Рефераты. Основы конституционного строя Египта

Таким образом, Президент АРЕ является одновременно главой государства и главой исполнительной власти (хотя есть и Совет министров, возглавляемый премьер-министром). Поэтому он обладает очень большими полномочиями. Президент определяет общую политику государства в отличие от парламента, который определяет генеральную линию, и наблюдает за ее осуществлением.



§ 7. Судебная власть

         Суд. Организация судов регулируется конституцией и законом о су­дебной власти 1972 г. В Египте действуют общие суды, есть некоторые специальные суды (например, созданные в соответствии с законом 1980 г. о защите ценностей от порока), а также суды, специализирующиеся на отдельных категориях дел (например, по делам несовершеннолетних), но они не рассматриваются как специальные суды. Существует система административных судов. Специальных мусульманских судов в Египте нет, но общий и иные суды могут в соответствии с Уголовным кодексом 1937 г. применять нормы шариата, уголовные суды могут применять наказания, предусмотренные шариатом, в гражданском праве на основе Гражданского кодекса 1948 г. применяются нормы шариата, если соответствующие отношения не урегулированы законом. Как отмечалось, наиболее широко применяется шариат в семейном и наследственном праве. Есть касающиеся этих отраслей права законы, которые целиком основаны на нормах мусульманского права (например, законы 1920, 1929, 1985 гг., регулирующие брачно-семейные отношения).

Система общих судов состоит из Кассационного суда — высшей су­дебной инстанции, апелляционных судов, действующих в восьми крупных городах, и судов первой инстанции. Кроме того, дела могут рассматриваться единолично судьями суммарной юрисдикции, входящими в систему общих судов.

В соответствии с принятыми в 1980 г. законами о защите ценностей от порока и о внутреннем фронте и социальном мире создана система судов государственной безопасности — Верховный суд государственной безопасности и нижестоящие суды безопасности. Кроме того, существует суд ценностей, состоящий из семи судей. В нем председательствует заместитель председателя Кассационного суда. Эти суды рассматривают дела, связанные с нарушением национального единства, с нарушением установленных законом твердых цен, дела о политических партиях, о средствах общественного мнения.

         Система административной юстиции построена в основном с учетом французской модели. Ее возглавляет Государственный совет, выполняющий, в частности, консультативные функции для правительства, а при рассмотрении дел действующий в более узком составе в качестве Верховного административного суда (в нем председательствует председатель Государственного совета). Существуют административные апелляционные суды и низовые административные суды, дисциплинарные суды и коллегия государственных уполномоченных (при Государственном совете). Они рассматривают вопросы, связанные с выборами местных органов, споры о заработной плате и пенсиях государственным служащим, жалобы граждан на нарушения их прав в процессе управления и др. Дисциплинарные суды рассматривают вопросы о дисциплинарной ответственности чиновников, жалобы последних на взыскания.

Законодательство Египта устанавливает общепринятые принципы судебного процесса: состязательность, гласность, обжалование судебных решений в порядке апелляции и кассации и др.

Прокуратура. Под контролем парламента работает генеральный со­циалистический прокурор. Он отвечает за обеспечение прав граждан, безопасность общества и его политической системы, за сохранение соци­алистических завоеваний.  Он имеет свое ведомство в столице и может

назначать своих представителей в провинции.

         Таким образом, видно что судебная система Египта, которая формировалась опять же с учетом исламских традиций и западных либеральных моделей, вполне развита и функционирует нормально.


§ 8. Местное самоуправление и управление



         В АРЕ система местных органов, осуществляющих управление обще­ственной жизнью, основана на сочетании государственных органов власти на местах и органов местного самоуправления, принципов централизации и децентрализации. Первый принцип находит свое выражение в существовании назначенных представителей центра (государственной власти) на местах. Ими являются губернаторы, начальники районов, мэры городов. Как представители государственной власти рассматриваются также избранные населением начальники деревень, шейхи городских кварталов. Им передаются отдельные полномочия центральных органов исполнительной власти на местах (так называемая деконцентрация). Второй принцип связан с деятельностью избираемых населением местных представительных органов — народных собраний административно-территориальных единиц: провинций, районов, городов, внутригородских районов, деревень. В Египте 27 губерний (провинций), которые делятся на округа, а последние — на районы.

Система государственных органов на местах. Система местных
государственных органов регулируется законом 1979 г. о местной власти. В
каждую провинцию президент назначает губернатора. С прекращением
полномочий президента губернатор автоматически отстраняется от
должности, губернатором назначается новое лицо (или переназначается
прежний губернатор). Губернатор — представитель исполнительной власти
государства в провинции. Он несет ответственность за обеспечение
 продовольственной        безопасности         провинции, эффективность промышленного и  сельскохозяйственного производства, за состояние общественной безопасности, порядка и общественной нравственности, за охрану государственной собственности. Он осуществляет контроль над всеми публичными службами в провинции, кроме судов. Губернатор несет ответственность перед президентом и премьер-министром и обязан представлять регулярные отчеты министру по делам Совета министров и местного управления, а также местному народному совету.

Губернатор возглавляет провинциальный административный орган — исполнительный совет, в состав которого входят помощники губернатора, назначаемые премьер-министром по представлению губернатора, начальники районов, мэры городов и некоторые другие лица. Исполнительный совет контролирует работу исполнительного аппарата, чиновников, готовит проект местного бюджета, проекты решений провинциального народного совета, проводит в жизнь эти решения.

         Назначаемые министром, губернатором, начальником района ос­тальные главы административно-территориальных единиц (округов, районов) обладают полномочиями, сходными с полномочиями губернатора в их административно-территориальных единицах. Однако старосты деревни и шейхи городских кварталов не назначаются, а избираются населением сроком на 5 лет из числа грамотных граждан, достигших 30 лет и владеющих земельным наделом (в деревне) не менее 5 федданов (немногим более 2 га), т.е. не из числа бедняков. Они осуществляют, в частности, функции полицейского контроля в деревне и рассматриваются как государственные служащие, подчиненные министру безопасности.

Местное самоуправление. Органами местного самоуправления яв­ляются избираемые гражданами народные советы административно-территориальных единиц (вплоть до деревни). В народный совет провинции избирается по восемь членов от каждого района, входящего в состав провинции. Выборы являются неравными, так как население районов неодинаково по численности. Из восьми названных членов семь избираются в районах по партийным спискам, на основе пропорциональной системы, а один — по индивидуальным кандидатурам на основе мажоритарной системы относительного большинства с тем же условием, что и при выборах в парламент: необходимо получить для избрания не менее 20% голосов от списочного состава избирателей.

По закону провинциальный совет обладает значительными полномо­чиями: осуществляет общий контроль за деятельностью любых служб в провинции, но в том случае, если их деятельность касается провинциальных, а не общегосударственных вопросов, принимает решения о создании местных предприятий и служб, утверждает местный бюджет самоуправления; он вправе устанавливать местные налоги и сборы и т.д. Во исполнение своих полномочий совет принимает решения. Ответственность за реализацию этих решений несут губернатор и исполнительный совет. На практике, однако, основные прерогативы по управлению провинцией принадлежат губернатору. Он обладает также правом вето в отношении решений совета. Если же совет настаивает на своем решении, спор передается на рассмотрение правительства, которое и решает окончательно вопрос. Правительство также вправе распустить провинциальный совет по предложению министра по делам местной власти.

         Полномочия нижестоящих народных советов, их отношения с начальниками районов, городов, сел (мэрами городов и старостами сел) аналогичны тем, которые присущи полномочиям провинциального совета и его отношениям с губернатором, только они рангом или рангами ниже. Соот­ветственно уже и пространственные пределы их деятельности.

         Таки образом, хотелось бы отметить, что система местного самоуправления основана на сочетании государственных органов власти на местах и органов местного самоуправления, принципов централизации и децентрализации. Первый принцип находит свое выражение в существовании назначенных представителей центра (государственной власти) на местах. Ими являются губернаторы, начальники районов, мэры городов. Как представители государственной власти рассматриваются также избранные населением начальники деревень, шейхи городских кварталов. Им передаются отдельные полномочия центральных органов исполнительной власти на местах (так называемая деконцентрация). Второй принцип связан с деятельностью избираемых населением местных представительных органов — народных собраний административно-территориальных единиц: провинций, районов, городов, внутригородских районов, деревень. В Египте 27 губерний (провинций), которые делятся на округа, а последние — на районы.












Заключение.


         Таким образом, действующая конституция Египта была принята в 1971 г., когда после смерти первого президента Насера и смены руководства страна перешла от декларированной соци­алистической ориентации на путь капиталистического развития, и при этом могли возникнут трудности в ее разработке, так как Конституция Египта имеет сложный характер. Ей присуще сочетание социалистических идей (речь идет о так называемом арабском социализме), исламских ценностей, положений конституционализма, связанных с общегуманистическими, общечеловеческими принципами, наконец, норм, обеспечивающих функционирование рыночной экономики и капи­талистическое развитие страны в его современных социальных формах.

         Интересен тот факт, что Конституция Египта исходит из признания особой роли ислама в обществен­ном развитии. Следование законам шариата — не только религиозная и моральная, но и правовая обязанность граждан-мусульман. Ислам — государственная религия, принципы мусульманского права — главный источник законодательства, определенные государственные структуры  строятся с учетом исламских традиций. И то, что конституция отражает сильное влияние концепций западного либерализма, говорит о ее явной противоречивости.

Конституционное регулирование основ правового статуса личности связано с идеями социальной справедливости, с провозглашением целей ликвидации эксплуатации и неравенства в доходах. Вместе с тем в конституции закрепляются традиционные права и свободы, отражающие идеи западного либерализма, в очередной раз говоря о дуалистичности конституционных норм.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.