Рефераты. Основы конституционного строя Египта

Основы конституционного строя Египта

Содержание:

I.       Введение................................................................................... …3

II.      Основная часть: «Основы конституционного права Египта»..5

§ 1. Конституция Египта...................................................... …...5

§ 2. Основы правового статуса личности........................ ……13

§ 3. Правовое регулирование общественных объединений...... 15

§ 4. Институты непосредственной демократии.............. ……18

§ 5. Законодательная власть.............................................. ……22

§ 6. Исполнительная власть.............................................. …….25

§ 7. Судебная власть........................................................... …….28

§ 8. Местное самоуправление и управление................... …….30

III.            Заключение.......................................................................... ……34

IV.            Список использованной литературы…………………………......39        




















Введение


Актуальность данного исследования заключается в следующем. Весь Арабский Восток представляет собой весьма подвижную в политическом плане структуру в силу неустоявшегося характера процессов развития и общественной эволюции, аморфности участвующих в них политических и социальных сил, наличия значительных племенных традиций в недрах общества, что накладывает специфический отпечаток на политическое и государственно-правовое развитие этого региона.

Конституционный процесс в арабских странах также обладает рядом особенностей, которые носят разноплановый характер. Одни из них отражают общие закономерности развития политической системы в арабских странах и в большей или меньшей степени присущи всем странам региона; другие обусловлены спецификой исторического и социально-экономического развития каждой страны.

Целью данного реферативного исследования является проведение анализа основ конституционного права Египта. Для достижения этой цели

нам необходимо выполнить следующие задачи:

•        Предоставить    исчерпывающий    материал    по    разработке    и
основным положениям конституции Египта;

•        Раскрыть основы правового статуса личности по конституции;

•        Проанализировать, как в правовом смысле регулируются общественные
объединения;

•        Как функционируют институты непосредственной демократии;

•        Рассмотреть законодательную власть в государстве;

•        Рассмотреть исполнительную власть;

•        Проанализировать,    как    функционирует   судебная   власть    в
государстве;

•        Рассмотреть      особенности      местного      самоуправления      и
управления.

Структура данного реферативного исследования состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Основная часть реферативного исследования - «Основы конституционного права Египта» состоит из восьми параграфов.

Задачей данного исследования является описание вышеперечисленных институтов, представляющих в целом основы конституционного права в Египте.

Объектом исследование является процесс становления конституционного права в Египте.











































Основная часть: «Основы конституционного права

Египта»

 

§ 1. Конституция Египта


Многие конституции и конституционные акты в арабских странах принимались органом типа революционного совета, большинство конституций в монархиях введены в действие единолично правителем.

Накануне получения независимости большинства стран Арабского Востока представляли собой феодальные или полуфеодальные общества. Несмотря на различие юридических форм зависимости от метрополий, все эти страны фактически оставались колониями или полуколониями. В договорах с метрополиями были закреплены положения, серьезно ущемляющие суверенитет этих стран.

Отражением полуколониальной зависимости ряда стран явился факт принятия в них конституций еще в период между двумя мировыми войнами, например, конституция Египта 1923 г. При этом в период господства европейских колонизаторов конституции составлялись лишь по западноевропейским образцам. Конституция Египта, например, была составлена по образцу Бельгийской конституции 1831г.

Результатом быстро меняющейся политической ситуации в арабских странах является наличие временных конституций, действие которых предполагается в рамках относительно короткого переходного периода. Временные конституции принимались и в Египте в 1958г., 1964г.

В 80-х годах многие арабские страны предпринимали попытки реформировать свои политические системы в соответствии с представлениями о гражданском обществе, попытались совместить демократический путь развития с традиционными исламскими ценностями. Однако связанные с этим процессы эволюционируют чрезвычайно медленно, во многих случаях непоследовательно, перемежаясь серьезными откатами от демократической практики под влиянием разнообразных причин внутреннего и внешнего характера.

Прежде всего, следует отметить, что большую роль в политической жизни государственно-правовом развитии арабских стран до настоящего времени играют традиции, образующие мощный фонд социально-исторического, политического, культурного и, прежде всего, религиозного наследия. Преобразование политической системы в этих странах сочетается со стремлением руководителей рассматривать ислам как первооснову общества и государства. Общим моментом, присущим большинству стран региона является провозглашение в конституциях верности традициям ислама как одной из основ общества в арабских странах.

Таким образом, ислам остается одной из политико-идеологических основ большинства арабских государств, в частности, и в Египте.

Подготовка и принятие конституции. Действующая конституция Египта была принята в 1971 г., когда после смерти первого президента Насера и смены руководства страна перешла от декларированной соци­алистической ориентации на путь капиталистического развития. Консти­туция была разработана под руководством ЦК Арабского социалистического союза (в то время правящей и единственной легальной партии) и принята путем референдума. Новое руководство Египта, принадлежавшее к окружению Насера, сохранило в конституции социалистическую фразеологию. Лишь в 1980 г. путем референдума были одобрены поправки к важнейшим статьям конституции, удалены положения о «социалистической системе хозяйства», об устранении классовых различий, введены новые нормы о многопартийной системе. В последующие годы были приняты и другие, несущественные поправки, но конституция сохраняет все основные идеи, пропагандировавшиеся в течение почти двух десятилетий после революции 1952 г. Сохранены и положения о социализме.[1]

Основные черты содержания конституции. Постоянная конституция Египта 1971 г. (до этого принимались несколько временных конституций) состоит из двух частей: конституционной декларации, где указаны цели государства (мир в стране, арабское единство, постоянное развитие и человеческое достоинство), и собственно конституции, где содержатся юридические нормы, хотя и в этой части есть положения, которые не могут быть обеспечены юридическими средствами.

         Конституция Египта имеет сложный характер. Ей присуще сочетание социалистических идей (речь идет о так называемом арабском социализме), исламских ценностей, положений конституционализма, связанных с общегуманистическими, общечеловеческими принципами, наконец, норм, обеспечивающих функционирование рыночной экономики и капи­талистическое развитие страны в его современных социальных формах. Социалистические концепции находят свое выражение в нормах о демо­кратической социалистической системе, имеющей целью ликвидировать неравенство в доходах, о защите рабочих и крестьян, о мире, свободном от эксплуатации в любых ее формах, о том, что президент обязан осуществлять социалистические цели, о роли генерального социалистического прокурора и т.д.

В АРЕ (Арабская республика Египет) признаются три формы собственности: государственная, кооперативная и частная, причем первая характеризуется как собственность народа и основа социалистической системы. Государство поощряет создание кооперативов, в том числе ремесленных, и помогает им. Частная собственность представлена прежде всего неэксплуататорским капиталом (ст. 32 конституции)[2], призвана выполнять социальную функцию на службе национальной экономики, не должна противоречить общему благополучию народа. Она не может быть отчуждена без соответствующего закона и должного вознаграждения, однако о судебном порядке определения размера вознаграждения конституция не упоминает. Конституция устанавливает минимум земельной собственности с целью защиты крестьян и сельскохозяйственных рабочих от эксплуатации и обеспечения союзу трудовых сил власти в деревне (ст. 37).[3] В АРЕ неодно­кратно проводились земельные реформы и в настоящее время максимум земли составляет 100 федданов на семью (42 га); согласно исчислениям экономистов, в европейском варианте это эквивалентно приблизительно 100га.

Наряду с неэксплуататорской собственностью (ей соответствует не­эксплуататорская, «национальная» буржуазия), в АРЕ по традиции вы­деляют эксплуататорскую собственность крупных капиталистов и землевладельцев, против которых были направлены реформы 60— 70-х годов — национализация, секвестр имущества, аграрные реформы и др. Ранее этих лиц называли компрадорской буржуазией, помещиками, сотрудничавшими с колонизаторами и со служившим им бюрократическим правящим аппаратом. Ныне прежние ограничения отменены, но результаты земельных реформ и национализации многих объектов сохранились.

Много внимания уделяет конституция вопросам социальной структуры общества, социальным отношениям. Основой общества провозглашается социальная солидарность (ст. 7 конституции)[4], говорится о равенстве возможностей всех граждан, о социальном мире, основанном на справедливости, политическом и социальном прогрессе, уважении человеческого достоинства. Ставится цель уничтожить противоречия в стране демократическим путем. Конституция устанавливает, что в составе советов директоров государственных предприятий 50% членов должно быть рабочими, а мелкие крестьяне и ремесленники должны составлять 80% в советах (правлениях) сельскохозяйственных и ремесленных кооперативов. Однако определения рабочего и крестьянина, данные в законе о Народном собрании (парламенте) 1972 г. (в редакции 1976 г.)[5], таковы, что к этим категориям могут относиться и другие группы населения. По закону рабочий — это занятое физическим или умственным трудом в сфере сельского хозяйства, промышленности или услуг лицо, основным источником дохода которого является такая трудовая деятельность. Причем это лицо не должно быть зарегистрировано в качестве коммерсанта состоять членом нерабочего профсоюза (о таких профсоюзах будет сказано ниже) или иметь диплом о высшем образовании. Крестьянин — человек, который проживает в сельской

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.