6.2. Отбор экономических критериев. К экономичес-ким критериям конкурентоспособности относятся цены: за-купочные, реализационные и потребления. При выборе од-ного из указанных видов цен необходимо руководствовать-ся назначением товаров, а также затратами на послепро-дажную деятельность, их эксплуатацию или использование. Показатели цены товаров могут быть совсем исключены, если цены на анализируемые и базовый товары-конкуренты оди-наковы.
Особо следует остановиться на цене потребления, которую ряд авторов [J.O, 13] считает единственным эконо-мическим критерием. Однако это справедливо только для тех товаров, у которых при улучшении качества, в том числе его технического уровня, цена потребления изменя-ется.
В то же время большая часть анализируемых товаров характеризуется только закупочными и реализационными ценами, а другие элементы, определяющие цену потребле-ния после реализации, одинаковы. Поэтому при расчетах ими можно пренебречь и принять в качестве экономическо-го критерия конкурентоспособности закупочную или реали-зационную цену. Например, модная одежда и обувь по зат-ратам на эксплуатацию и срокам службы могут не отли-чаться от устаревших фасонов. К тому же для потребителя, следящего за изменениями моды, эти показатели не имеют значения.
7. Определение действительных значений измеряемых показателей анализируемого и базового товаров-конкурен-тов. Действительные значения получают как среднеарифме-тическую величину не менее трех повторных измерений.
7.1. Оценку единых измеряемых показателей каче-ства товаров измерительным или органолептическим мето-дами осуществляет персонал испытательных лабораторий при.. предприятиях -- изготовителях или исполнителях услуг, а также в независимых лабораториях. Результаты оценки от-ражаются в протоколах испытаний и служат основанием для расчета единичных и групповых индексов по качеству.
Не измеряемые указанными методами единичные по-казатели качества определяются с помощью групповой оценки экспертами. При этом результаты оценки показателей качества анализируемых и базового товаров-конкурентов экспер-ты могут выразить в условных единицах (баллах, рангах и т. п.), что позволяет их сопоставить. Полученные действи-тельные значения показателей качества используются при расчете индекса конкурентоспособности по качеству.
7.2. Оценка привлекательности товаров-конкурен-тов по ассортиментной характеристике. Отдельные элементы, определяющие ассортиментную характеристику товаров, относятся к числу неизмеряемых показателей кон-курентоспособности (например, имидж товара и/или товар-ной марки). Поэтому наиболее целесообразно для оценки конкурентоспособности проранжировать анализируемые то-вары с разной ассортиментной характеристикой по степени их привлекательности для потребителей.
При ранжировании ассортиментной характеристики наи-более привлекательному для потребителей товару присваи-вается самый высокий ранг (например, при трех товарах -- ранг 3), а наименее привлекательному -- самый низкий (в нашем примере -- 1). Может быть выбрана и другая шкала порядка -- от 10 до 1. Определение шкалы порядка лучше доверить группе аналитиков или ведущих экспертов.
Наряду с ранжированием может быть применена и бал-льная оценка отдельных элементов ассортиментной характеристики, обеспечивающих наибольшую значимость. Среди таких элементов необходимо выделить торговую марку.
Торговая марка -- совокупность наименований вида и разновидности товара, ассортиментного и/или фирменного товарных знаков, предназначенных для обеспечения отли-чительных признаков от других аналогичных товаров, а так-же для узнаваемости.
Торговая марка может быть оценена по степени извест-ности, привлекательности для потребителей и престижнос-ти. Эти показатели могут быть оценены по 10-балльной шка-ле экспертами или проранжированы в результате социоло-гического опроса потребителей. В табл.2. приведена шкала балльной оценки торговых марок, предлагаемая нами для измерения их известности, привлекательности и престиж-ности.
8.1. Расчет единичных индексов конкурентоспособности по показателям качества, выбранным на втором этапе (опе-рация 2.1).
где lк+ -- единичный индекс конкурентоспособности по каждому выбранному показателю, улучшающему качество и увеличивающему конкурентные преимущества;
I.к- -- единичный индекс конкурентоспособности по каж-дому выбранному показателю качества, снижающему каче-ство и отражающему слабые стороны товара;
Xia -- действительное значение 1-го показателя каче-ства анализируемого товара;
Хib -- действительное значение показателя качества ба-зового товара-конкурента;
КBi -- коэффициент весомости 1-го показателя качества.
8.2. Расчет группового индекса по показателям (n), улуч-шающим качество и усиливающим конкурентные преимущества товаров (Q+), и группового индекса по показателям
(m), снижающим качество и составляющим слабые стороны товара (Q -).
Обобщенный групповой индекс по показателям качества товаров-конкурентов (Q) определяется как сумма Q+ и Q -.
Q = Q+ +Q -
8.3. Расчет индекса конкурентоспособности по ассортимент-ным характеристикам товаров, определяющим степень их при-влекательности по сравнению с товаром-конкурентом (Ia).
При ранжировании ассортиментной принадлежности товаров и установлении рангов анализируемого (Ra) и базо-вого (Rb) товара расчет производится по формуле:
При балльной оценке привлекательности торговой мар-ки и/или страны происхождения Ra и Rb выражаются соот-ветственно в баллах.
8.4. Расчет индекса конкурентоспособности по экономи-ческим показателям (I).
где Сa и Сb -- цены на анализируемый и базовый товары.
О возможности выбора одного из трех видов цен отме-чалось ранее.
8.5. Расчет интегрального индекса конкурентоспособнос-ти (IK) анализируемого товара по отношению к базовому:
где Квк -- коэффициент весомости качества;
Ква-- коэффициент весомости ассортиментной характе-ристики;
Квс -- коэффициент весомости цены.
Приведенная формула расчета интегрального уровня конкурентоспособности отличается от ранее предложенных тем, что в ней степень значимости каждого выбранного по-казателя конкурентоспособности учитывается путем опре-деления соответствующих коэффициентов весомости.
Рассчитанные интегральные индексы конкурентоспособ-ности нескольких анализируемых товаров могут быть исполь-зованы для определения их конкурентных преимуществ (КП) по разности индексов конкурентоспособности.
КП = IK1, - IK2
Можно определить и коэффициент конкурентного пре-имущества:
Коэффициент конкурентного преимущества -- относи-тельный показатель, характеризующий степень привлека-тельности для потребителей одного анализируемого товара по отношению к другому.
9. Разработка маркетинговых мероприятий по поддер-жанию или повышению достигнутого уровня конкурентос-пособности анализируемого товара. Результатом проведен-ной оценки конкурентоспособности могут стать маркетинго-вые мероприятия по обеспечению, поддержанию или повы-шению интегрального индекса конкурентоспособности. Эти мероприятия должны дозироваться не только на интеграль-ном индексе конкурентоспособности, но и на результатах анализа данных, выявляющих слабые и сильные стороны товаров-конкурентов. При этом возможен выбор следующих направлений маркетинговых мероприятий:
* корректирующие воздействия на товарную политику фирмы (организации) а также стратегию маркетинга, если оценка конкурентоспособности произведена на большей час-ти производимых и/или реализуемых товаров;
* пересмотр и внесение изменений в производствен-ные программы и учетную политику фирмы (организации);
* управление ассортиментом в целях его оптимизации и увеличения в структуре доли наиболее конкурентоспособ-ных товаров;
* выбор и применение методов обеспечения конкурен-тоспособности.
В зависимости от результатов оценки конкурентоспособ-ности в отношении анализируемого товара могут быть при-няты решения о расширении выпуска и реализации при высоком интегральном индексе конкурентоспособности или, наоборот, о сокращении -- при его низком значении, а так-же об усилении информационного и/или организационного подкрепления.
Рассмотренная комплексная методика оценки конкурен-тоспособности товаров совпадает с предложенной Лифицем И.М. общей схемой оценки конкурентоспособности то-варов, которая приведена в недавно изданном его учебном пособии. Оно вышло в свет, когда данный учебник уже на-ходился на редактировании, поэтому совпадение некоторых методологических подходов к оценке конкурентоспособнос-ти товаров отражает близость взглядов обоих авторов по рассматриваемой проблеме. Вместе с тем наряду с расчет-ным методом оценки конкурентоспособности Лифиц И.М. приводит и другие методы оценки конкурентоспособности по разным признакам, в том числе по форме представле-ния данных (графические, матричные, комбинированные).
9.1. Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг в сфере производства и обслуживания
В сфере производства важнейшими путями повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров являются
обеспечение заданного уровня их качества или проектирование и разработка новых видов продукции, упаковывание в привлекательную по внешнему виду и размерам упаковку, уменьшение издержек производства.
В отличие от производства, где возможны значительные изменения при формировании основополагающих характеристик потребительной стоимости товаров, в сфере обслуживания усилия исполнителей направлены на сохранение достигнутого уровня качества, предотвращение ко-личественных и качественных потерь. Однако за счет этого нельзя повысить конкурентоспособность реализуемых това-ров или предоставляемых услуг.
В то же время существуют определенные пути повы-шения их конкурентоспособности, связанные с экономичес-кими критериями: уменьшение торговых надбавок на това-ры и снижение тарифов на услуги за счет использования внутренних резервов, экономии затрат на процессы обслу-живания без снижения уровня его качества, что позволит установить более низкие цены при реализации товаров и оказании услуг.
Ограничение активного воздействия на повышение кон-курентоспособности товаров и услуг в сфере обслуживания требует обоснованного отбора и применения методов обеспе-чения конкурентоспособности, которые необходимо рассмат-ривать как наиболее эффективные пути повышения конку-рентоспособности.
Одним из путей повышения конкурентоспособности то-варов и услуг в сфере обслуживания является обеспечение их организационного и информационного подкрепления в форме предоставления дополнительных сервисных услуг, а также доведение до потребителей необходимой и достовер-ной информации. Кроме того, повысить конкурентоспособ-ность товаров и услуг в сфере производства и обслуживания можно путем разработки и внедрения систем обеспечения конкурентоспособности.
Система обеспечения конкурентоспособности (СОК) -- совокупность систем управления организаций, направлен-ных на создание потребительских предпочтений.
Данный термин предложен Фахрутдиновым Р.А. по его мнению, СОК состоит из внешней среды (вход, выход, связь с внешней средой, обратная связь) и внутренней струк-туры (подсистемы научного сопровождения, целевая, обес-печивающая, управляемая и управляющая).
Компонентами "входа" СОК товаров и услуг являются материальные и нематериальные ресурсы (сырье, материа-лы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудова-ние, информация), которые необходимы для производства и получения на выходе готовой продукции или результата услуги. Для обеспечения конкурентоспособности таких това-ров или услуг необходимо, чтобы на "входе" были конкурен-тоспособные ресурсы (по качеству и цене). Вероятность по-лучения таких ресурсов тем больше, чем выше конкурен-ция среди поставщиков.
Связь с внешней средой позволяет организации учиты-вать ее неконтролируемые факторы, которые влияют на конкурентоспособность товаров и услуг. К ним относятся со-циально-экономические, правовые, экологические, природ-ные, научно-технические и другие факторы.
К компонентам обратной связи относятся потребительс-кие предпочтения (их формирование и поддержание), рек-ламации потребителей, информация от потребителей о при-емлемости качества и цены.
Вместе с тем перечисленных компонентов внешней сре-ды недостаточно для обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг. В дополнение к ним важную роль играют компоненты внутренней структуры. При создании, реализа-ции и поддержании подсистем внутренней структуры (науч-ного сопровождения, целевой, обеспечивающей и т. п.) ре-шающее значение имеет персонал.
Управление персоналом как одним из компонентов под-системы внутренней структуры отличается следующими ха-рактерными признаками:
* нацеленность работы персонала на обеспечение и под-держание конкурентоспособности товаров и услуг по всему технологическому циклу.
* быстрая адаптация к постоянно изменяющейся кон-курентной среде;
* постоянное повышение своей квалификации;
* систематический анализ конкурентной среды, а так же преимуществ своей организации, реализуемых ею това-ров, оказываемых услуг и организации-конкурента, ее то-варов и услуг;
* учет факторов, влияющих на формирование и под-держание потребительских предпочтений;
* знание методов обеспечения конкурентоспособности и умение применять их в сфере обслуживания.
В связи с тем что указанные методы обеспечения кон-курентоспособности имеют важное значение.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7