- мои ноги тяжелые,
- мои ноги очень тяжелые,
- мои руки и ноги тяжелые,
- мои руки и ноги очень тяжелые,
- все мое тело тяжелое.
3. Моя правая (левая) рука теплая,
- моя правая (левая) рука очень теплая,
- мои руки теплые,
- мои руки очень теплые,
- мои ноги теплые,
- мои ноги очень теплые,
- мои руки и ноги теплые,
- моя руки и ноги очень теплые,
- солнечное сплетение излучает тепло,
- тепло расходится по всему моему телу,
- все мое тело теплое,
- все мое тело теплое, тяжелое и расслабленное.
4. Мое сердце бьется спокойно и ровно.
5. И дышу легко и свободно.
6. Мой лоб стал прохладным,
мой лоб прохладный-прохладный.
7. Все мое тело теплое, тяжелое и расслабленное, мое сердце бьется спокойно и ровно, я дышу легко и свободно, мой лоб прохладный-прохладный.
8. Я чувствую себя совершенно спокойно.
Необходимо отметить не использование в педагогической работе второй — высшей ступени аутогенной тренировки, которая по сути своей есть отключение от окружающего мира для «ухода в себя» с целью уяснения главного, основного в предстоящей деятельности, актуализация ценностных жизненных ориентации и движения к их реализации, т. е. речь идет о самом высшем уровне регуляции: самосознании-саморегуляции, о беседах с самим собой (Горбунов, 1966), о пользе размышлений и рассуждений.
В аутогенной тренировке как нигде очевидно вбирание частных задач, целей различного уровня обобщений через 1-ю — младшую ступень во 2-ю — старшую ступень аутогенной тренировки в одну большую значимую для субъекта цель. Известно, что одним из источников аутогенной тренировки явились различные способы саморегуляции, практикуемые последователями философских учений йоги. Итоговым результатом аутогенной тренировки обычно считают состояние «нирваны», «погружения» — состояние покоя. Индийские философы С. Гатте-раджа и Д. Датта (1955) рассматривают состояние «нирваны» не как состояние отрешенности от реального мира, а как рациональное осмысливание предстоящей деятельности и подготовку к ней.
Аутогенная тренировка и ее модификации быстро распространяются в педагогической практике и применяются спортсменами ряда стран — Польши, Чехии, Франции, Италии, Германии и др. (Махач, 1962; Роткиевич, 1964; Винтер, Дубренил, 1965; Франковияк, 1966; Гребаус, 1966 и др.).
Растущую популярность аутогенной тренировки среди спортсменов, вероятно, можно объяснить следующим:
- аутогенная тренировка — метод не только регуляции, но и саморегуляции, так необходимой самому спортсмену, который в моменты ответственного соревнования обычно предоставлен самому себе;
- обучение методу и его совершенствование доступны почти каждому спортсмену, уже первые шаги обучения — убедительны;
- аутогенная тренировка обобщает некоторые другие способы управления психическими состояниями;
- очевидны два основных психологических механизма аутогенной тренировки: сосредоточение внимания и воспроизведение образов прошлого опыта.
Аутогенная тренировка может быть рекомендована спортсменам для:
- восстановления после больших физических и психических нагрузок;
- борьбы с бессонницей,
- саморегулирования предстартовых состояний.
В то же время исследования не позволяют говорить об аутогенной тренировке как о «панацеи от всех бед» (Радченко, 1967). Определение И. X. Шульцем аутогенной тренировки как «амортизатора аффективного резонанса» представляется более правильным. Применение аутогенной тренировки позволяет приостановить и даже ослабить негативное психическое напряжение перед соревнованием. Но такое напряжение может возвратиться и нарастать, так как состояние большей готовности школьника может быть достигнуто лишь комплексом мероприятий, направленных на возможное устранение причин, ведущих к отрицательным эмоциональным состояниям.
Примерный комплекс упражнений
на расслабление мышц
Приложение 3
Рецензия
на программу учебного курса «Спортивные игры»
педагога Лукьянова И.В.
Программа Лукьянова И.В. посвящена актуальной на сегодня проблеме укрепления здоровья детей младшего, среднего и старшего школьного возраста с помощью тренировки тела в спортивной деятельности. Многие специалисты нашего времени утверждают, что для поддержания и укрепления здоровья подрастающего поколения, прежде всего, необходим «порядок» в духовной (психической) сфере, а духовное здоровье для большинства наших современндликов не может быть совершенным, так как оно на прямую связано с экономическим, экологическими социальными факторами нашей жизни – кризисными и очевидно губительными. Считается, что основное упущение именно здесь и статистика это подтверждает. Однако, общеизвестно было уже в древности также и то, что без физического здоровья и духовное также не может быть совершенным. Неслучайно другие специалисты утверждают обратное: «Физическое здоровее – прежде всего!».
Поскольку автор анализируемой программы, видимо относятся к тем и другим, то стержневой идеей его программы является интеграция спортивной и игровой видов деятельности воспитанников, интеграция таких аспектов развития как: общее физическое, специальное спортивное, техническое, тактическое и психологическое. В числе проявлений (результатов)- достижение детьми спортивно – игровой деятельности комфортного самочувствия, умения тренируемых детей саморегулировать состояние и эмоции в моменты напряжения и раслобления, в моменты физической и психической перегрузки или на достатка активности сил организма (метода оценки результатов учебно – тренировочных занятий: «оперативная оценка самочувствия», « оперативная оценка настроения», «оперативная оценка активности детей»). Понимание автором значения процесса интеграции описываемых элементов как ведущего педагогического подхода заслуживает уважительного подхода.
Уже в пояснительной записки акцентируется внимание на особенности организации учебно – тренировочных занятий ( основной формы организации образовательного процесса по данной программе ) в режиме подвижности и активности. Подвижные игры названы ведущим элементом спортивной деятельности детей. В тексте программы автор уместно раскрывает комплексны - досуговый, коммуникативный, релаксационной, и развивающий –смысл подвижных игр.
Структура программы соответствует требованиям. В наличии все разделы. Имеется тематический план, комментарии к нему, критерии и показатели оценки эффективности программы, литература.
Программа не противоречит документам подобного образца и рекомендуется к утверждению.
На программу физкультурно – спортивного направления кружка
«Футбол».
Автор составитель: Лукьянов И.В.
Программа Лукьянова И.В. посвещена актуальной педагогической проблеме современного образования – физическому развитию подростающему поколению и призвана создать условия для овладения детьми навыками спортивной деятельности.
Цели программы – укрепления физического здоровья детей, содействие нормальному физическому развитию…- не противоречит общественному запросу к системе образования и возможна в реализации на уровне учреждения дополнительного образования.
Особенностью программы является опора автора на новейшие педагогические технологии, соответствующие идеи гуманизации образований, в том числе идеи гуманизации спортивной деятельности.
В основу программы положено следующие принципы: принципы создательности и активности, целостности материала, доступности, здоровье сохранения и учёта возростных особенностей учащихся. Это характеризует автора как компонентного специалиста в своей образовательной области. Программа соответствует требованиям и рекомендуется к утверждению в системе дополнительного образования детей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14