Ш перерабатываемых ресурсов;
Ш технологических и логистических процессов;
Ш реализуемой продукции или услуг;
Ш используемого оборудования;
Ш профессий и специальностей персонала и др.
Исходя из данного определения, можно определить основные причины гетерогенности ЛСРПУ:
§ малые партии продукции и услуг, реализуемые предприятиями, выступающими в роли дилеров на локальных территориях (сегментах рынка);
§ реализация посредниками дополнительных партий продукции других предприятий в рамках диверсификации их деятельности;
§ наличие разовых поставок уникальных продукции и услуг, проходящих через ограниченное количество каналов движения ресурсов;
§ выпуск пробных партий продукции и услуг в рамках обновления номенклатуры ЛСРПУ;
§ слияние и поглощение различных ЛСРПУ и др.
Следующим этапом проектирования является определение видов элементов ЛСРПУ.
Между типами ЛСРПУ (рисунок 10) и её элементами (рисунок 2) можно установить определенные взаимосвязи (таблица 1).
Таблица 1 - Взаимосвязи типов и элементов ЛСРПУ
Типы
Элементы
Гомогенная микросистема
Гетерогенная микросистема
Гомогенная макросистема
Гетерогенная макросистема
Дилер
*
Комиссионер
Дистрибьютор
Торговый агент
Данные таблицы 1 позволяют выделить основные признаки элементов ЛСРПУ:
- универсальность деятельности дилера и комиссионера;
- макроуровень дистрибьютора;
- микроуровень торгового агента.
Следует отметить, что ЛСРПУ является достаточно сложной по структуре и весьма трудоемкой по переработке ресурсов системой. Её основными звеньями являются:
v потребитель продукции или услуг;
v предприятие-производитель или дилер, проектирующее ЛСРПУ;
v посредник.
По признаку типа создаваемой логистической системы можно выделить основные концепции управления предприятием:
а) менеджмент (микроэкономическая концентрационно-распределительная система);
б) маркетинг (мезоэкономическая система распределения продукции и услуг);
в) логистика (мезоэкономическая концентрационно-распределительная система).
При этом следует использовать два классификационных признака:
- горизонт планирования: стратегический, оперативный;
- тип среды: внешняя среда и внутренняя среда.
Исходя из этого, можно определить основные направления реализации упомянутых концепций управления предприятием или организацией (рисунки 11-13).
Горизонт планирования
Оперативный Стратегический
Институциональный
(текущий)
уровень менеджмента
(аналитический)
Технический
Управленческий
Внешняя среда
Среда
Внутренняя средаРисунок 11 - Основные направления реализации менеджмента как концепции управления предприятием или организацией.
Торговля
Маркетинг
Управление информационными потоками
Проектирование и формирование маркетинговой информационной системы
Внутренняя средаРисунок 12 - Основные направления реализации маркетинга как концепции управления предприятием или организацией.
Макрологистика движения ресурсов
Коммерческая логистика
Микрологистика движения ресурсов
Операционная логистика
Внутренняя средаРисунок 13 - Основные направления реализации логистики как концепции управления предприятием или организацией.
Анализ рисунка 2 и рисунков 11-13 позволяет выделить приоритетные концепции управления элементами системы распределения во внешней среде (таблица 2).
Таблица 2 - Приоритетные концепции управления элементами системы
распределения во внешней среде
Элемент системы обучения
Менеджмент
Логистика
Предприятие
Институциональный (аналитический) уровень
Макромаркетинг поставщиков и потребителей
Коммерческая
Макромаркетинг потребителей
Институциональный (текущий) уровень
Микромаркетинг
После выбора концепции управления звеньями ЛСРПУ следует подобрать и использовать соответствующий метод проектирования системы обучения, результатом реализации которого является формирование её внутренней среды, включающей пять основных переменных: цели, задачи, технологию, структуру, персонал.
В таблице 3 представлены методы проектирования и формирования ЛСРПУ.
Таблица 3 - Методы проектирования и формирования ЛСРПУ
Логистическая цепь
Используемая группа методов
Названия методов
Предприятие -дистрибьютор
Экономико-математические методы
Методы определения размеров зон потенциального сбыта продукции и услуг (ЗПСПУ)
Дистрибьютор - дилер (комиссионер)
Экономико-статистические методы
Методы определения размеров торговых зон
Дилер (комиссионер) - торговый агент
Логико-структурные методы
Методы классического маркетинга
Торговый агент - потребитель
Методы сетевого маркетинга
Данные, представленные в таблице 3, не носят однозначного характера. Можно утверждать, что проектирование ЛСРПУ на любом участке логистической цепи потребует применения совокупности различных методов в тех или иных сочетаниях.
Охарактеризуем структуру этапа конвергенции проектирования ЛСРПУ.
Анализ данной структуры (рисунок 5) позволяет сделать следующие выводы:
- этапы 1, 3, 4 и 7 являются маркетинговыми, этапы 5, 6, 8, 9 - логистическими, этап 2 - маркетингово-логистическим. Наблюдается любопытная закономерность реализации маркетингового и логистического подходов к проектированию ЛСРПУ. Так, второй этап проектирования большей частью осуществляется без учета мнения потребителей продукции и услуг последующей корректировкой его результатов на этапе 3;
- можно установить определенную аналогию между стадиями проектирования и формирования ЛСРПУ и технической подготовки производства (таблица 4).
Таблица 4 - Соотношение стадий проектирования и формирования ЛСРПУ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11