По данной таблице можно судить о том, как предприятие использует свои материальные и трудовые ресурсы, и на сколько это отражается в себестоимости производимой продукции и услуг. В 2008 году отклонение от плана по показателю уровня материальных затрат произошла на +2469 тыс. руб., а базисный показатель был превышен на 1831 тыс.руб. То есть, предприятие использовало материальные ресурсы по более высокой цене, либо в большем количестве, чем планировалось.
Перерасход затрат также наблюдается по статье «амортизация», показатель был превышен на 2858 тыс. руб. по сравнению с планом, но при этом, по отношению к прошлому году, эта статья затрат была уменьшена на 1097 тыс. руб.
Анализ динамики и выполнения плана по структуре и уровню затрат позволяет своевременно реагировать на отклонения от плановых, нормативных показателей себестоимости, принимать конкретные управленческие решения по их устранению или согласованию.
Для того чтобы выяснить по каким статьям затрат произошел наибольший перерасход и как это изменение повлияло на изменение общей суммы переменных и постоянных расходов, проведем факторный анализ общей суммы затрат производственно-хозяйственной деятельности. Исходные данные для факторного анализа общей суммы издержек на производство и реализацию продукции приведены в таблице, и таблице
Таблица 2.7
Исходные данные для факторного анализа общей суммы издержек гостиницы «Стадион Шахтер»на производство и реализацию услуг за 2007г
Затраты
сумма, тыс. руб.
Факторы изменения затрат
объём выпуска работ, услуг
Структура работ, услуг
переменные затраты
Постоянные затраты
1
2
3
4
5
6
По плану на плановый выпуск продукции (работ, услуг):
36157.06
57404
37312.6
0.515
6594
По плану, пересчитанному на фактический объём производства продукции (работ, услуг):
25809.99
37167
По плановому уровню на фактический выпуск продукции (работ, услуг)
25735.01
24158.55
Фактические при плановом уровне постоянных затрат:
24211.16
0.474
Фактические:
25301.16
7684
Таблица 2.8
Исходные данные для факторного анализа общей суммы издержек на производство и реализацию услуг за 2008г
сумма
объём выпуска продукции
структура продукции
постоянные затраты
По плану на плановый выпуск
21240.58
66131
57533.97
0.264
3782
По плану, пересчитанному на фактический объём производства:
18970.97
По плановому уровню на фактический выпуск:
18936.66
49941.48
33345.06
Обратимся к анализу косвенных затрат производственно-хозяйственной деятельности. Косвенные затраты в себестоимости продукции представлены следующими комплексными статьями: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, коммерческие расходы.
В процессе последующего анализа выясняют причины, вызвавшие абсолютное и относительное изменение затрат. Для проведения анализа косвенных затрат целесообразно построить таблицы 2.9 и 2.10.
Таблица 2.9
Косвенные затраты производственно-хозяйственной деятельности гостиницы «Стадион Шахтер» за 2007г
Коэффициент зависимости затрат от объёма выпуска
Сумма затрат, тыс. руб.
Затраты по плану, пересчитанному на факт. объём продукции
Отклонение от плана
план
факт
Общее
В том числе за счёт
Объёма выпуска
Уровня затрат
Амортизация основных средств - всего:
0,698
31972
25936
24107,44
-6036
-1828,6
-4207,4
В том числе: зданий и сооружений
0,378
14592
14059
12646,32
-533
-1412,7
879,678
Машин, оборудования, транспортных средств
0,266
14482
9897
13122,64
-4585
3225,64
-7810,6
Износ МБП
0,053
2898
1980
2843,58
-918
863,579
-1781,6
Таблица 2.10
Косвенные затраты производственно-хозяйственной деятельности гостиницы «Стадион Шахтер» за 2008г
0,557
35336
32738,12
-3364
-766,12
-2597,9
0,254
15144
14635,86
-552
-43,856
-508,14
0,252
16939
16374,91
-2457
-1892,9
-564,09
0,050
3253
3231,32
-355
-333,32
-21,678
По приведенным выше таблицам можно проследить динамику затрат на амортизацию зданий, сооружений, машин, оборудования, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов за 2007-2008гг. Данные таблицы показывают, отклонение от плановых показателей, и демонстрирует возможную сумму затрат при фактическом объеме производства, с учетом коэффициента выполнения прогноза по выпуску продукции.
Данные таблиц свидетельствуют об экономии средств, но в ряде случаев экономия связана с невыполнением намеченных мероприятий по улучшению условий труда, технике безопасности, изобретательству, подготовке и переподготовке кадров. Невыполнение этих мероприятий наносит предприятию иногда больший ущерб, чем сумма полученной экономии.
Так как рассматриваемое в данной работе предприятие имеет свою специфику производства, так как основано на производстве услуг. Поэтому для гостиничного предприятия резервы снижения затрат на общехозяйственные расходы видятся в постоянном улучшении квалификации кадров. Также следует отметить, что в бухгалтерской отчетности отражено отсутствие коммерческих расходов за оба исследуемых периода.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Системе классификации гостиниц и других средств размещения, утвержденной Федеральным агентством по туризму, средством размещения считается помещение, имеющие не менее 5 номеров и используемое для временного проживания туристов.
Специфика малых гостиниц в том, что, имея небольшую вместимость, гостиница соответственно, имеет небольшие объемы продаж. Кроме того, в структуре оборота такой гостиницы существенно возрастает доля переменных издержек, поскольку при существующем объеме закупок ей трудно добиваться оптимальных цен на расходные материалы (моющие средства, например), услуги прачечной и т.д.
В настоящее время возросли разнообразные требования клиентов, которые не всегда могут удовлетворить гостиницы старого типа, из-за некоторой обезличенности, стандартизированности обслуживания. В связи с этим, развитие малых гостиниц актуально в силу их уникальности и неповторимости.
Кроме того, малые гостиницы, как правило, применяют более гибкую систему скидок и обходятся клиенту дешевле, чем гостиницы аналогичного класса. Малые гостиницы легче адаптируются к каждому клиенту, создают атмосферу «дома вдали от дома». Все это позволяет малым формам гостиничного бизнеса занять прочное положение на рынке разных стран, в том числе и России. Таким образом, появление малых гостиниц - ответ на возникший спрос на малые формы и домашний уют.
Типология малых гостиниц в зависимости от организационно-правовой формы, обеспечивающей деятельность гостиничных предприятий, включает в себя как гостиницы малой (до 100 номеров) вместимости, обслуживаемые акционерными обществами, так и гостиницы, как правило, много меньшей (до 50 номеров) вместимости, обслуживаемые малыми предприятиями.
Предоставление качественного обслуживания является первостепенной задачей гостиницы Стадион «Шахтер». Проблема качества обслуживания весьма актуальна во многих гостиничных предприятиях нашей страны. К сожалению, уровень гостиничного сервиса на наших предприятиях еще далек от мировых стандартов. Учитывая тот факт, что требования клиентов по предоставлению высокого качества обслуживания постоянно возрастают и меняются, важнейшей стратегией является предоставление обслуживание такого качества, которое бы удовлетворяло все потребности клиентов и соответствовало установленным стандартам.
Был проведен анализ основных технико-экономических показателей предприятия гостиница «Стадион Шахтер» проводился по каждому показателю, определись причины отклонения от прогнозного уровня с помощью факторного анализа, позволяющего рассматривать влияние отдельных факторов на общее изменение по исследуемому показателю.
По результатам проведенного анализа, прогнозное значение объема предоставляемых услуг не было достигнуто в фактическом периоде 2007 года на 2160,47 тыс. руб., из-за изменения численности персонала, и из-за изменения производительности труда на 18076,24 тыс. руб.
В 2008 году расхождения в плановых и фактических величинах факторных показателей значительно меньше, чем в 2007 году, тем не менее, абсолютное отклонение по объему выпускаемой продукции (работ, услуг) в 2008 году по сравнению с планом составило -8727 тыс. руб., или -13,20%, из которых 2523,24 тыс. руб. объема услуг не были произведены из-за изменений в численности персонала, и 6204,45 тыс. руб. - вследствие уменьшения производительности труда на 65,31 тыс. руб. на человека.
Проведенный анализ динамики и выполнения плана по структуре и уровню затрат позволяет своевременно реагировать на отклонения от плановых, нормативных показателей себестоимости, принимать конкретные управленческие решения по их устранению или согласованию. Данные таблиц свидетельствуют об экономии средств, но в ряде случаев экономия связана с невыполнением намеченных мероприятий по улучшению условий труда, технике безопасности, изобретательству, подготовке и переподготовке кадров. Невыполнение этих мероприятий наносит предприятию иногда больший ущерб, чем сумма полученной экономии. Поскольку рассматриваемое в данной работе предприятие специализируется на производстве услуг, одним из резервов снижения затрат на общехозяйственные расходы может быть улучшение квалификации кадров. Также следует отметить, что в бухгалтерской отчетности отражено отсутствие коммерческих расходов за оба исследуемых периода.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Ваген Линн Ван Дер. Гостиничный бизнес. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2005. - 412 с.
2.Гостиничный и туристский бизнес/под ред. проф. Чудновского А.Д. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд - во «ЭКСМО», 2008. - 352 с.
3.Инструкция «О порядке ведения документооборота при предоставлении гостиничных услуг и бланки форм документов первичного учета»//Справочно-правовая система Консультант Плюс.
4.Интервью министра поддержки и развития предпринимательства, потребительского рынка и услуг Правительства Нижегородской области Василия Казакова программе «Деньги».
5.Котлер Ф., Боуэн Дж.,Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов/пер. с англ. под ред. Р.Б. Ноздревой. - М.: ЮНИТИ, - 2008. - 787с.
6.Ляпина И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания: Учебник для проф. образования/ Ирина Юрьевна Ляпина; Под ред. канд. пед. наук А.Ю. Ляпина. - 2 - е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208с.
7.Малый отель в мире большого бизнеса?//ProОтель/prootel.ru.
8.Мини-формат: оптимальный размер для сегодняшнего рынка?//ProОтель.14.10.2008/prootel.ru.
9.Нагимова З.А. Управление персоналом на предприятиях гостиничного бизнеса. - СПб: Питер, 2004. - 144с.
10.Рогачев А.Ф., Скопина И.В. Повышение конкурентоспособности гостиничного бизнеса в рыночных условиях//Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. -№ 5. - С. 37 -45.
11.Ульянов В.А. Малые гостиницы в индустрии гостеприимства. М.: РИБ «Турист», 2007. - С. 18.
12.Уокер Д. Введение в гостеприимство. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 282 с.
13. www. ALEAN. ru
14. www. Terra-tavrika. Narod. Ru
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6