Рефераты. Методические рекомендации по обучению барьерному и гладкому бегу для учащихся 4-11 классов

Достижение высоких результатов в этом виде легкой атлетики зависит:

1.                 от умения метателя набрать оптимальную горизонтальную скорость во время разбега;

2.                  от его возможностей трансформировать эту скорость, т.е. передать её от нижних к верхним звеньям тела, путем овладения рациональным ритмом последних бросковых шагов. Обгона нижними звеньями тела снаряда и увеличения пути сопровождения снаряда для более продолжительного воздействия на него;

3.                  от способности метателя придать снаряду максимальную скорость при оптимальном угле вылета.

Специфические особенности техники метания требуют хорошей координации движений, эластичной мускулатуры, достаточной подвижности в суставах и гибкости, динамической и взрывной силы, умения управлять отдельными звеньями тела, чувства ритма и т. д.

Эти требования ставят перед педагогом комплекс задач, которые он должен решать последовательно, а чаще всего одновременно в процессе обучения. А так же должен, прежде всего, создать необходимые предпосылки и условия для овладения техникой, а затем приступить к непосредственному обучению.

Первая задача:

Ознакомить учащихся с техникой метания снаряда с разбега.

Средства:

1.                 Показать технику метания мяча с разбега и кратко объяснить основы техники, демонстрируя наглядные пособия. Наблюдать за техникой лучших метателей мяча.

2.                 Ознакомить со снарядом, местом для метания и правилами выполнения метания на соревнованиях.

Вторая задача:

Обучение правильному держанию мяча и изучение хлестообразного рывка метающей руки.

Средства:

1.                  Показать и проверить правильность держания мяча.


Рис. 1

Мяч берется в правую (левую) руку так, чтобы он не соприкасался с ладонью и лежал на указательном и среднем пальцах, придерживался с боков безымянным и большим пальцами (рис. 1).

2.                  метание малого мяча с места.

Вариант А. - И. П. – стоя ноги на ширине 50 см, вес тела преимущественно на передней части стоп. Метающая рука над плечом, согнута в локтевом и плечевом суставах. Локоть на уровне лица, свободная рука опущена вниз.



Имитируется бросок последовательным и непрерывным выпрямлением руки вперед-вверх; затем рука продолжает движение вниз, в строну, назад и до исходного положения. Подготовка к броску имитируется в упражнении без перерыва 8 – 10 раз (рис 2).

Вариант Б. – из того же и.п. метание малого мяча (150 г) в стену. Метающая рука выпрямляется вперед-вверх. Мяч после отскока от стены ловится. Упражнение выполняется в 2 серии по 8 – 10 раз.

Целесообразно метать и из и.п. стоя ноги врозь, левым боком к направлению броска, чтобы лучше ощутить опору левой ногой (рис 3). В этом положении стопы параллельны, расстояние между ними – 30 см, вес перенесен на левую ногу.


Вариант В. – Из того же и.п. метание малого мяча в землю. Метающая правая рука вынесена перед грудью параллельно земле на высоту плеч и согнута под прямым углом в локтевом и плечевом суставах. В момент рывка левая рука придерживает правую руку под локоть. Выполняется в 2 серии по 8–10 раз (рис 4).

Вариант Г. – То же и.п., метающая рука вынесена над плечом уже известным образом. Рукой размахивают вперед-назад в плечевом суставе, не изменяя угла сгибания в локтевом суставе (рис 5). Выполняются в 2 серии по 8 – 10 раз. При выполнении упражнения метающая рука свободна и расслаблена. Левая рука опущена вниз или охватывает грудь и подмышку.


Рис. 4


Рис. 5


Третья задача:

Освоение финального усилия и совершенствование хлестообразного рывка

1.                  Метание малого мяча с места из и.п. финального усилия.

И. П. – стоя лицом вперед, левая нога впереди, метающая рука с мячом занесена назад-вверх, слегка согнута в локтевом суставе, грудь – в направлении броска. Вес тела преимущественно на правой ноге, стопы параллельны. Из этого исходного положения выполняются броски вперед-вверх – 2 серии по 10 – 12 бросков (рис 6).


Рис. 6


Рис. 7


2.                  Встать левым боком к направлению броска. Рука с мячом выпрямлена на высоте плеча. Вес тела на правой ноге, согнутой в колене. Стопы повернуты внутрь: правая нога – на 60˚, левая – на 170˚. Расстояние между стопами – 70 см. левая рука, согнутая в локте, вынесена перед грудью. Бросок выполняется вперед-вверх в стену 2 серии по 10 – 12 бросков (рис 7).

Четвертая задача

Освоение ритмической структуры бросковых шагов в сочетании с финальным усилием.

1.                  Встать левым боком по направлению броска.

Вариант А. Рука с малым мячом, вытянутая назад, на уровне плеча, правая нога перед левой и скрещена с ней, расстояние между стопами - 35 – 50 см. Вес тела распределен на обе ноги, согнутые в коленях. Стопы полуобращены в направлении броска. Левая рука перед грудью (рис 8).

Выполняется следующее движение:

·                   левая нога ставится в положение шага для метания с места так, чтобы вызвать вслед за собой продвижение колена правой ноги, не поворачивая тела в направлении броска. Выполняется без броска - 2 серии по 6 – 7 раз.

·                   Имитируется поворачивание тела в направлении броска, и выполняются захват и "натянутый лук" (без броска) - 2 серии по 5 – 6 раз.

·                   То же упражнение сочетается с метанием малого мяча в стену и ловлей его после отскока – 2 серии по 8 бросков.


Рис. 8


Вариант Б. Из того же исходного положения выпрямленная рука с мячом отведена назад на высоте плеча. Вес тела на правой ноге, согнутой в колене. Левая нога выпрямлена и поставлена на опору внутренней частью стопы на расстоянии примерно 3 стоп от правой. Левая рука согнута и вынесена перед грудью.

·                   Выполняется скрестный вынос правой ноги перед левой, после чего нога возвращается в исходное положение – 2 – 3 раза по 6 – 8 повторений в каждой (рис 9).

·                   То же упражнение, но после скрестного выноса правой ноги левая ставится в положение шага для броска. Сначала без поворачивания, а потом и с поворачиванием тела в направлении броска со взятием снаряда "на себя" - 2 серии по 6 – 8 раз.


Рис. 9


Тоже упражнение сочетается с броском - 2 серии по 8 – 10 бросков.

2.                  Отведение метающей руки с последующим выполнением бросковых шагов.

Вариант А – И.П. – стоя, левая нога впереди, грудью в направлении броска, рука с мячом, согнутая в локте, над плечом. Правая нога, согнутая в клене, выносится вперед с одновременным поворачиванием туловища вправо, метающая рука полувыпрямлена, левая рука в "полузакрытии", после вынесения вперед нога возвращается в исходное положение.

Вариант Б – Из того же исходного положения выполняется шаг правой ногой, вперед, туловище полностью поворачивается вправо, правая рука полувыпрямлена, левая согнута и выносится перед грудью. Делается шаг левой ногой с одновременным полным выпрямлением правой руки. Упражнение выполняется без броска и в сочетании с броском в стену.

3.                  И.П. – стоя левым плечом в направлении броска, вес тела на правой ноге.

Из стойки боком выполняется несколько предварительных свободных шагов (обычно четыре) с последующим выполнением скрестного шага, включая и бросок (2 – 3 серии по 6 – 8 бросков).


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.                 Ашмарин Б.Т. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М., 1978.

2.                 Богданова Г.П. Уроки физической культуры в средней школе. - М.; Просвещение, 1987.

3.                 Должиков И.И. Планирование содержания уроков физической культуры, 1-11 классы //Физическая культура в школе. № 4. 1997.

4.                 Легкая атлетика: Учеб. Для ин-тов физ. Культ. – Изд. 3-е, доп. и перераб. /Под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина. М.: Физкультура и спорт, 1979. – 597 с., с ил.

5.                 Легкая атлетика. 2-е изд., перераб. и доп. Под ред. Лутковского Е.М. и Филиппова А.А. М., "физическая культура и спорт", 1977.

6.                 Лазарев И.В., Кузнецов В.С., Орлов Г.А. Практикум по легкой атлетике. - М., 1999.

7.                 Малков Е.А. Подружись с "королевой спорта". - М., 1987.

8.                 Методика физического воспитания учащихся 5-11 классов. / Под ред. В.И. Ляха. - М., 1997.

9.                 Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин- М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2002-864стр.; ил.- (Профессия-тренер).

10.             Настольная книга учителя физической культуры / АВТ.- сост. Г.И. Погадаев; Предисл. В.В. Кузина, Н.Д. Никадрова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.; Физкультура и спорт, 2000.- 496с., ил.ISBN-5-278-00686-2.

11.             Озолин Э.С. Спринтерский бег. – М.: физкультура и спорт, 1986. – 159 с., ил.

12.             Попов В.Б., Суслов Ф.П., Германов Г.Н. Легкая атлетика для юношества: Учебное - методическое пособие для тренеров ДЮСШ, С ДЮШОР, УОР.- Москва – Воронеж, 1999.-220стр. Табл. 47; рис 35.

13.             Программа "Физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений"" - М., 1996.

14.             Техническая подготовка легкоатлетов-метателей; Пер. с болг./Предисл. Н.Г. Левицкого. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 135 с., ил

15.             Физическое воспитание и спорт в школе в зарубежных странах: Учебное пособие. / Под ред. проф. С.И. Гуськов, КПН А.П. Зотов.- М.: "Полиграф сервис", 2002г. -217с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.