI веков обозначились положительные тенденции. В частности это связано с формированием относительно устойчивого платежеспособного спроса различных групп населения на санаторно-курортные лечебно-оздоровительные услуги. По мере улучшения условий жизнедеятельности, потребителями этих услуг становятся новые слои, группы населения, которые обозначились в результате дифференциации населения по доходам, как средний класс, лица с высокими доходами.

Формирующийся платежеспособный спрос на санаторно-курортные услуги способен вызвать перестройку традиционных рекреационных технологий, используемых в лечебно-оздоровительных учреждениях, а также существенно повлиять на изменение содержания и структуры санаторно-курортного продукта. Улучшение деятельности, выход из кризиса предприятий санаторно-курортного комплекса в современных рыночных условиях напрямую зависит от их способности изучать, прогнозировать и управлять спросом на санаторно-курортные лечебно-оздоровительные услуги, с целью его своевременного, качественного и полного удовлетворения.

При формировании нового механизма управления деятельностью предприятий данной отрасли, необходимо учитывать, что цены на их услуги, в силу сложившейся в стране рыночной ситуации, растут быстрее, чем доходы их потенциальных потребителей, в том числе льготных категорий граждан.

Немаловажно и то, что у миллионов потенциальных рекреантов снизился жизненный уровень, в результате проведения пенсионной, жилищно-коммунальной и других реформ, сократилось свободное время, необходимое для оздоровительного отдыха, восстановления здоровья и трудового потенциала. Предложение отечественных санаторно-курортных лечебно-оздоровительных услуг, в силу их высокой цены, превышает потребности рынка и удовлетворяет в основном спрос наиболее обеспеченных слоев населения. По этой причине часть населения России предпочитает выезжать на курорты бывших республик СССР, в частности на Украину.

Экономические преобразования в сфере туристско-рекреационных услуг, как неотъемлемой составляющей всей сферы услуг, стали частью общего процесса трансформации экономического потенциала страны при переходе от административно-командной системы хозяйствования к рыночной экономике. Влияние туризма на развитие региональной экономики обусловлено спецификой качественно нового механизма функционирования современной индустрии туризма, ее комплексным влиянием на экономику других отраслей, а также мировыми тенденциями усиления роли сферы услуг в экономическом развитии. В результате быстрого расширения индустрии туризма традиционные и новые места, посещаемые туристами, сталкиваются со все более серьезными проблемами в области экологии, культуры и социально-экономического развития. В настоящее время признается, что неконтролируемый рост туризма, преследующий цель быстрого получения прибыли, зачастую имеет негативные последствия, поскольку он наносит ущерб окружающей среде, местному сообществу и разрушает саму основу, на которой основывается функционирование и успешное развитие туризма.

Развитие предприятий, функционирующих в сфере оказания лечебно- оздоровительных, санаторно-курортных, туристско-оздоровительных услуг, зависит от состояния индустрии здравоохранения, санаторно-курортного комплекса и отдыха, уровня конкуренции в этом секторе сферы, социальной заинтересованности государственных институтов в сохранении и укреплении здоровья граждан своей страны. Таким образом, социально-экономическое реформирование страны непосредственно связано с совершенствованием системы методов управления предприятиями и комплексами, действующими на рынке лечебно-оздоровительных, санаторно-курортных услуг. В связи с этим представляется своевременным и актуальным теоретическое и практическое исследование наиболее значимых аспектов управления санаторно-курортными предприятиями, выявление резервов повышения эффективности их работы на основе современных методов экономического анализа, что будет способствовать скорейшему достижению необходимой для социально-рыночного государства экономической выгоды, посредством удовлетворения социально значимых потребностей населения в санаторно-курортных услугах.

Тем не менее, на современном этапе развития страны нельзя не видеть изменений связанных с тем, что происходит снижение доли материального производства в совокупном общественном продукте, сделаны определённые шаги в развитии «третичного сектора» народного хозяйства -сектора услуг. Наметилось формирование «Экономики услуг». Происходят изменения в природе общественных отношений, социальных нормах и стандартах поведения населения, мотивации человеческой деятельности. Ключевым фактором современной экономики можно считать то, что именно услуги становятся главным продуктом труда, а их потребление всё в большей степени выступает в качестве преобладающего способа удовлетворения потребностей человека. Отмечая распространённость этого явления, ряд исследователей справедливо считают, что современное качество жизни определяется совокупностью услуг и различных удобств: здравоохранением, образованием, отдыхом и культурой - которые являются необходимыми для подавляющего большинства населения развитых стран мира.

Федеральная поддержка рекреационного комплекса должна носить системный характер и включать меры, реализуемые на общефедеральном, общерегиональном и субрегиональном (локальном) уровнях.

На общефедеральном уровне необходимо, в частности, обеспечить переход от преимущественно финансовой поддержки рекреационных территорий к обеспечению экономических и правовых условий для развития рекреации. Целесообразны усилия по дополнительному стимулированию платёжеспособного спроса на рекреационный продукт России (регулирование транспортно-тарифной политики перевозчиков, развитие транспортной инфраструктуры, частичное государственное датирование санаторно-курортных путёвок в «межсезонье»), меры по упорядочению отношений собственности в санаторно-курортном комплексе, коррекцию бюджетно-налоговых механизмов для дополнительного инвестирования в реконструкцию материально-технической базы и др.

На общерегиональном уровне приоритетной государственной поддержки требует:

 проведение инвентаризации и сертификации курортно-рекреационных предприятий и формирование на этой основе интегрированных в единую информационную систему баз данных о ресурсном потенциале курортов, наличии мест, ценовых предложениях и др.;

 инвентаризация сложившихся институциональных условий для развития туризма в различных регионах России и на этой основе формирование и реализация общерегиональной стратегии коррекции действующей нормативно-правовой базы в интересах повышения туристско-рекреационной и инвестиционной привлекательности курортных территорий;

 становление общерегиональной инфраструктуры развития рекреации (специализированные ярмарки и биржи, инвестиционные и инновационные компании, целевые фонды, ассоциации курортных территорий и предприятий туристско-рекреационной сферы и др.);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.