местности, имеет на семью более 10 федданов земли (4,2 га) и для которого занятие сельским хозяйством является основным видом трудовой деятельности. Если он приобретает больше земли, то уже не относится к этой категории граждан.
Наконец, характеризуя влияние социалистических идей, следует отметить также определение характера египетского государства по конституции как государства демократического, социалистического, основанного на союзе трудовых сил народа (ст. I).[6]
Конституция исходит из признания особой роли ислама в общественном развитии. Следование законам шариата — не только религиозная и моральная, но и правовая обязанность граждан-мусульман. Ислам — государственная религия, принципы мусульманского права — главный источник законодательства, определенные государственные структуры (например, Консультативный совет или, по-арабски, аш-шура) строятся с учетом исламских традиций. Некоторые формулировки конституции отражают господствующее в Египте правосознание. Так, говорится о праве граждан обращаться к властям, но не от имени какой-либо неорганизованной группы, а только лично, о координации обязанностей женщины по отношению к семье и обществу, не нарушая норм шариата, и т.д. На основе закона 1980 г. о защите ценностей от порока руководящие должности запрещается занимать лицам, отрицающим «божественные законы» (т.е. заповеди Аллаха).[7] Наиболее отчетливое влияние шариата сказывается, правда, не в конституционном или, например, в административном праве, а в семейном, наследственном, в значительной мере в земельном праве.
Наконец, конституция отражает сильное влияние концепций западного либерализма. Восприняты идеи разделения властей, естественных прав человека, парламентаризма (парламент, вопреки преобладающей исламской концепции о его совещательной роли, является активным, законодательным органом), местного самоуправления; действует конституционный контроль; права человека, провозглашенные в конституции, соответствуют международным стандартам, хотя на практике наблюдается определенный отход от этих позиций, особенно это касается положения женщины. В конституции говорится о том, что «государство подчинено праву» (ст. 65)[8] , что верховенство права — основа управления государством. Конституция дает простор капиталистическому развитию страны, и хотя в ней есть некоторые ограничительные положения, «социалистические» нормы не препятствуют развитию частной собственности и предпринимательской деятельности.
В соответствии с конституцией Египет — простое унитарное государство, состоящее из административно-территориальных единиц; каких-либо автономных образований в нем нет. По форме правления это президентская республика в ее несколько смягченном варианте, так как она имеет отдельные слабо выраженные черты парламентарной формы (это относится прежде всего к рассматриваемой ниже ответственности правительства и министров). В Египте существует либеральный (полудемократический) государственный режим. Провозглашена и существует свобода прессы, партийной, политической деятельности, но в рамках принципов египетского общества.
Изменение конституции. Изменение египетской конституции, которая рассматривается как постоянная, затруднено. Поправки к конституции могут быть предложены только президентом или по меньшей мере 1/3 депутатов парламента.[9] Они должны быть обсуждены в Консультативном совете (аш-шура), затем одобрены 2/3 членов парламента и вынесены на референдум. Поправки считаются принятыми только после одобрения на референдуме большинством голосов. Наиболее существенные поправки внесены в
конституцию Египта в 1980 г.: добавлены новые разделы, изменен ряд принципиальных положений. По существу, конституция была принята в новой редакции, и потому ее иногда называют конституцией 1980г.
Конституционный контроль. Конституционный контроль осуществляет Верховный конституционный суд, действующий в соответствии с законом 1971 г. (с последующими изменениями). Этот суд назначается декретом президента в составе председательствующего и такого числа членов, которое сочтет целесообразным президент, но решения в нем должны быть приняты по меньшей мере семью членами. В состав Верховного конституционного суда могут быть назначены лица из состава Верховного суда или иных судебных органов высшего ранга. Они должны быть не моложе 45 лет, иметь стаж работы в судебных органах не менее 5 лет или быть профессорами права египетских университетов со стажем работы не менее 8 лет, адвокатами при Кассационном суде или Высшем административном суде со стажем работы не менее 10 лет. Помимо конституционного контроля, который распространяется на законы и иные правовые акты (включая декреты президента), Верховный конституционный суд дает толкования законов и декретов президента, если возникают споры об их применении, рассматривает споры судов и других органов, обладающих судебными полномочиями, о компетенции, а также споры, возникающие в связи с вынесением двух разных решений по одному и тому же делу.[10]
В Верховный конституционный суд могут обращаться суды, если они считают какой-либо правовой акт неконституционным, или одна из сторон в процессе, заявляющая о неконституционности правового акта в ходе его применения (с разрешения суда). По вопросу о толковании нормативных актов в Верховный конституционный суд может обращаться министр юстиции по поручению председателя Совета министров, в связи с обращением парламента, Высшего совета магистратуры — органа судейского самоуправления. Верховный конституционный суд в Египте действует довольно активно. Он неоднократно принимал решения о неконституционности частей правовых актов или актов в целом (например, в отношении декрета президента о местном управлении, закона о семье).
Таким образом, действующая конституция Египта была принята в 1971 г., когда после смерти первого президента Насера и смены руководства страна перешла от декларированной социалистической ориентации на путь капиталистического развития, и при этом могли возникнут трудности в ее разработке, так как Конституция Египта имеет сложный характер. Ей присуще сочетание социалистических идей (речь идет о так называемом арабском социализме), исламских ценностей, положений конституционализма, связанных с общегуманистическими, общечеловеческими принципами, наконец, норм, обеспечивающих функционирование рыночной экономики и капиталистическое развитие страны в его современных социальных формах.
Интересен тот факт, что Конституция Египта исходит из признания особой роли ислама в общественном развитии. Следование законам шариата — не только религиозная и моральная, но и правовая обязанность граждан-мусульман. Ислам — государственная религия, принципы мусульманского права — главный источник законодательства, определенные государственные структуры строятся с учетом исламских традиций. И то, что конституция отражает сильное влияние концепций западного либерализма, говорит о ее явной противоречивости.
§ 2. Основы правового статуса личности
Вопрос о правах человека и гражданина является составной частью проблемы фактического положения личности в обществе и государстве.
Этимологически и по существу понятия "правовое положение" и "правовой статус" совпадают. Положение личности в обществе определяется не только правовыми нормами, но и всеми другими видами социальных норм и называется общественным статусом.
Правовой статус личности составляет лишь часть ее общественного статуса и относится исключительно к ее качеству человека и гражданина, к связям личности только с государством, а не с обществом в целом.
В самом общем виде правовой статус личности определяется как юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе.
Конституционное регулирование основ правового статуса личности связано с идеями социальной справедливости, с провозглашением целей ликвидации эксплуатации и неравенства в доходах. Конституция особо говорит о правах трудящихся, рабочих и крестьян, крестьян-бедняков, ремесленников, закрепляя для них, в частности, как уже отмечалось, особые нормы представительства в парламенте, в местных советах и правлениях кооперативов. Вместе с тем в конституции закрепляются традиционные права и свободы, отражающие идеи западного либерализма. Основное внимание при этом уделяется политическим и личным правам; социально-экономические права представлены в незначительном объеме (если не считать упомянутых выше положений, относящихся к «трудящимся»).[11]
Конституция предусматривает равенство всех граждан в правах и обязанностях независимо от пола, языка, этнического происхождения, вероисповедания и убеждений, но оговорки о шариате придают принципу равноправия свои особенности. Среди социально-экономических прав названы право на труд и образование, говорится также о свободе научного и художественного творчества. Политические права представлены в конституции в полном объеме, но нередко имеются оговорки, что их использование должно соответствовать моральным принципам (например, при провозглашении свободы собраний). Эти права до 1983 г. были существенно ограничены законами о национальном единстве, о защите
свободы родины и гражданина, отмененными в 1983 г., но и сейчас действует закон 1978 г. о национальном единстве и социальном мире, запрещающий занимать руководящие должности в средствах массовой информации и общественных организациях лицам, отрицающим божественные законы или участвующим в движениях, не признающих такие законы.
В числе политических прав в конституции названы избирательные права, право граждан выражать свое мнение по вопросам, вынесенным на референдум, право граждан обращаться в государственные органы, свобода мнений и слова, мирных шествий и демонстраций, свобода создания ассоциаций (в частности, говорится о профсоюзах, которые должны действовать на демократических основах), свобода собраний. На частных собраниях представители органов безопасности не вправе присутствовать, но на собраниях, обсуждающих публичные вопросы, могут присутствовать в случаях, предусмотренных законом.
Конституция содержит широкий перечень личных свобод граждан: свобода личности, названная естественным правом человека, свобода вероисповедания и совершения религиозных обрядов, передвижения по стране и выезда из нее, неприкосновенность личной жизни, тайна переписки, телефонных и телеграфных сообщений. Особые положения относятся к гарантиям от произвольного ареста, гарантиям прав обвиняемого. Вместе с тем отдельные права личности могут быть ограничены по решению не только судебных, но и иных, как сказано, компетентных органов. Кроме того, использование ряда прав возможно, лишь если это соответствует моральным устоям страны.[12]
Среди обязанностей граждан конституция называет: оборону родины, защиту и поддержку социалистических завоеваний, сохранение национального единства, государственной тайны, уплату налогов, участие в государственной жизни (последнее влечет, в частности, обязательное участие в выборах и референдуме).
Таким образом, Конституционное регулирование основ правового статуса личности связано с идеями социальной справедливости, с провозглашением целей ликвидации эксплуатации и неравенства в доходах. Вместе с тем в конституции закрепляются традиционные права и свободы, отражающие идеи западного либерализма, в очередной раз говоря о дуалистичности конституционных норм.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6