Рефераты. Медицина Средневековья

В главе о химии он описал способы получения фос­фора, магния, висмута, первый в Европе составил рецепт пороха, указал на его значение для военного дела. Роджера Бэкона можно называть «замечатель­ным исключением» в науке XIII века.

Основное его значение для истории науки в том, что он первый в Западной Европе поставил вопрос о не­обходимости перехода к опытному познанию. Папа пре­дал сочинение Роджера Бэкона анафеме, а самого его заключил в темницу.

Через 10 лет он был освобожден, снова заключен на 14 лет и через 2 года после нового ос­вобождения умер. Старец умер, покинутый и забытый всеми «...и лишь последующим векам суждено было рас­сеять мрак забвения, окутавший память о нем, и поста­вить во главе списка великих ученых нового времени имя Роджера Бэкона».

Амори и Бэкон были далеко не единственными жерт­вами богословской реакции в науке. После Амори церковь сжигает труп профессора Падуанского университета Пиетро из Абано (1215—1294), сжигает книги Арнольда из Виллановы (1235—1312), заточает в темницы и предает пыткам ряд других вольномыслящих ученых. Эти распра­вы были одной стороной папской политики по отношению к университетам. Другая сторона папской политики за­ключалась в возрождении богословия в университетах. Здесь-то и сыграли свою роль верные оруженосцы церк­ви — францисканцы и доминиканцы. Именно они и пре­вратили прежнюю схоластику, бывшую относительно свободной от влияния церкви, в подлинно церковную схоластику, в классическую богословскую схоластику средневековья. К. Маркс писал: «С того времени, как в университетах обосновались нищенствующие монахи, схо­ластика поглотила все духовные силы ученого мира» 2.     Ведущий лозунг церковной схоластики дал доминиканец Фома Аквинский, (1224—1274): «Всякое познание— грех, если оно не имеет целью познание Бога».

Первое, с чего начали «нищенствующие», осуществляя лозунг Фомы Аквинского, это — фальсификация учения Аристотеля. Папы, решили они, действовали недостаточно  тонко, запрещая Аристотеля. Это не достигало цели; гораздо целесообразнее дать Аристотеля, но при этом привести его учение в согласие с учением церкви. В результате, как писал К. Маркс, «схоласты использовали Аристотеля, до того времени считавшегося самым опасным врагом средневековой веры, как своего надежнейшего союзника».                                             

По отношению именно к этому времени с наибольшей  1 силой звучат слова Энгельса: «...церковная догма была исходным моментом и основой всякого мышления. Юрис­пруденция, естествознание, философия—все содержание этих. наук приводилось в соответствие с учением церк­ви».                                

Естественно, что лозунг: Фомы Аквинского распростра­нился и на медицину. Медицина преподается на основе трудов Галена, Гиппократа, ибн-Сины, Аль-Рази. Но все эти врачи — не христиане.  Поэтому их учение необходимо привести в согласие с учением церкви, с постулатом Фо­мы. Францисканцы и доминиканцы  спешно составляют «комментарии» ко всем этим трудам.

Вот примерное расписание лекций по медицине в уни­верситетах средневековья, начиная с середины XIII века. В утренние часы читается теоретическая медицина. Ее курс 3 года. В первый год читается «Каион» ибн-Сины с комментариями преподобного отца Якова Фривульского. Во второй год читается Гален с комментариями преподобного отца Трузиана. ,В третий год читаются «Афоризмы» Гиппократа с комментариями Галена. С часу дня читается «практическая» медицина. Ее курс тоже 3 года. В первый — читается хирургия Аль-Рази с комментариями отца Аркулана. Во второй и третий год — лихорадки и общая терапия по ибн-Сине с комментариями отца Дина. С трех часов дня читаются доцентские курсы. Раз в год или в два года производится секция животных. По традиции, установленной Галеном, секция производится обычно на живой свинье, иногда вскрывалась собака.

Из этого расписания видно, какую большую роль ста­ли играть комментарии преподобных отцов к сочинениям язычников. Характерно, что в качестве комментатора «Афоризмов» Гиппократа привлекался Гален. Его ком­ментарии расценивались такими же близкими к духу христианской церкви, как и комментарии преподобных отцов. Не менее характерно, что из всех сочинений Гип­пократа допускались только «Афоризмы», иногда «Прог­ностика», т. е. те сочинения, где содержались только медицинские наблюдения Гиппократа и где не было его философии и его политических взглядов.

Само преподавание происходило очень своеобразно. Профессор читал избранное им сочинение фразу за фра­зой, а каждую фразу «классика» комментировал фразами преподобных отцов. О каком-нибудь отступлении от тек­стов, тем более о какой-нибудь демонстрации больного, не могло быть и речи.

Наступление церкви на медицину увенчалось в 1300 г. буллой папы Бонифация VIII, запрещавшей рассечение человеческих трупов под страхом отлучения от церкви.

Однако наступление церкви па медицину могло лишь задержать развитие медицины, но не прекратить его. После Роджера Бэкона и в медицине появляются борцы за опытное направление в науке. Это движение в сторону опытного знания раньше всего находит свое выражение в попытках к изучению анатомии именно человека.

Несмотря на запрещение папы, в 1316 г. выходит в свет «Анатомия» Мондино (Болонья). Помимо анатоми­ческих сведений, весьма, правда, несовершенных, в ней описываются некоторые патологические изменения в ор­ганах и даются кое-какие указания для хирургов. Он имел двух прозекторов (из них одна женщина) и при­менял инъекцию для изучения сосудов.

Сочинение Монди­но в течение 200 лет было единственным руководством по анатомии человека в Западной Европы, оно послужило толчком для позднейших ученых Европы к более углуб­ленному изучению этого предмета.

Далее, по примеру Фридриха II, стремление анатомов к опытному знанию поддерживают некоторые короли. В 1376 г. получил разрешение на вскрытие трупов (правда, казненных) медицинский факультет в Монпелье (Франция). С 1460 г. вскрытия начались в Праге, далее— в Тюбингене, Вене.

В 1490 г. анатом Александр Бенедетти построил в Падуё первый анатомический театр. Вскрытие трупов началось. Производившееся очень редко вскрытие обычно являлось сенсационным событием для того города, где оно производилось. На секцию собирались не только студенты, но и горожане, в том числе даже дамы. К со­жалению, секция не везде происходила удовлетворитель­но. Часто вскрытие производил цирюльник, а профессор и близко не подходил к секционному столу; он сидел на высокой кафедре и громким голосом читал по латыни анатомию Галена.  Цирюльник должен был по ходу чте­ния показывать то ту, то другую часть, но так как по латыни он не понимал, то нередко получалось невпопад. Вскрытие продолжалось 2—3 дня и ограничивалось лишь полостями. Мышцы, сосуды, нервы совсем не затраги­вались.

Первое упоминание о Салёрно в хрониках относится к 197 г. до н. э. В эпоху ранней империи он был известен как место отдыха и, воз­можно, курортного лечения.

В 9 в. н. э. Салёрно стал столицей Лангобардского герцогства, а в 1075 г. был завоеван норманнами, и герцог Роберт Гюискар устроил в нем свою резиденцию. Развитию и процвета­нию города способствовало его вы­годное местоположение: Салёрно ши­роко торговал с Востоком, и торгов­ля эта особенно оживилась со вре­мени 1-го Крестового похода (1096— 1099). Уже в 9 в. в Салёрно сущест­вовала корпорация врачей, занимаю­щаяся не только лечением больных, но и обучением врачебному искусст­ву. Возникшая медицинская школа сложи­лась как школа практического на­правления.

Лучшее из того, что было создано античной медициной, бе­режно хранилось и развивалось именно там, в «civitas Hippocratica» («гиппократовой общине»), как по праву стали называть Салёрно. В от­личие от других мед. школ раннего Средневековья, Салернская школа носила светский характер. Как и Салернский госпиталь (основан в 820' г.), являвшийся по существу первой гражданской больницей в Запад­ной Европе, медицинская школа в Салёрно не была основана духовенством и фи­нансировалась за счет средств города и платы за обучение. На преподава­телей и учащихся школы не распро­странялся целибат (обет безбрачия), введенный в отношении всех дипло­мированных врачей, студентов и про­фессоров университетов и отмененный лишь в 1452 г. Деканы — приоры школы не имели духовных званий. Более того, в 11—15 вв. в Салёрно учились и даже преподавали женщины (см. Женское медицинское образование).

В истории Салернской школы разли­чают два периода: так называемый грече­ский период, длившийся от начала существования школы до 12 в., и греко-арабский период — с 13 в. Уже в эпоху раннего Салёрно (9— 11 вв.) там были созданы труды прак­тического характера, такие как «Антидотарий» — книга наиболее упо­требимых лекарственных средств, применявшихся салернскими врача­ми. На рубеже 11—12 вв. «Антидотарий» включал всего около 60 рецептов, но в дальнейшем он перерабатывался и расширялся.

В салернском «Антидотарии» впервые количества лекар­ственных средств даются в точной весовой прописи: в гранах, унциях, скрупулах и драхмах (см. Вес аптекарский).

Существовал и «Пассионарий» — практическое руководство по диагностике различных заболева­ний, автором которого считают ученого лангобарда Гариопонта (или Гаримпота, Gariopontus), жившего, ве­роятно, в 8 в. Впрочем, существует мнение и о более позднем (9 в.) происхождении этого произведения. На развитие Салернской школы боль­шое влияние оказала врачебная и переводческая деятельность выдаю­щегося врача 11 в. Константина Аф­риканского (Constantinus Africanus, около 1020—1087). Переводя мед. со­чинения с арабского на латинский язык, Константин познакомил с ними Салёрно — первую мед. школу За­падной Европы. Его роль в этом отношении была столь велика, что, по мнению нем. историка медицины Зудгоффа (К. F. J. Sudhoff, 1925), в эпоху расцвета Салёрно труды этой школы представляли собой сочета­ние античных учений с тем, что внес Константин Африканский.

Начиная с 11 в. наиболее выдаю­щимися врачами школы были Ио­анн Платеарий — автор краткого практического руководства по меди­цине, широко известного еще в 16 в., Кофо — автор сочинений о лихорад­ках и местной патологии, начиная с головы и до нижней части тулови­ща, а также Феррарий, написавший сочинение о лихорадке. Собственная медицинская литература Салёрно была столь обширной, что к середине 12 в. на ее базе был создан всеобъемлющий трактат «О лечении заболеваний», в котором шла речь о лечении всех известных в то время болезней «с го­ловы до пят». Оригинальным и но­вым по своему характеру было со­чинение Архиматтея «О приходе вра­ча к больному», где, кроме диагно-стических и лечебных советов, обсужда­лись вопросы врачебной этики, взаимоот-ношений врача с больным и т. д. Книга Архиматтея (Archimattheus) пользовалась широкой популярно­стью.

Большой известностью в Евро­пе пользовался Роджер Салернский (Rogerius Salernitanus, 12 в.) — ав­тор первого в Западной Европе си­стематического труда по хирургии «Хирургия Роджера» (1170), составленного, по-видимому, на основе позднеантичных,  византийских и арабских источников. «Хирургия Роджера» в течение 100 лет была основным учебником и справочным пособием по хирургии. Выпускником Салернской школы был и Корбейль (G. de Corbeil), считающийся осно­вателем мед. школы в Париже. В се­редине 12 в. в Салёрно работали два выдающихся врача - ученых — Мавр и Урсо. Первому принадлежит трактат о моче и сочинение о кровопускании, к которому средневековая медицина прибегала очень часто. Второй известен как автор сочинения о моче и «Афориз­мов». Труды этих ученых высоко це­нились современниками и были из­вестны в последующие века. Во второй половине 12 в. Музандин написал сочинение о приготовле­нии кушаний и напитков для боль­ных.

К началу 13 в. слава Салернской школы была столь велика, что в 1224 г. император Фридрих II (1212— 1250) предоставил ей исключитель­ное право присваивать звание врача и выдавать лицензии на право вра­чебной практики на территории его империи. Была утверждена постоян­ная учебная программа: обучению в школе предшествовал трехлетний подготовительный курс, затем 5 лет изучалась Медицина, после чего следовала годичная стажировка у опытного врача.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.