В практике современных российских предприятий на-иболее часто используются стратегии глубокого внедрения на рынок. С ростом конкуренции и падением наценок эту возможность следует считать не столько стратегией роста, сколько стратегией выживания, применяемой боль-шинством предприятий. Для принятия такой стратегии необходима глубокая проработка в первую очередь факто-ров управления, сбыта и маркетинга на предприятии, по-требностей потребителей и посредников, поведения кон-курентов.
Расширение границ рынка используется достаточно ред-ко, что обусловлено общим низким качеством товаров соб-ственного производства и преобладанием на рынке пред-приятий торговли. При проработке такой стратегии наибо-лее важен потенциал исследовательской службы маркетинга по работе с конечными потребителями. В оценке рыноч-ных условий наиболее важны запросы потребителей.
Совершенствование товара характерно для сферы услуг: страхования, туризма, программирования, грузоперевозок и т. п. Для разработки стратегий наиболее важны потенциал исследовательской службы маркетинга и сбыта, запросы пот-ребителей, емкость и платежеспособность рынка.
Регрессивная интеграция чаще выражается не в покуп-ке готовых фирм --поставщиков или производителей, а в их создании. Предприятия арендуются или строятся. Для разработки стратегий наиболее важны финансовый анализ и потенциал управления предприятием, а также функция прогнозирования ситуаций маркетинговой службы. Необ-ходимо оценить емкость и платежеспособность рынка, по-требности посредников. Из факторов макросреды наиболее важны технологические и экологические.
Прогрессивная интеграция практически не применяет-ся в классическом виде. Вместе с тем собственные сбыто-вые сети активно формируются предприятиями-произво-дителями и иногда оптовыми торговцами. Для принятия такой стратегии наиболее существенны факторы финансов, управления, маркетинга на предприятии, емкость и плате-жеспособность рынка, запросы потребителей и поведение конкурентов.
Горизонтальная интеграция практически не применя-ется на российском рынке. Покупка предприятий-конку-рентов просто нецелесообразна, так как они не имеют еще устойчивой репутации и верных марке потребителей. В бли-жайшей перспективе (3--5 лет) такая целесообразность может возникнуть. Основные факторы, существенные для такой стратегии, -- финансовый, управленческий и мар-кетинговый потенциал предприятия.
Концентрическая диверсификация применяется предпри-ятиями достаточно часто. Такая стратегия требует налажен-ного сбыта, эффективного управления, тщательной прора-ботки запросов потребителей и посредников.
Горизонтальная диверсификация практически не исполь-зуется на отечественном рынке.
Конгломеративная диверсификация, сопоставимая с со-зданием предприятия с нуля, применяется российскими пред-приятиями повсеместно. Предпосылками для нее часто яв-ляются значительное накопление капитала в сочетании с нецелесообразностью его применения в основном бизнесе из-за ограниченной емкости рынка и представления руко-водства о рыночных возможностях в не связанных с основ-ной деятельностью областях. Решение о конгломеративной диверсификации часто принимается под влиянием моды. Например, добрая половина из существующих в Москве 2500 туристических агентств являются жертвами моды, создан-ными на основе радужных представлений руководства круп-ных предприятий о перспективах туристического бизнеса. Значительная часть агентств убыточна. Стратегия конгломеративной диверсификации требует тщательной проработки всех рыночных факторов, финансов и управления предпри-ятием.
Практическое задание.
1. Вы решили купить набор фломастеров. Какие факторы будут оказывать влияние на Ваше покупательское поведение? Назовите этапы процесса принятия решения о покупке. При покупке набора фломастеров Вы будете преодолевать все названные этапы или нет?
2. Применительно к покупке набора фломастеров раскройте содержание этапа «поиск информации»
3. Большинство товаров-новинок Вы приобретаете после того, как их опробовало большинство других покупателей. К какой категории потребителей Вы относитесь?
На моё покупательское поведение будут оказывать влияние факторы культурного, социального, личного и психологического порядка. На мой выбор к совершению данной покупки окажут влияние следующие факторы: предлагаемый ассортимент фломастеров, их дизайн, цветовые характеристики, цена товара, уровень обслуживания, качество товара, фирма-производитель, упаковка и т.д.
Этапы принятия решения о покупке можно условно разбить на пять взаимосвязанных блоков:
Ё осознание проблемы
Ё поиск информации
Ё оценка вариантов
Ё решение о покупке
Ё реакция на покупку
Допустим, требуется приобрести набор фломастеров. При покупке фломастеров мне придётся пройти все вышеназванные этапы. Рассмотрим условный пример.
В школе моему ребёнку сказали приобрести для уроков рисования набор фломастеров. По опыту я знала, что китайские фломастеры, продающиеся в отделе канцтоваров в каждом книжном магазине, не отличаются высоким качеством, имеют низкие технические характеристики и через месяц активного использования их можно выбрасывать. А мне хотелось приобрести качественный товар…
В поисках информации потребитель может обратиться к следующим источникам:
Ё личным источникам (к семье, друзьям, соседям, знакомым);
Ё коммерческим источникам (к рекламе, продавцам, дилерам, упаковке, выставке);
Ё общедоступным источникам (средствам массовой информации, организациям, занимающимся изучением и классификацией потребителей);
Ё источникам эмпирического опыта (к осязанию, изучению, использованию товара).
Сбор информации я начала с друзей и знакомых, дети которых ходят в школу. Мне посоветовали приобрести набор из 12-цветных фломастеров. производства США известной фирмы-производителя «Color». Данные фломастеры моей знакомой были куплены не через розничную торговлю, а у дилера известной фирмы, занимающейся распространением продукции методом прямых продаж. Адрес дилера был указан на визитной карточке.
В офисе мне предложили иллюстрированные журналы канцелярских принадлежностей с описанием параметрических характеристик предлагаемых товаров. Здесь же были и образцы фломастеров фирмы «Color», которые можно было посмотреть, сравнить, проверить в работе. В офисе меня проинформировали, что в течение 30-ти дней после покупки я имею право заменить бесплатно товар, если вдруг обнаружится скрытый дефект.
Поиск информации я на этом не закончила. Посмотрела несколько вариантов фломастеров в других магазинах, посоветовалась с продавцами. По мнению продавцов - корейские фломастеры также отличаются высоким качеством и долговечностью.
Реально оценив варианты по трём основным параметрам (цена - качество - внешний вид), я остановила свой выбор на уже знакомом мне дилере. При этом я руководствовалась следующими соображениями: цена и внешний вид, дизайн сравниваемых наборов фломастеров примерно одинаковый, но при использовании (проверке) качества оказалось, что цветовые характеристики американских фломастеров на порядок выше корейских - цвета более яркие, насыщенные - что и определило мой выбор.
Реакция на покупку у меня и моего ребёнка была и остаётся положительной уже более 1 года.
В маркетинге существует классификация покупателей по готовности к восприятию нового товара. Представим данную классификацию в табличной форме.
Классификационная группа
Основная характеристика
% к общему числу
потребителей
зарубежн.
отечествен.
1. Новаторы
Люди, склонные к риску, готовые опробовать новизну
2,5
2,0
2. Ранние последователи
Лидеры мнения в своей среде, воспринимают идеи быстро, но с осторожностью
13,5
10,0
3. Раннее большинство
Люди осмотрительные
34,0
40,0
4. Запоздалое большинство
Люди, настроенные скептически
30,0
5. Отстающие (ретрограды)
Люди, которые упорно противятся переменам
16,0
18,0
Если большинство товаров-новинок я приобретаю после того, как их опробовало большинство других покупателей, меня следует отнести к третьей классификационной группе «Раннее большинство».
Заключение
В данной контрольной работе неоднократно подчёркивается мысль, что главным инструментом формирования стратегии любой фирмы должно быть проведение стратегических маркетинговых исследований с целью стратегической сегментации рынка, выбора стратегии развития предприятия, разработки новых товаров, охвата рынка и роста фирмы. Достижение конкурентоспособности должно стать главной целью предприятия. В контрольной работе показано значение таких базовых понятий маркетинга, как маркетинговое планирование, рассмотрены основные формы маркетинговых стратегий развития предприятия.
Большинство компаний видят основную цель маркетинговых концепций скорее в удовлетворении потребностей потребителей, нежели в увеличении производства товаров и услуг. Современные бизнес-планы в большей степени ориентированы на клиентов и конкуренцию, хорошо обоснованы и реалистичны. В разработке планов участвуют все функциональные подразделения компании. Менеджеры по маркетингу воспринимают себя скорее как профессиональных управленцев и только, потом как узких специалистов. Участие высшего управленческого звена в разработке маркетинговых планов постоянно расширяется. Планирование превращается в непрерывный процесс, направленный на соответствие действий компании быстро меняющимся условиям рынка.
Названия маркетинговых планов обычно варьируются: «Бизнес-план», «Маркетинговый план», иногда -- «Операционный план». Большинство маркетинговых планов рассчитаны на один год (иногда на несколько лет). Планы различаются по своему объему -- они содержат от 10 до 50 страниц. Некоторые компании подходят к разработке планов очень серьезно, другие рассматривают их как руководство к действию. По мнению менеджеров по маркетингу, наиболее распространенными недостатками маркетинговых планов являются их нереалистичность, недостаточный анализ конкуренции и ориентация на краткосрочные результаты.
Стратегическое планирование бизнеса включает в себя определение бизнес-цели, анализ возможностей и внешних угроз, анализ внутренних сильных и слабых сторон, формулирование стратегии, (в частности, возможности создания стратегических союзов), разработку программ поддержки, реализацию программ, установление обратной связи и осуществление контроля.
Основную ответственность за приведение в действие процесса стратегического планирования несет штаб-квартира компании. Корпоративная стратегия призвана установить границы и структуру стратегических планов подразделений и бизнес- единиц.
Обобщая вышесказанное, нужно отметить огромную роль процесса маркетингового планирования в жизнедеятельности любого предприятия. На основе тщательного анализа рыночных факторов и выбора правильной стратегии, отечественные предприятия могут преодолеть негативные тенденции развития, повысить конкурентоспособность.
Список использованной литературы
1. Мамедов О.Ю. "Современная экономика", Учебное пособие,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6