По результатам проведенных тестов видно, что у большинства спортсменов повышенное эмоциональное состояние, 5 спортсменов испытывали состояние боевой готовности. Остальные испытывали состояние предстартовой «лихорадки». Поэтому за 15 минут до старта мы провели аутогенную тренировку для снижения неблагоприятных эмоциональных состояний и успокоения при излишнем нервном возбуждении.
В таблице №6 показаны результаты проведенных контрольных испытаний в упражнении ПП-2.
Таблица №6
Результаты соревнований по пулевой стрельбе (декабрь 2005)
№
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Ф.И.О
Разряд
Результат
(Вып.разр.)
1
П-их Е.
КМС
380 (МС)
Ч-ва Д.
370 ( I )
2
С-ов В.
376 (КМС)
Х-ко Е.
372 ( I )
3
К-ев И.
I
374 ( I )
П-ва П.
361 ( I )
4
А-ян А.
378 (КМС)
С-ич А.
358 ( II )
5
С-ов И.
Р-ин А.
340 ( - )
6
М-ва А.
В-ва А.
345 ( II )
7
Ш-ин Л.
368 ( I )
Ю-ва А.
350 ( II )
8
В-ер Е
Г-ва Т.
357 ( II )
9
К-ин Р.
345 ( - )
Б-ов А.
353 ( II )
10
О-ов А.
363 ( II )
К-на Т.
351 ( II )
11
С-ых Т.
365 ( I )
С-ов А.
360 ( II )
12
К-ва К.
Ш-ов Н.
x
370
356
На Новогоднем Чемпионате по пулевой стрельбе в упражнении ПП-2, состоящее из 40 зачетных выстрелов из пневматического пистолета, в экспериментальной группе одна спортсменка выполнила норматив Мастера спорта Р.Ф. и 2 спортсмена - кандидата в мастера спорта, 7– первый разряд, 1– второй разряд. А в контрольной группе 3 спортсмена выполнили первый разряд, 8 – второй разряд.
Проведя эксперимент, мы заметили, что среди спортсменов экспериментальной группы (рис.1), которые использовали аутогенный комплекс, наблюдается отсутствие спадов, колебание результатов небольшое. У большинства стрелков этой группы наблюдается прирост в результатах.
Рис.1. Средний прирост результатов контрольной и экспериментальной групп после эксперимента
Получив результаты стрельбы после эксперимента и рассчитав средние показатели результативности стрелков в группах, мы выяснили, что прирост результатов в экспериментальной группе составил 16, а в контрольной 3 очка.
Для выявления достоверности предложенной методики, полученные результаты высчитываем по t-критерию Стьюдента:
Группы
Количество человек
очки
X
m
Р
380, 376, 374, 378, 372, 370, 368, 370, 345, 363, 365, 372
369
3,2
3 > 0,05
370, 372, 361, 358, 340, 345, 350, 357, 353, 351, 360, 358
2,95
Рассчитав достоверность результатов исследования по t-критерию Стьюдента, мы узнали, что результаты нашего эксперимента можно считать достоверными, так как до эксперимента разница между группами была недостоверна (t=-0,05), а после эксперимента (t=3), следовательно разница между группами достоверна.
Выводы
1. Выявленным уровнем стрелковой подготовленности спортсменов, занимающихся в ДЮСШ №13, являются I разряд и КМС. Все испытуемые до начала эксперимента имели средний уровень стрелковой подготовленности. Только у 4 спортсменов было предстартовое состояние соответствующее боевой готовности, а у остальных спортсменов была предстартовая «лихорадка».
2. Разработанная методика включает в себя комплекс аутогенных и дыхательных упражнений на восстановление физической работоспособности, на общеподготовительном этапе, а также тесты, на определение предстартового состояния стрелков, и комплекс аутогенной тренировки на снижение повышенного эмоционального состояния перед стартом, на специально-подготовительном этапе в соревновательном периоде по пулевой стрельбе.
3. Разработанная методика аутогенной тренировки для спортсменов-стрелков оказывает положительное влияние на стабильность результатов спортсменов и результативность тренировочного процесса. Средние показатели по группам возросли в экспериментальной на 16, а в контрольной на 3.
По t-критерию Стьюдента, методика аутогенной тренировки является достоверной. Она эффективна и может быть использована в тренировочном процессе стрелков.
На основании полученных результатов мы разработали практические рекомендации, которые описывают наиболее оптимальный способ применения аутогенной тренировки.
Практические рекомендации
Метод аутогенной тренировки должен применяться в комплексе с другими психолого-педагогическими и врачебными средствами воздействия на состояние спортсмена - стрелка и его действия.
Следует иметь в виду, что при пользовании разработанными для врачебной практики тестами аутогенной тренировки, рассчитанными на глубокое расслабление и успокоение, испытуемые после прекращения сеанса ещё долгое время остаются расслабленными и даже вялыми (иногда засыпают). Такие тесты непригодны для применения аутогенной тренировки в спортивной практике. Здесь требуется после окончания сеанса оптимальная активизация спортсмена для успешного выполнения предстоящей деятельности (за исключением тех случаев, когда аутогенная тренировка применяется для борьбы с бессонницей, снятия утомления и излишнего нервозного возбуждения после интенсивной тренировки или сильных эмоциональных переживаний после трудного соревнования; в таких случаях полезен даже вызванный аутогенной тренировкой кратковременный сон).
Когда же аутогенная тренировка применяется для снятия излишнего нервозного возбуждения, препятствующего спортсмену в полную силу выступать на соревновании, в её текст обязательно включаются словесные приёмы, рассчитанные на активизацию нервно-мышечных процессов и необходимых для успешной спортивной деятельности психических функций.
В этих случаях аутогенная тренировка должна применяться в следующей форме:
а) приёмы расслабления, освобождения от отрицательных эмоциональных состояний, достижения успокоения, полного покоя;
б) после достижения состояния покоя применяются приёмы, рассчитанные на активизацию внимания и подготовку организма к предстоящей спортивной деятельности, включая идеомоторную тренировку, соответствующую данной деятельности, и активизацию необходимых для этого стенических эмоциональных состояний.
Составив комплекс аутогенной тренировки теоретически и испробовав его практически на спортсменах-стрелках, можно дать некоторые рекомендации для нахождения наиболее оптимального способа применения аутогенной тренировки:
1. Сядьте удобно в тихом месте.
2. Закройте глаза.
3. Глубоко расслабьте свои мышцы, начиная с ног и кончая лицом, сохраняйте: их расслабленными.
4. Дышите носом. Осознавайте дыхание. Когда выдохнете, мысленно скажите: «Раз». Например: вдох – выдох - «раз» и т. д. Дышите легко и естественно,
5. Занимаясь, не пользуйтесь таймером или будильником, чтобы узнать время - для этого можно открыть глаза. После окончания концентрации на дыхании и слове «раз» посадите спокойно сначала с закрытыми глазами, потом — с открытыми. Не вставайте в течение нескольких минут.
6. Не беспокойтесь о том, насколько вы углубляете состояние расслабления. Сохраняйте пассивную позицию и позвольте релаксации проникнуть в ваш внутренний мир. Если ваше внимание отвлеклось, снова возвращайтесь к слову «раз». С практикой состояние релаксации будет возникать все легче. Занимайтесь один или два раза в день, но не ранее, чем спустя два часа после еды, чтобы процесс пищеварения не мешал возникновению релаксационного состояния.
Перед началом проведения комплекса необходимо ознакомить спортсменов с вышеперечисленными правилами, чтобы они смогли самостоятельно входить в аутогенное состояние и индивидуально корректировать его. Инструктор в таком случае просто подсказывает, о чём и когда именно нужно думать. Основную же работу производит сам спортсмен самостоятельно, полностью осознавая и контролируя все свои действия и мысли.
Как всегда, при освоении нового упражнения, время концентрации на дыхании удлинять следует постепенно, помня, что спортсмены должны привыкнуть и полностью освоить новые комплексы упражнений. Упражнение освоено, если во время занятия дыхание становится спокойным, сопровождается впечатлением, что «дышится само собой».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12