Новосибирский государственный педагогический университет
Кафедра физического воспитания
Реферат «Комплекс упражнений при ВСД, эрозивном гастрите, хроническом холецистите»
Новосибирск -2000
Содержание................................................................................................................................................... 2
1. Лечебная физкультура (ЛФК)................................................................................................................... 3
2. Вегетососудистая дистония (нейроциркуляторная дистония).......................................................... 3
2.1. ЛФК при гипертонической болезни................................................................................................ 4
2.2. Примерный комплекс упражнений при гипертонической болезни I-й стадии................... 4
2.3. ЛФК при гипотонии............................................................................................................................. 6
3. Лечебная физкультура при заболеваниях органов пищеварения.................................................... 9
3.1. Гастрит.................................................................................................................................................. 11
3.2. ЛФК при гастритах с пониженной секрецией............................................................................. 12
3.3. ЛФК при эрозивном гастрите.......................................................................................................... 14
Конец лечения............................................................................................................................................ 15
3.4. Примерный комплекс упражнений при эрозивном гастрите для занятий в домашних условиях 17
4. Хронический холецистит......................................................................................................................... 19
4.1. Упражнения при хроническом холецистите................................................................................ 20
5. Заключение................................................................................................................................................. 20
Список литературы........................................................................................................................................ 22
Физические упражнения с лечебной целью в России стали применяться уже в ХVIII веке, а к концу первой половины XIX века русские врачи указывали на лечебное действие дозированных физических движений.
Физическая активность- одно из важных условий жизни и развития человека. Ее следует рассматривать как биологический раздражитель, стимулирующий процессы роста, развития и формирования организма.
Физическая активность зависит от функциональных возможностей пациента, его возраста, пола и здоровья.
Профилактический и лечебный эффект при дозированной тренировке возможен при соблюдении ряда принципов: систематичности, регулярности, длительности, дозировании нагрузок, индивидуализации.
В зависимости от состояния здоровья пациент использует различные средства физической культуры и спорта, а при отклонениях в состоянии здоровья- лечебную физкультура (ЛФК). ЛФК в данном случае является методом функциональной терапии.
Лечебная физкультура- метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания. ЛФК обычно используется в сочетании с другими терапевтическими средствами на фоне регламентированного режима и в соответствии с терапевтическими задачами.
Действующим фактором ЛФК являются физические упражнения, то есть движения. Особенностью метода ЛФК является также его естественнобиологическое содержание, так как в лечебных целях используется одна из основных функций, присущая всякому живому организму, - функция движения. Последняя представляет собой биологический раздражитель, стимулирующий процессы роста, развития и формирования организма. Любой комплекс лечебной физкультуры включает больного в активное участие в лечебном процессе- в противоположность другим лечебным методам, когда больной обычно пассивен и лечебные процедуры выполняет медицинский персонал (например, физиотерапевт).
Физические упражнения, стимулируя функциональную деятельность всех основных систем организма, в итоге приводят в развитию функциональной адаптации больного. Но одновременно необходимо помнить о единстве функционального и морфологического и не ограничивать терапевтическую роль ЛФК рамками функциональных влияний. ЛФК надо считать методом патогенетической терапии. Физические упражнения, влияя на реактивность больного, изменяют как общую реакцию, так и местное ее проявление.
Для большинства больных характерно снижение жизненного тонуса. Оно неизбежно в условиях постельного режима из-за уменьшения двигательной активности. При этом резко сокращается поток проприоцептивных раздражителей, что ведет к снижению лабильности нервной системы на всех ее уровнях, интенсивности протекания вегетативных процессов и тонуса мускулатуры. При длительном постельном режиме, особенно в сочетании с иммобилизацией, происходит извращение нервно-соматических и вегетативных реакций.
Вегетососудистая дистония- это вазомоторное нарушение, сопровождающееся дискоординированными реакциями на различных участках сосудистой системы.
Различают системные и регионарные вегетососудистые дистонии. Системные или нейроциркуляторные дистонии протекают по гипер- и гипотензивному типу. Первый тип вегетососудистой дистонии характеризуется небольшими и переходящими подъемами артериального давления в пределах 140/90-159/94 мм рт. ст. и разнообразными нервно-вегетативными симптомами (эмоциональная лабильность, беспокойный сон, быстрая утомляемость, учащение и лабильность пульса, потливость, чувство страха и т.д.).
Второй типа вегетососудистой дистонии протекает по гипотензивному типу (нейроциркуляторная астения). Артериальная гипотензия характеризуется понижением систолического давления ниже 100 мм рт. Ст., диастолического давления- ниже 60 мм рт. Ст., отмечается слабость, головокружение, головная боль, повышенная утомляемость, сонливость, вялость, склонность к ортостатическим реакциям, обморокам и т.д.
Регионарные вегетососудистые дистонии формируются под влиянием многообразных нервно-гуморальных механизмов. К числу регионарных вегетососудистых дистоний относят местные спазмы или расширения мышечных артерий, асимметрию АД, кожной температуры и потоотделения, акроцианоз и другие ограниченные изменения окраски кожи, мигрень, синдром Рейно.
Массаж, лечебная гимнастика (общеразвивающие, дыхательные упражнения), терренкур являются эффективными методами лечения вегетососудистой дистонии.
Задача массажа: нормализация нервных процессов в ЦНС, окислительно-обменных процессов, сна, артериального давления, снятие головной боли и др.
Методика массажа: при гипертензионном типе проводится массаж воротниковой области, живота, нижних конечностей, а также воздействие на биологически активные точки. Исключаются приемы: рубление, поколачивание. Продолжительность массажа 10-15 минут. Курс 10-15 процедур. При гипотензионном типе- общий массаж, включая такие приемы, как поглаживание, разминание, вибрация, потряхивание, а также элементы точечного массажа. Продолжительность массажа 15-20 минут. Курс 10-20 процедур.
Точечный массаж при гипертонической болезни, нейроциркуляторной дистонии. Надавливание производят на указанные точки:
.
ЛФК показана во всех стадиях заболевания, однако при строго дозированной нагрузке.
Для больных гипертонической болезнью первой стадии возможны различные формы занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, прогулки, ближний туризм, спортивные занятия в дозированной форме (плавание, гребля, бег трусцой, подвижные и спортивные игры, прогулки на лыжах и т.п.).
При гипертонической болезни второй стадии объем средств ЛФК сужается. Используются свободные, без усилий упражнения в исходных положениях стоя, сидя на стуле, лёжа.
Нагрузочные упражнения чередуются с дыхательными, с упражнениями на расслабление. При неустойчивой походке, головокружениях рекомендуется включать элементы вестибулярной тренировки: упражнения на равновесие, изменение положения головы в пространстве, упражнения с закрытыми глазами и так далее.
Для больных третьей стадией заболевания упражнения рекомендуются из исходного положения сидя в чередовании с дыхательными и спокойной ходьбой.
Следует помнить, что нагрузка в занятиях повышается постепенно, путем увеличения количества упражнений и числа повторений. Комплекс упражнений следует периодически менять. Время занятий постепенно увеличивается с 10-15 до 30-40 минут.
При гипертонической болезни следует индивидуально рекомендовать умеренные пешеходные прогулки, различные виды трудовых процессов, особенно на свежем воздухе (садовые, огородные работы), но чередуя нагрузки с пассивным отдыхом.
1. Ходьба обычная, на носках, на пятках (4 шага на носках, 4 шага на пятках), ходьба на наружном своде стопы. Продолжительность 3-4 минуты.
2. Ходьба с высоким подниманием колена. Дыхание произвольное. Продолжительность 1-1.5 минуты.
3. Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки опущены:
1 - руки к плечам,
2 - вытянуть вперед,
3 - руки к плечам,
4 - руки в стороны,
5 - руки к плечам,
6 - опустить.
Повторить 3-4 раза. Дыхание произвольное.
4. Исходное положение- стоя, ноги вместе, руки на поясе. 1-2- локти отвести назад, прогнуться- вдох, 3-4-5-6- локти вперед- выдох. Повторить 3-4 раза.
5. Исходное положение- стоя.
1 - мах левой ногой вперед,
2 - мах назад,
3 - мах в сторону,
4 - исходное положение
Дыхание произвольное.
6. Исходное положение- стоя, руки согнуты в локтях и сжаты в кулаки.
I - одновременное сгибание правой и левой рук с ограниченным силовым напряжением,
II - разгибание правой и сгибание левой руки. Повторить 8-10 раз, выполнять ритмично. Дыхание произвольное.
7. Исходное положение- стоя, руки вытянуты вперед.
1-2- руки в стороны- вдох,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5