Рефераты. Формирование здорового образа жизни школьников девятого класса на уроках физической культуры

Принцип стимулирования сознательности и активности направлен на повышение активности подростков в вопросах здоровья, такая активность возможна только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип является чрезвычайно важным, так как выступает в качестве основополагающего для изменения форм поведения и стилей жизни (9,19).

Этапы формирования устойчивых навыков здорового образа жизни:

Первый этап — выработка навыков использования той информации, которую подросток получает в повседневной жизни. В качестве примера можно привести знания о риске, связанном с табакокурением, личностное осознание ценности хорошего здоровья и т. д. Учитель может проводить на своих уроках групповые дискуссии и беседы. При проведении уроков очень важно принимать во внимание возрастно-психологические особенности ребенка (3,9,10).

Второй этап — изменение отношения к своему здоровью и к вредным привычкам. Здесь очень важно подготовить подростка к принятию правильного решения на основе полученной информации. Он должен решить: являются ли вредные привычки серьезным риском для его здоровья; что он приобретет, отказавшись от вредных привычек (на пример, хорошее здоровье или успехи в спорте и учебе); что он в этом случае потеряет.

Важной частью здорового образа жизни является выработка навыков общения, помогающих налаживать отношения, разрешать конфликты, отстаивать свои взгляды, отказываться от нежелательных или опасных форм поведения. Поскольку формирование собственного стиля поведения в подростковом возрасте во многом базируется на поиске примера для подражания. На этом этапе обучения важно использовать, так называемые, положительные социальные ролевые модели.

Третий этап — принятие решения. Подросток должен самостоятельно сделать выбор в пользу здорового образа жизни. Подросткам нужно научиться правильно, оценивать поступающую информацию. Они должны уметь сознательно сделать выбор в конкретной ситуации, взвесить все «за» и «против». Большую помощь на этом этапе оказывают ролевые игры.

Четвертый этап — подростком принято решение. Здесь очень важна поддержка родителей и учителей. Кроме целенаправленных занятий в школе, должны проводиться общешкольные мероприятия. Так, целесообразны организация конференций, конкурсов классных газет, например, по антитабачной пропаганде и т. п.

Тормозящим моментом в решении проблемы по формированию здорового образа жизни следует считать, традиционную структуру урока, которая сложилась давно, но, несмотря на множество инновационных разработок различных авторов, появившихся в последнее время, не претерпела существенных изменений.

Определенным сдерживающим моментом является выработанный годами стереотип ведения урока преподавателем. Школьные уроки физической культуры должны стать «привлекательными», интересными для подростков. Они не должны быть «нормативными».

Следует обратить пристальное внимание на существующие инновационные проекты по физическому воспитанию в общеобразовательной школе. Увеличение объемов занятий по физическому воспитанию до 3—5 часов в неделю практически во всех случаях способствует повышению уровня физической подготовленности и уровня здоровья подростков (5,8,11).

По-прежнему, ни федеральный, ни местный бюджеты не имеют средств на рекламу здорового образа жизни (физическая активность, правильное питание и др.). Причем не обязательно ее организовывать на телевидении. В нашем городе пустуют рекламные щиты, на которых можно было бы разместить плакаты, пропагандирующие здоровый образ жизни.

По нашему мнению, в разработке программы по формированию здорового образа жизни подростков значительную роль должны сыграть волонтеры, пропагандирующие здоровый образ жизни, дающие необходимые знания по предупреждению наркомании, ВИЧ и т.п.


1.2 Содержание раздела «Основы знаний» комплексной программы по физическому воспитанию для учащихся 5-9 классов


В комплексной программе по физическому воспитанию учащихся I-XI классов (В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон, 1996) в разделе «основы знаний», особое внимание уделяется формированию здорового образа жизни учащихся.

«Общее понятие о здоровье. Здоровый образ жизни и его слагаемые (оптимальный двигательный режим, закаливание, личная гигиена, рациональное питание, отказ от вредных привычек)…».

В программе по физическому воспитанию учащихся I-XI классов. В.И. Ляха 1996 год, в главе III «Формирование знаний по предмету «Физическая культура». Раздел «основные требования к методике формирования знаний»:

«Основы знаний о личной гигиене сна, питания, труда и отдыха. Понятие личной гигиены объединяет широкий круг вопросов. Это и рациональный распорядок дня (сочетание труда и отдыха), уход за телом и полостью рта, отказ от вредных привычек, полноценное питание и сон. Вредные привычки в виде курения, употребления алкогольных напитков и наркотиков оказывают пагубное влияние на организм подростков. Употребление алкоголя и наркотиков приводит к деградации личности, тормозит физическое развитие, приводит к серьезным изменениям в психике и многочисленным болезням внутренних органов».

На прошедшей в конце года совместной коллегии областных чтений департамента здравоохранения, образования и центра государственного санитарно – эпидемиологического надзора речь шла о здоровье детей и подростков, о пропаганде здоровых привычек и профилактике заболеваний. Именно подрастающее поколение должно стать носителями нового отношения к жизни. По мнению специалистов, понятие здоровый образ жизни складывается на 50% из условий, в которых находится человек, а на остальные 50 % – из знаний, как сохранить свое здоровье. Сегодня уровень этих знаний у детей находится, к сожалению, почти на нуле. Кроме разговоров о вреде курения и употребления алкоголя, и похвастаться нечем.

Принято решение с 2005 г. начать реализацию системы знаний, которые планируется внедрять, прежде всего, через школьные уроки, скорректировав программу такого предмета, как основы безопасности жизни, без увеличения нагрузки на учителей и учащихся.

Сегодня заинтересованные стороны занимаются организационной работой, «локомотивом», которой выступают областные центры санэпиднадзора и медицинской профилактики. Сформирована рабочая группа, будет создан координационный совет, к работе в котором планируется привлечь специалистов СахГУ, института усовершенствования учителей и других структур, способных оказать практическую помощь в выполнении намеченной программы. Есть идея создания учебного центра для подготовки школьных учителей, разработки методик преподавания основ здорового образа жизни, потому что, по мнению инициаторов масштабного внедрения в умы подрастающего поколения правильных привычек и определенных знаний, лучше педагога или воспитателя детского сада никто этого не сделает. Они знают, как преподнести знания ученику, чтобы он их усвоил.

Кроме этой, есть еще много интересных идей, и сегодня важно зарядить ими как можно больше единомышленников. База для претворения намеченного в жизнь есть, государство, наконец, осознало значимость проблемы здоровья нации, выдаются средства на оздоровительные мероприятия, спорт и т.д. Да и в обществе появляется понимание, что пора переводить стрелку образа жизни в сторону здоровья – главного условия того, чтобы быть успешным.

Нельзя сказать, что вопросы здорового образа жизни в детской среде сегодня лишь обозначены. Много полезного уже сделано по улучшению условий, в которых находятся дети в школе. Это освещение, микроклимат, замена мебели на более удобную и соответствующую возрасту учащихся. На основе федеральной программы «Здоровый ребенок» разрабатывается областная программа «Дети Сахалина». Институт усовершенствования учителей планирует заложить в будущем году в план работы исследования по продвижению и эффективности программы формирования здорового образа жизни у детей, подростков.

Проведение теоретических часов направлено на повышение уровня информированности учащихся 9 класса, на формирование знаний, умений и навыков здорового образа жизни и профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья, а также применения их на практике.


1.3 Средства и методы формирования здорового образа жизни школьников


Для разработки программы для учащихся 9 класса по формированию здорового образа жизни, использовались целенаправленные средства и методы такие как:

Лекция (от лат. lektio – чтение), систематичное, последовательное, монологическое изложение учителем (преподавателем, лектором) учебного материала, как правило теоретического характера. Деление лекции на «вузовскую», «школьную» и т.д. весьма условно и отражает главным образом место проведения лекции; в других отношениях сходства между ними значительно больше, чем различия. Использование лекции в средней общеобразовательной и профессиональной школе имеет значение и как средство подготовки учащихся к обучению в вузе, к самообразованию, к самостоятельной работе по повышению квалификации и др. Структура лекции зависит от особенностей учебного материала и дидактической цели. В любом случае лекция должна включать элемент целеполагания и подведения итогов. Лекция без применения средств наглядности воспринимается слушателями с искажениями и плохо запоминается.

Лекция – экономный по времени способ сообщения учащимся (слушателям) значительного объема информации. Лекция входит органичной частью в систему учебных занятий и должна быть содержательно увязана с их комплексом, с характером учебной дисциплины, с учебно – предметным курсом, также с образовательными и воспитательными возможностями других форм обучения.

Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование).

1)                Способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе.

2)                Метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.

Своеобразие метода дискуссии заключается в том, что он предполагает обучение на моделях, примерах, ошибках других участников дискуссии, а также помогает реализовать активность субъекта через включение в обучение элементов исследования.

Использование дискуссии дает возможность субъекту получить новую информацию и повысить свою компетентность, проверить собственные идеи и оценить их достоверность. Развить коммуникативные качества и умение пользоваться своим интеллектом, проверить свои чувства и их интерпретацию окружающими, выработать привычку нести ответственность за свои слова, научиться избегать ошибок, допущенных другими в практической и учебной деятельности.

Групповая дискуссия позволяет членам группы увидеть обсуждаемую проблему с разных сторон, сформулировать ее, отделяя важное от второстепенного. Выявить имеющиеся в группе позиции и группировки, преодолеть смысловые барьеры и эмоциональную предвзятость.

Беседа – метод психолого-педагогического исследования. Организуется с целью выяснения индивидуальных особенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер, знаний, убеждений, интересов, предпочтений и др.) Может проводиться как с самим исследуемым, так и с другими знающими его людьми. Исследование методом беседы предусматривает наличие общего плана беседы, как правило, не включающего конкретных вопросов, с выделением в нем основных тем и положений, которые должны быть затронуты для получения желаемого результата. Формулировки отдельных моментов беседы строятся таким образом, чтобы об искомых признаках можно было судить не только по прямым декларациям исследуемого, но и по косвенным показателям. Беседа, как правило, не ограничена во времени. Ход и содержание беседы фиксируются (например, с помощью магнитофона).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.