- применение стиля, называемого участием в управлении.
- работники должны быть вовлечены во все фазы инновационного процесса и принятия решения. Такое участие предупреждает сопротивление персонала технологическим и организационным нововведениям, способствует улучшению показателей производственной деятельности;
- непрерывность обогащения сотрудниками своих знаний. В условиях обострившейся конкуренции, в которой решающее значение приобретают новизна и качество услуг, высокий профессионализм персонала, его способность и желание творчески осваивать современные технологии, разрабатывать'' новые продукты превращаются в важнейший фактор коммерческого успеха. Поэтому процесс подготовки и переподготовки кадров всесторонне поддерживается высшим руководством и расценивается им как составная часть работы предприятия, как один из главных рычагов сохранения его приоритетных позиций в современном быстроменяющемся мире.
Решающее значение для обеспечения инновационного климата в организации имеет поддержка новаторства со стороны руководства. Настоящим руководителем можно назвать лишь того, кто обладает способностью побуждать людей, будь то словами или собственным примером, к полному проявлению своих потенциальных возможностей; предоставляет им поле деятельности и свободу для реализации их устремлений. Основной задачей менеджера становится умение не столько единолично находить правильные решения и брать на себя все вопросы, сколько создать атмосферу творческого поиска в руководимом коллективе. В этом кроется большой смысл, так как сами подчиненные вовлекаются в процесс разработки, а главное - реализации решения, воспринимаемого ими или как собственное, или как лучшее из всех.
Кардинальные преобразования, происходящие в настоящее время в России, затрагивают все сферы деятельности, не исключая, разумеется, и такую важнейшую, как научно-техническая политика. Проблема эффективного использования достижений науки и техники (инноваций) не исчезает в ходе осуществления рыночной реформы. Напротив, для многих российских предприятий, столкнувшихся с новым для них вопросом конкуренции, выживаемости в жестких условиях рынка, именно инновационная деятельность и ее результаты являются главным условием успеха и эффективности. Поэтому участники рыночных отношений, прежде всего те из них, которые занимаются производством, для обеспечения своей текущей и перспективной конкурентоспособности обязаны самостоятельно и целенаправленно формировать и осуществлять научно-техническую политику.
Инновации - процесс постоянного обновления во всех сферах предпринимательства. Инновации включают в себя не только технические и технологические разработки, но и все изменения, способствующие улучшению деятельности фирмы (новые товары, новые услуги, новые благоприятные условия для клиентов, включая цены, и т. д.). Инновационный процесс - совершенствование сбалансированности различных сфер деятельности предприятия при контроле за рентабельностью работы, каждого звена. Все нововведения проводятся на основе систематического, комплексного анализа различных сторон работы фирмы, главное, в котором - сравнивать полученные результаты не с уже достигнутыми, а с тем потенциалом (емкостью) рынка, который имеется в данное время.
Цель такого анализа - определить, насколько полно использует фирма возможности рынка в каждом периоде.
Комплексный анализ различных сторон работы фирмы должен включать в себя:
а)оценку желательного для предпринимателя положения нарынке товаров и услуг, предлагаемых фирмой в настоящее время;
б)предпочтительное для предпринимателя положение текущей продукции на новых рынках;
в)оценка выпускаемой продукции, предусматривающая решение о прекращении производства каких-либо товаров или услуг из-за падения на них спроса;
г)возможности выпуска новых товаров и услуг для новых рынков;
д) изменения в системе сбыта и другие преобразования в работе в целях инноваций.
В области нововведений перед предпринимателем стоят, в частности, следующие задачи:
- механизация, автоматизация грязной, опасной работы;
- привлечение в коллектив фирмы сотрудников более высокой квалификации и создание лучших материальных условий для работников.
Для решения этих задач предприниматель должен быть приверженцем новых идей: предоставлять каждому сотруднику достаточно широкое поле деятельности, снабжая его не детализированным планом, сковывающим инициативу, а краткими инструкциями; поощрять инновационные идеи, возникающие у подчиненных; организовать в фирме специальный информационный фонд инноваций; обеспечить непрерывное обучение и повышение квалификации сотрудников и в централизованном, и, что более важно, в индивидуальном порядке.
Инновации в российских условиях - главное средство сохранения позиций фирмы на рынке. Нововведения должны внедряться по мере потребности рынка, но предприниматель обязан предвидеть их необходимость и целесообразность. В рамках работы в этой области рекомендуется:
- выявление тех видов товаров и услуг, которые обеспечат желаемую долю рынка;
- определение товаров и услуг, заменяющих устаревающие;
- внедрение инноваций во всех других сферах деятельности фирмы (делопроизводство, реклама и т. д.);
- сбалансирование кратко- и долгосрочных программ инноваций (как увеличить прибыль, каким образом эффективнее использовать имеющиеся средства и т. д.).
Инновации тесно связаны с НТП, являясь, с одной стороны, его результатами, с другой - составными элементами общего прогресса, способствующими его дальнейшему развитию.
Понятие инновации лежит в основе процессов и закономерностей технического, экономического, производственного социального характера в развитии государства и общества. Инновации оказывают сильное воздействие на все области бизнеса и предпринимательства, способствуют наращиванию научно-технического и производственно-экономического потенциалов предприятия.
В настоящее время в литературе встречаются, разные определения инноваций и нет ни одного, принимаемого за абсолют. Одна из причин сложившегося положения связана с существованием разных точек зрения специалистов на понимание исходной сущности инновации.
Инновация - это результат (конечный или промежуточный) целенаправленной и организованной реализации инновационного процесса в виде новой конкурентоспособной продукции (услуг), технологий, форм и методов производства и управления, использованный в общественных и (или) коммерческих целях.
В зависимости от места применения (потребления) инноваций выделяются три основные их группы:
- продуктовые - новая продукция, потребляемая в сфере производства (в качестве средств труда) или в сфере потребления (как предмет потребления или труда);
- технологические - новые технологии (способы) производства выпускаемой или новой продукции;
- организационно-управленческие - новые методы организации работ и управления производством.
Для предприятий - изготовителей продукции (услуг) первая группа инноваций является определяющей, а часто и первичной, вызывающей в цикле инновационных преобразований необходимость проведения технологических и других нововведений.
Современное состояние инноватики характерно использованием разных подходов и к общей классификации инноваций. Наиболее известна классификация, разработанная российским ученым А.И. Пригожиным. Основу ее составляет предложенная им систематизация инноваций:
- по типу новшества;
- по механизму осуществления
- по инновационному потенциалу;
- по отношению к предшествующему прототипу.
По типу новшества инновации делятся на две основные группы: материально-технические и социальные.
К материально-техническим инновациям относятся:
- техника (оборудование, приборы, устройства, изделия и т. д.);
- технологии (технологические процессы и операции);
- промышленные материалы (сырье и конечный продукт).
Социальные инновации подразделяются на следующие виды:
- экономические (новые материальные стимулы, показатели системы оплаты труда и т. п.);
- организационно-управленческие (новые организационные структуры, формы организации труда, методы и формы информационного обеспечения и т. п.);
- социально-управленческие (новые формы мотивации, воспитательной работы и др.);
- правовые (изменения в трудовом и хозяйственном законодательстве);
- педагогические методы бучения, воспитания).
Иногда экономические, организационные, правовые инновации объединяются в группу под названием «управленческие инновации».
По механизму обеспечения выделяют инновации:
- единичные, осуществляемые на одном объекте;
- диффузные, распространяемые по многим объектам и требующие своего тиражирования;
- завершенные и незавершенные;
- успешные и неуспешные (результативность или степень эффективности по сравнению с затратами).
По инновационному потенциалу инновации делятся на следующие виды:
- радикальные или базовые (принципиально новые изделия,технологии, методы организации и управления);
- комбинаторные (использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов);
- модифицирующие (улучшения, дополнения исходных конструкций, принципов, форм).
Радикальные (базовые) инновации требуют наибольшей степени готовности предприятия к их реализации в организационно-технологическом, финансовом, кадровом и материальном аспектах. Принципиально новый продукт предусматривает появление нового потребителя и нового рынка с сетью распределения и обслуживания.
По отношению к предшествующему прототипу новая продукция классифицируется на следующие виды:
- замещающая - полная замена существующей продукции;
- отменяющая - полное исключение продукта в связи с появлением новых функций;
- возвратная - возвращение к прежним видам, способам, методам;
- открывающая - продукция, не имеющая сопоставимых функциональных предшественников;
- ретровведение - воспроизведение старых формообразований приборов на современной основе.
По времени появления инновации имеют циклический характер. Впервые на цикличность инноваций обратил внимание Й. Шумпетер, связав волнообразный процесс экономического развития (с чередованием подъемов и спадов) со скачкообразным характером осуществления нововведений. Практическое подтверждение такой связи было получено в оригинальных инновационных исследованиях Н.Д. Кондратьева - автора теории «больших циклов хозяйственной конъюнктуры». Им были выявлены эмпирические закономерности в появлении радикальных новаций («длинные волны», иначе - «большие циклы») и их влияние на экономический прогресс.
Теория цикличности исходит из того, что экономика как открытая система находится в состоянии плавного отклонения от состояния равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением в рамках как отдельных государств, так и всемирного хозяйства. Длительность равновесного состояния обусловливается жизненным сроком конкретного поколения техники, технологии, методологии. Отклонения от равновесных состояний вызывают колебания (подъемы - спады) в экономическом развитии социальной общности. Наличие противоречий между действующей производственной системой, растущими требованиями пользователей продукции и условиями конкуренции на рынке приводит к экономическим потерям отдельного предприятия и порождает необходимость инновационных преобразований.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10