УГСХА.г.Ульяновск
Курсовая по микробиологии на тему:
«иммунология как наука»
для студентов ветеринарного факультета
Вып. Емельянова Н.А.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………...3
Глава 1. Иммунология как наука об иммунитете…………………….....6
1.1. Задачи иммунологии.................................................................7
1.2. Иммунитет...............................................................................8
1.3. Специфические и неспецифические факторы защиты........9
Глава 2. Иммунный ответ и иммуннологическая толерантность……..10
2.1.Иммунологическая толерантность...........................................10
2.2.Механизмы развития толерантности.......................................10
Глава 3. Запуск иммунного ответа……………………………………....12
3.1.Организменный уровень................................................................12
3.2.Тканевой/органный уровень...........................................................13
3.3.Субклеточный уровень...................................................................13
3.4.Биохимический уровень..................................................................14
3.5. Иммунологическая память…………………………………..…..20
Глава 5. Клеточный иммунный ответ …………………………………..21
( передача информации Т-киллерам)
5.1. Функции клеточного иммунитета.............................................21
5.2.Гуморальный иммунный ответ………………………………....22
(передача информации В-лимфоцитам и синтез Ig)
5.4. Динамика иммунного ответа………………………………..…..22
Глава 6. Обзор Х Всероссийского Форума «Дни иммунологии в
Санкт- Петербурге»…………………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………26
Список использованной литературы……………………………………...28
Введение
Термин «иммунитет» имеет очень давнюю историю. В ДревнейГреции иммунными называли людей, освобожденных от уплаты подати. Когда
стало известно, что, у однажды переболевших чумой, холерой и другими заразными болезнями возникает невосприимчивость к ним, таких людей стали называть иммунными (как бы освобожденными от определенных инфекций). Этих людей часто брали на учет и при повторных эпидемиях мобилизовывали для ухода за больными и для уборки трупов умерших.
Выдающийся ученый - врач средневекового Востока Рази путем прививки коровьей оспы детям вырабатывал у них иммунитет против этой болезни. Этот метод использовал,спустя почти 10 веков, англичанин Э. Дженнер, который, правда, не знал о работах Рази.
14 мая 1796 года английский врач и ученый Эдвард Дженнер решился на эксперимент,который навсегда вошел в историю.Восьмилетнему мальчику он привил вирус коровьей оспы. А затем, как только мальчик оправился от этой не слишком тяжелой болезни, Дженнер заразил его настоящей смертельной черной оспой. И черная оспа, только в Лондоне уносившая в то время от тысячи до трех тысяч человеческих жизней ежегодно, «не прижилась» в организме ребенка.
Можно спорить о гуманности подобного опыта, но факт остается фактом. Именно Эдвард Дженнер избавил человечество от страшной напасти и стал прародителем новой науки, которую впоследствии назвали иммунологией — одной из важнейших медицинских наук, последователи которой получили за свои открытия едва ли не больше всего Нобелевских премий. Кстати , и Эдвард Дженнер не остался без награды. Английский парламент вручил ему награду в 10 тысяч фунтов стерлингов и еще раз — в 20 тысяч. Дженнер стал почетным гражданином Лондона.
В самостоятельную дисциплину иммунология отделилась от микробиологии в конце ХIХ века. Официально годом рождения иммунологии считается 1881 год, когда ученый Луи Пастер прочитал свой знаменитый публичный доклад в стенах Французской академии наук. И это не было просто сообщением об изготовлении очередных вакцин против куриной холеры и сибирской язвы. Его доклад извещал об универсальном принципе создания искусственного иммунитета путем введения ослабленного возбудителя той же самой болезни.
Л.Пастер стоял у истоков иммунологии (первый этап развития иммунологии), подаривший миру возможность профилактики инфекционных заболеваний - вакцины. И.Мечников - открытый им фагоцитоз , - предопределил развитие инфекционной иммунологии.
Учение об иммунитете получило бурное развитие после того, как ученые узнали о фагоцитарной активности лейкоцитов (И.И.Мечников) и об образовании в организме антител различных классов против антигенов.
Э.Беринг и П.Эрлих заложили основу гуморального иммунитета (открытие антител ).
Было установлено, что наряду с эндокринной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и другими системами в организме животных и человека имеется и самостоятельная иммунная система.
Во второй половине ХХ века началось исследование иммунологических феноменов на молекулярном уровне :
- Гейдельбергер показал, что антитела (АТ) являются белками и, следовательно, их можно подвергнуть молекулярному анализу;
- Ландштейнер, Эверии Гейдельбергер охарактеризовали антигеные детерминанты.
На протяжении этого периода была получена точная и детальная информация о классах антител, структуре этих белков, зависимости специфичности АТ от аминокислотной последовательности и взаимоотношения структуры и функций иммуноглобулинов.
В 1972г. Р.Портер и Д.Эдельман расшифровывают структуру антител ,
В 1980г. Б.Бенацерраф, Ж.Доссе и Д.Снелл открывают антигены системы HLA ..
Нашим иммунологом Рэмом Викторовичем Петровым в 1963г выявлены высоко - и низкореактивные генотипы животных: показано, что один и тот же организм может быть высокореактивным по отношению к одному антигену и низкореактивным по отношению к другому;
открыт доминантный характер наследования признака силы иммунного ответа;
при изучении взаимодействия лимфоцитов с СКК обнаружен феномен инактивации лимфоцитами несингенных стволовых клеток (явление не контролируется антигенами гистосовместимости) /1966г./
В 1969г. было показано, что взаимодействие АГ-стимулированных лимфоцитов с генетически тождественными стволовыми клетками не убивает их, а изменяет направление их дифференцировки. Под влиянием Т-лимфоцитов направление дифференцировки стволовых клеток изменяется с преимущественно эритроидного на преимущественно гранулоцитарное.
Петров разработал новый препарат - миелопид (из пептидов костного мозга).
Выявлено, что полианионы и поликатионы усиливают кооперацию Т- и В-клеток --- искусственные вакцины нового типа.
Год Фамилии лауреата Работа, удостоенная премии
___________________________________________________________________________
1890 Э. Беринг описал нейтрализацию токсина («антителами»)
1901 Э. Беринг лечебное применение антитоксических сывороток
[1902 Richet,Portier Анафилаксия]
[1903 Артюс Феномен Артюса]
[1905 Пирке,Шик Serum sickness]
[1905 Сarrel,Guthrie Трансплантация органов]
1905 Р.Кох Исследования в области бактериологи (туберкулез)
[1906 Pirquet Замедленная гиперчувствительность на вирусы]
1908 И.Мечников,И.Эрлих Фагоцитоз, теории иммунитета
1912 А.Каррел Трансплантация органов
1913 И.Рише Открытие анафилаксии
1919 Ж.Борде Иссл-я в обл. иммунологии (комплемент) и бактериологии
1930 К.Ландште Открытие групп крови
1951 М.Тейлер Вакцина против возбудителя желтой лихорадки
1957 Д.Бовет Антигистаминные исследования
1960 М.Бернет,П.Медавар Иммунологическая толерантность
1972 Р.Портер,Д.Эдельман Расшифровка структуры антител
1977 Р.Йелов Разработка радиоиммунологического метода
1980 Б.Бенацерраф,Ж. Открытие антигенов системы HLA
Досе,Дж.Снелл
1984 Н.Ерне,Г.Келер,Ц. Теория регуляции и развития иммунитета,
Милштейн разработка метода получения гибридом
1987 С.Тонегава Генный контоль разнообразия антител
Примечание: в квадратных скобках - не Нобелевские лауреаты.
(журнал «Иммунология»,изд.«Медицина»,№4,2006)
По официальному определению, иммунология - наука об иммунитете, которая изучает различные механизмы реагирования организма на чужеродные клетки и вещества (бактерии, вирусы, паразиты), защиту от них и собственных мутировавших клеток тела. Иммунология же занимается вопросами диагностики и лечения различных заболеваний, в основе которых лежат патологические изменения иммунитета. Прежде всего, иммунология стремится раскрыть тайны иммунной системы, обеспечивающей иммунитет и представляющей собой комплекс различных клеток организма и биологически активных веществ, вырабатываемых этими клетками. Иммунитет - это механизм, регулирующий отношения между «своими» и «чужими» антигенами и их носителями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6