В беседе приняли участие 20 учеников 9 «Б» класса, из них 10 девушек и 10 юношей.
Тема беседы звучала следующим образом: «Похитители здоровья и здоровый образ жизни». Содержание беседы представлено в приложении 4.
Очень активно обсуждались вопросы и, радовало то, что все учащиеся были заинтересованы в разрешении цели, поставленной в начале беседы. Точные и четкие высказывания в пользу здоровья высказал Утехин Андрей, который сказал: «Я не хочу, чтобы курили мои дети, и если я буду курить, а им говорить о том, что это плохо, то смысла ждать положительного решения от них – нет!». Многие одноклассники поддержали Андрея.
Во время беседы учащиеся терпеливо выслушивали мнения своих сверстников и даже задавали им наводящие вопросы, например: «А ты куришь? Почему, ведь ты же занимаешься легкой атлетикой?».
В конце беседы были подведены итоги и сделаны выводы о том, что здоровый образ жизни складывается из таких компонентов, как достаточная двигательная активность; закаливание; рациональное питание; соблюдение режима дня; личная гигиена; отказ от вредных привычек. И каждый ученик этого класса имел четкое представление о том, что такое хорошо и, что же такое плохо.
В декабре 2009 года, на базе центра «Спид» была проведена работа по профилактике потребления психоактивных веществ в форме семинара – тренинга. Участие принимали учащиеся 9 «Б» класса общеобразовательной школы № 22 г. Южно-Сахалинска в количестве 20 человек (10 юношей и 10 девушек).
Тема тренинга: «Проблемы, связанные с наркотиками и профилактика начала употребления наркотиков». Цели тренинга: повысить уровень информативности подростков о проблеме потребления психоактивных веществ; получение грамотной, корректной и профессиональной информации. Изменение отношения подростков к употреблению наркотиков. Выработка и развитие навыков сохранения здоровья.
Задачи, решаемые в ходе тренинга:
1. Выяснить исходный уровень информированности подростков по проблеме (анкетирование).
2. Дать достоверную информацию о проблемах, связанных с употреблением наркотиков, учитывая уровень информированности.
3. Проверить уровень информации.
4. Обеспечить учащихся необходимым методическим материалом.
В ходе тренинга учащиеся получили необходимые знания, которые, на наш взгляд, помогут ребятам в соответствующих ситуациях правильно выйти из них. Тренинг был запечатлен на видеокассету, на которой можно увидеть ход событий и активное участие подростков в этом тренинге. В конце работы была проведена обратная связь, для того, чтобы узнать, насколько был усвоен данный материал школьниками. Учащиеся повторно написали ранее проведенное с ними анкетирование, а также нарисовали газеты на тему «Ради этого стоит жить!», где выразили позитивное отношение к здоровому образу жизни и заботу о будущем поколении.
Мы считаем, что проведенная нами работа: целенаправленные беседы; совместная деятельность с центром «Спид», а также подготовленные анкеты и тренинг – могут быть использованы в программе по физическому воспитанию учителем физической культуры, а также классным руководителем во внеклассной и внешкольной работе с учащимися 9 класса средней общеобразовательной школы № 22 г. Южно-Сахалинска.
Помимо вышеперечисленных методов работы с учащимися 9 класса, в наше исследование вошли психологические игры, которые позволили сформировать у подростков правильное представление о здоровом образе жизни и отказ от вредных привычек, о том, что может потерять человек, решившись на риск. Создать основу для более глубокого содержания и дискуссий по здоровому образу жизни. Игры помогли узнать: как чувствовали себя учащиеся, когда испытывали, что больны и, что больные люди становятся одинокими, не нужными обществу, а самое страшное то, что, как и любая болезнь несет за собой какие-либо потери, так и человек теряет самое близкое в его жизни. Вывод: практически во всех случаях человек сам выбирает вести здоровый образ жизни или нет, употреблять ему наркотик или нет; тот, кто выбирает вредные привычки, косвенно выбирает и последствия.
Таким образом, целенаправленные беседы; совместная деятельность с центром «Спид», а также подготовленные анкеты и тренинг – могут быть использованы в программе по физическому воспитанию учителем физической культуры, а также классным руководителем во внеклассной и внешкольной работе с учащимися 9 класса средней общеобразовательной школы № 22 г. Южно-Сахалинска.
3.2 Результаты исследования и их обсуждение
Эффективность экспериментальной методики в ходе эксперимента была подтверждена анкетированием учащихся контрольной и экспериментальной групп средней общеобразовательной школы № 22 г. Южно-Сахалинска. Анкетирование проведено в начале второй четверти перед внедрением экспериментальной методики, и в конце четверти. Содержание анкеты способствовало получению информации о знаниях учащихся по вопросам здорового образа жизни. Ответы учащихся помогли нам разработать необходимую информационную программу, на основании полученной нами информации.
Динамика результатов анкетирования в начале эксперимента и по его окончанию представлены в таблице 3.
Таблица 3
Динамика результатов анкетирования юношей 9 «Б» класса (экспериментальная группа) в ходе эксперимента
№
п/п
Вопрос
В начале эксперимента
В конце эксперимента
Да
Нет
1.
Важно ли на Ваш взгляд заботиться о здоровье с раннего возраста?
8
90%
2
10%
10
100%
-
0%
2.
В Вашем понимании успешный и счастливый человек – это здоровый человек?
7
85%
3
15%
3.
Хотели бы Вы быть здоровым, перспективным человеком в жизни?
60%
40%
4.
Если бы Вам предложили наркотик Вы бы смогли отказаться?
9
95%
1
5%
5.
Вы употребляете алкоголь?
Вы курите?
6.
Хотели бы Вы избавиться от своих вредных привычек?
7.
Вы посещаете спортивную секцию?
8.
Ежедневно Вы занимаетесь самостоятельно физическими упражнениями?
0
9.
Вы считаете, что вести здоровый образ жизни – это сегодня модно?
Таблица 4
Динамика результатов анкетирования юношей 9 «А» класса (контрольная группа) в ходе эксперимента эксперимента
1.Важно ли на Ваш взгляд заботиться о здоровье с раннего возраста?
2. В Вашем понимании успешный и счастливый человек – это здоровый человек?
3.Информацию о наркотиках должны сообщать только врачи?
6
80%
4
20%
4. Хотели бы Вы быть здоровым, перспективным человеком в жизни?
5. Если бы Вам предложили наркотик Вы бы смогли отказаться?
6. Хотели бы Вы избавиться от своих вредных привычек?
7. Влияние группы на первый прием наркотика, по Вашему мнению, велико?
8. Мифы и неверные представления о наркотиках для Вас важнее чем, достоверная, корректная информация специалистов?
9. Хотели бы Вы получить информацию о наркотиках от квалифицированных специалистов?
10. Как Вы думаете, важна ли эта информация для Вашего возраста?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6