Рефераты. Методические рекомендации по обучению барьерному и гладкому бегу для учащихся 4-11 классов

Методические рекомендации по обучению барьерному и гладкому бегу для учащихся 4-11 классов

Управление образования













МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Обучение гладкому, барьерному бегу и метанию малого мяча учащихся 4 – 11 классов

 



Составитель:

Семкин А.В.

учитель,

высшая категория






г. Новоуральск, Свердловская область

2008

Введение


В течение всего периода обучения в средней школе бег занимает в большинстве уроков ведущее место среди других видов физических упражнений. Это связано, прежде всего, с его положительным влиянием на развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Беговые упражнения - великолепное средство для развития мышечной и нервной систем. Освоение техники бега доступно для школьников любого возраста, а нагрузку можно дозировать довольно точно изменением скорости, темпа и величины дистанции.

На уроках учащиеся изучают следующие основные виды техники бега: гладкий (медленный, быстрый и на выносливость), эстафетный бег, бег с преодолением препятствий (барьерный бег), бег естественной местности (кросс).

При формировании навыков в беге следует подчеркнуть, что они должны основываться на базе современной спортивной техники и рациональной методике обучения.


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БЕГА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Четвертый класс


С четвертого класса учащиеся знакомятся с техникой бега на короткие дистанции: старт, стартовый разгон, бег по дистанции, финиширование. Объясняя учащимся 4 класса технику бега на короткие дистанции, учитель ориентируется на их возрастно-половые , интеллектуальные и физические возможности.

ЗАДАЧИ:

Обучение технике бега по прямой и финишированию.

Совершенствовать технику бегу с высокого старта.

ТЕХНИКА:


Рис. 1


К моменту достижения высшей скорости туловище бегуна незначительно (72 – 80°) наклонено вперед (рис 1.1). В течение бегового шага происходит изменение величины наклона. Во время отталкивания наклон туловища уменьшается, а в полетной фазе он увеличивается. Эти колебания связаны с усилиями, развиваемыми в отталкивании. Устанавливается наиболее выгодное соотношение длины и частоты шагов. Для сохранения достигнутой скорости такой способ бега сохраняется до финиша.

Бегун, придя в положение для отталкивания, энергично выносит маховую ногу вперед-вверх (рис. 1.2-3). Бедро маховой ноги проделало значительный путь в своем ускоренном подъеме. Толчковая нога быстро выпрямляется, когда бедро маховой ноги поднято достаточно высоко. Отталкивание завершается не только полным выпрямлением опорной Ноги, но и разгибанием в голеностопном суставе (рис 1.3) (подошвенное сгибание).

В полетной фазе происходит активное, возможно более быстрое сведение бедер. (рис 1.4 -5). Нога после окончания отталкивания по инерции несколько движется назад-вверх, а затем, сгибаясь в колене, начинает быстро двигаться бедром вниз-вперед, а маховая, разгибаясь, стремительно идет вниз. Это движение ноги должно быть быстрым и ярко выраженным, чтобы ускорить переход к моменту вертикали, снизить тормозящее воздействие при постановке ноги и усилить последующее отталкивание. Стопа после отталкивания постепенно "берется на себя". В спринтерском беге по прямой дистанции стопы надо ставить носками прямо-вперед.

Как в стартовом разбеге, так и во время бега по дистанции руки, согнутые в локтевых суставах, быстро движутся вперед-назад в едином ритме с движениями ног. К концу дистанции нужно стремиться удержать высокую скорость. Бегун, не нарушая техники бега, стремительно пробегает последние 10 – 5 м и финишную линию. Если соперники бегут "грудь в грудь", на последних 2 м следует резко подать плечи вперед (рис2) или с наклоном повернуть туловище направо или налево. Грубыми ошибками считаются переход на удлиненный шаг, "выхлестывание" голени вперед, отклонение туловища назад, запрокидывание головы и выбрасывание рук вверх; прыжок за 3 – 4 м до конца дистанции на финишную линию.


Рис. 2

 
СРЕДСТВА:

1.     Рассказ, показ техники бега по прямой и финиширования.

2.     Бег с ускорениями, 30 – 60 м.

3.     "Семенящий" бег:

а).      На месте, попеременно поднимаясь на переднюю часть стопы;

б).     Тоже, но с не большим продвижением вперед;

в).     "Семенящий" бег в движении, руки вниз;

г).      Тоже, но руки согнуты в локтях.

4.     Бег с высоким подниманием бедра:

а).      На месте;

б).     Стоя в упоре (под разными углами);

в).     С продвижением вперед, левым (правым) боком вперед, спиной вперед.

5.                 Бег с захлестыванием голени:

а).      На месте;

б).     С продвижением вперед.

6.      "Педалирование" и.п. – лежа на спине, стойка на лопатках, виса.

7.      Прыжки с ноги на ногу (10 – 15 м).

8.      Имитация движений рук при беге на месте.

9.      Бег с ускорением до максимальной скорости и последующим переходом в свободный бег.

10. Бег, не снижая скорости при пересечении линии финиша, 20–30 м.

11. Бег с высокого старта, 20 – 30 м.

12. Финиширование в беге с высокого старта на отрезках 20 – 40 м.

13. Подвижные игры: "не дай себя догнать", "Будь лидером", "Эстафета с вызовом игроков", и "Убегай - догоняй", "Бег в парах".

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ

1.                 Бег в чередовании с ходьбой 6 - 8 мин.

2.                 Медленный, равномерный бег до 15 мин.

3.                 Повторный бег 2 – 3 х 60 м, отдых 1 мин.

4.                 Повторный бег 2 – 3 х 200 – 300 м.

5.                 Равномерный бег до 2 км без учета времени.

6.                 Кросс до 2 км без учета времени.

Объем бега на скорость на одном уроке – 120 метров.

Объем бега на выносливость на двух уроках – 3 км.

Пятый класс

ЗАДАЧА:

Обучить технике бега с низкого старта.

ТЕХНИКА:


б                                             а

Рис. 1


Низкий старт выполняется с колодок или стартового станка. Наиболее распространен обычный старт, при котором передняя колодка устанавливается на расстоянии 1 – 1,5 стопы от стартовой линии, а задняя – на расстоянии голени от передней колодки. Угол наклони площадки передней колодки 45 – 50°, задней 60 – 80°. Расстояние между осями колодок 15 – 20 см.

По команде "На старт!" (рис 1 а) учащийся становится впереди стартовых колодок и опускается на руки впереди стартовой линии, плотно устанавливает ногу на опорную площадку задней колодки. Опускается на колено сзади стоящей ноги, устанавливает руки перед линией старта. Прямые ненапряженные руки расставлены на ширину плеч. Туловище выпрямлено, плечи находятся над стартовой линией, голова опущена и служит продолжением туловища.

По команде "Внимание!" (рис 1 б) бегун слегка выпрямляет ноги и отделяет колено сзади стоящей ноги от земли. Ступни плотно упираются в опорные площадки колодок. Таз приподнимается немного выше (10 – 15 см) уровня плеч. Голова остается в неизменном положении по отношению к туловищу. Взгляд направлен вниз-вперед 1,5 – 2 м.


Рис. 2


По команде "Марш"! бегун, отрывая руки от дорожки, отталкивается от колодок. Нога, стоящая сзади, отрывается от колодки первой и энергично выносится бедром вперед и несколько внутрь. Стопа держится невысоко от земли, что позволяет сократить ее путь от колодки до места постановки за стартовой линией (рис 2).

СРЕДСТВА:

1.      Специальные беговые упражнения 20 – 30 м по 2 - 4 раза:

а). Бег с высоким подниманием бедра;

б). Бег с захлестыванием голени;

в). Семенящий бег.

(специальные упражнения выполняются под более острым углом отталкивания с переходом на обычный бег с ускорением).

2.      Выполнение положения высокого старта с опорой на одну руку по команде "На старт!" и выбегание по команде "Марш!".

3.      Бег с высокого старта с опорой на одну руку без сигнала и по сигналу (индивидуально и группами).

4.      Бег шеренгами, расположенными на расстоянии 3 м одна от другой и стартующими из различных положений высокого старта, 20 – 30 м.

5.      Рассказ, показ техники низкого старта.

6.      Установка стартовых колодок.

7.      Выполнение команды "На старт!".

8.      Выполнение команды "Внимание!".

9.      Бег без сигнала с низкого старта, 20 – 30 м.

10. Бег с низкого старта, 40 – 50 м.

11. Бег с ходу, 20 – 40 м.

12. Эстафеты и подвижные игры: "Не дай себя догнать", "Встречные старты", "Навстречу удочке", "Наступление".

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ

1.                 Бег в чередовании с ходьбой 10 – 12 мин.

2.                 Медленный, равномерный бег до 15 мин. (чсс – до 170 уд/мин)

3.                 Повторный бег 3 – 4 х 60 м, отдых 1 мин.

4.                 Повторный бег 2 – 3 х 200 – 300 м, отдых 2 – 3 мин.

5.                 Равномерны1 бег до 2 км без учета времени.

6.                 Кросс до 2,5 км.

Объем бега на скорость на одном уроке – 150 м.

Объем бега на выносливость на двух уроках – 4 км.

 

Шестой класс


ЗАДАЧА I:

Обучить технике стартового разгона.

ТЕХНИКА:


Рис. 3


Положение бегуна в стартовом разгоне характеризуется значительным наклоном туловища вперед (рис. 3). Руки работают энергично по несколько укороченной амплитуде. Вместе с увеличением длины шагов увеличивается и амплитуда движений рук. В первом или первых двух шагах нога ставится сзади проекции ОЦМТ (общий центр массы тела). В последующих шагах нога ставится под себя (на проекцию ОЦМТ), а затем несколько впереди проекции ОЦМТ. Первые шаги со старта увеличиваются на 10 – 15 см, затем прирост их длины уменьшается. К концу стартового разгона (20 – 25м) длина шагов достигает своей максимальной величины

СРЕДСТВА:

1.     Рассказ, показ техники стартового разгона.

2.     Бег с низкого старта по отметкам с сохранением оптимального наклона туловища (расстояния 3 – 3,5 стопы от передней колодки. Каждый следующий шаг больше предыдущего на 0,5 стопы).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.