Косвенным показателем степени насыщенности рынка может служить количество товаров-конкурентов разных видов. Этот показатель поддается учету регистрационным и экспертным методами. С помощью регистрационного метода определяется общее количество товаров-конкурентов раз-ных видов, а экспертным методом устанавливается, действи-тельно ли эти товары являются конкурентами на выбранном сегменте рынка. При очевидности конкурентных отношений между товарами применение экспертного метода необяза-тельно. Основанием для его использования может служить недостаточно полный учет всех товаров-конкурентов, что, в конечном счете приведет к грубым ошибкам и неверным ре-зультатам проведенной оценки количества товаров-конкурен-тов и степени насыщенности ими рынка.
Избыток товаров и степень насыщенности ими рынка тесно связаны между собой и принципиально отличаются лишь шкалами измерений (дифференциальной или относи-тельной). Степень насыщенности рынка товарами в опреде-ленной мере зависит от демонополизации предприятий, со-ставляющих конкурентную среду на определенном сегменте рынка.
Демонополизация предприятий -- деятельность, направ-ленная на рассредоточение производства и/или сбыта това-ров, а также на предоставление услуг между предприятия-ми разных организационно-правовых форм.
Демонополизация -- значимый, но не обязательный показатель конкурентной среды, так как конкурентные от-ношения между товарами возможны и при монополистичес-кой конкуренции. Как известно, этот вид конкуренции ха-рактеризуется большим количеством предприятий, реали-зующих аналогичную продукцию. Однако это не означает, что такая продукция или услуги не могут иметь товаров-конкурентов. Например, конкурентами услуг железнодорож-ного транспорта, являющегося естественным монополистом, служат услуги авиационного или автомобильного транс-порта.
В то же время создание и поддержание уровня конку-рентной среды возможно за счет существования предприя-тий (фирм) разных организационно-правовых форм, что до-стигается путем демонополизации предприятий. Косвенны-ми показателями демонополизации предприятий служат ко-личество фирм-конкурентов и регулирование цен с помо-щью конкуренции.
Количество фирм-конкурентов и количество товаров-конкурентов не только определяют степень демонополиза-ции предприятий и насыщенности рынка товарами, но и выступают в качестве самостоятельных показателей конку-рентной среды. При этом для оценки данных показателей можно применять регистрационный и экспертный методы.
Особенностью конкурентной среды является отсутствие государственного регулирования цен. Идею ценового регу-лирования рынка с помощью конкуренции высказал А. Смит, а в дальнейшем развил Д. Рикардо. Регулирование цен осуществляется под воздействием спроса и предложения в результате конкурентной борьбы.
Завершая рассмотрение показателей товарной конкурен-тной среды, следует отметить, что эта среда стала форми-роваться в России при переходе на рыночную экономику. Нормативно-правовой базой ее развития явились Закон РФ "О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках" и Государственная программа де-монополизации экономики и развития конкуренции на рын-ках Российской Федерации, разработанная в 1994--1995 гг.
Поэтому хотя данная методика и применяется на прак-тике, она не имеет серьезного научного обоснования, а по-лученные результаты отличаются низкой достоверностью.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7