ü в случае возникновения ситуации, угрожающей безопасности, независимости и территориальной целостности одной из сторон, предпринимают ответные действия по оказанию друг, другу необходимой помощи, включая военную, в соответствие с Договором о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года.
ü заключить Соглашение об использовании сил и средств военно-морских сил Республики Казахстан и военно-морского флота Российской Федерации в акватории Каспийского моря в интересах совместного обеспечения безопасности сторон.
ü осуществлять сотрудничество в области военной разведки, проводить согласованную политику в области совместных разработок, ремонта и поставок вооружений, военной техники и материально-технических средств.
Казахстан - международные договоры с государствами-участниками СНГ (с декабря 1991 по декабрь 1996 года). Алматы, Баспа, 1997. С. 182.
Эти Договора заложили прочные основы интеграции и безопасности двух государств, и явились первыми документами такого рода в политической истории суверенного Казахстана.
Заключение подобных договоров с Республикой Узбекистан и Республикой Кыргызстан было также важным для безопасности Казахстана. В Послании Президента страны народу Казахстана Н.А. Назарбаев сказал: "Лучшим нашим оружием, обеспечивающим защиту национальных интересов и паритет сил на ближайшую и дальнюю перспективу, должна быть политика интеграции, в первую очередь - укрепление и развитие Центральноазиатского Союза между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном". Так, в 1993 году был заключен Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан в котором также Стороны обязуются признавать и уважать территориальную целостность и нерушимость ныне существующих границ государств. А также стороны договорились о том, что будут способствовать укреплению коллективной безопасности, усилению миротворческой роли ООН, СБСЕ и повышению эффективности механизмов урегулирования региональных конфликтов. Будут проводить совместные консультации по всем вопросам международной безопасности с целью координации своих позиций и принятия мер по устранению возникшей угрозы для каждой из сторон. В случае совершения акта агрессии против одной из сторон, другая сторона предоставляет ей необходимую помощь, включая военную.
Главнейшим документом в обеспечении национальной безопасности Государств СНГ стал Договор о коллективной безопасности, заключенный в Ташкенте, 15 мая 1992 года. По словам министра иностранных дел РФ С.Иванова: «Главным консолидирующим инструментом многостороннего военного и военно-технического сотрудничества в рамках СНГ, Россия по-прежнему считает Договор о коллективной безопасности. В апреле 1999 года, шесть государств - Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан продлили действия этого Договора».
В этом Договоре Государства- участники подтверждают обязательства воздерживаться от применения силы, или угрозы силой в межгосударственных отношениях. Государства-участники обязуются не вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств. Государства- участники образовали Совет коллективной безопасности в составе Глав государств- участников и Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами Содружества Независимых Государств.
Решение об и использовании Вооруженных Сил в целях отражения агрессии принимаются Главами государств-участников. А также настоящий договор не затрагивает право государств- участников на индивидуальную и коллективную оборону от агрессии в соответствие с Уставом Организации Объединенных Наций. Национальная безопасность: Итоги десятилетия. «Елорда». Астана, 2001, стр. 312.
В связи с отказом Казахстана от ядерного оружия, важнейшим документом для обеспечения безопасности Казахстана явился Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Республики Казахстан к Договору о нераспространении ядерного оружия, который был заключен в г. Будапеште, 5 декабря 1994 г. Заявление Китайского правительства о предоставлении Казахстану гарантии безопасности позволило нашей стране укрепить безопасность всех стран, не обладающих ядерным оружием, включая Казахстан.
Так как Россия является ближайшим соседом и союзником Казахстана, Декларация между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном ХХI столетие, заключенное в Москве 6 июля 1998 года, стало возможным благодаря дружбе наших народов и личной дружбе президентов наших стран. В соответствие с интеграционными предпосылками в направлении ЕврАзЭС эта декларация еще больше укрепляет дружбу – гарантию национальной безопасности, политической стабильности, межнационального согласия и процветания обоих государств. Республика Казахстан и Российская Федерация, как добрые соседи обязуются всемерно учитывать законные интересы друг друга в политической, экономической, военной и других областях.
Особое место в системе внешнеполитических отношений Казахстана занимает сотрудничество с соседними государствами. Это связано, в первую очередь, с тем, что с ними нашей стране приходится взаимодействовать уже в силу наличия общих границ. 0бщая протяженность границ с Российской Федерацией составляет 6467 км, с Республикой Узбекистан - 2300 км, с Китаем - 1460 км, с Кыргызской Республикой - 980 км и с Туркменистаном - 380 км.
На постсоветском пространстве Казахстан является одним из основных инициаторов интеграционных процессов. Об этом свидетельствуют подписание декларации Содружества независимых государств в декабре 1991 г. в г. Алматы, образование на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества. Уже общим местом стало утверждение, что к интеграции Казахстан подталкивает его географическое расположение. Действительно, через Казахстан пролегают основные сухопутные пути из Европы, стран Прибалтики, Украины, Белоруссии, России - в Азию. Республика реально обладает солидным транзитным потенциалом. Для стран Центральной Азии, тяготеющих к сотрудничеству с Российской Федерацией, Казахстан как в прямом, так и в переносном смыслах жизненно необходим.
Кроме того, Казахстан обладает колоссальными земельными и природными ресурсами. При этом страну нельзя назвать густонаселенной. Территорию в 2724,9 тыс. кв. км населяет 14 млн. 841 тыс. человек (на 1 января 2001 г.). По территории Казахстан более чем в два раза превосходит другие центрально-азиатские страны, вместе взятые. В то же время, плотность населения в среднем составляет 5,5 человека на 1 кв. км, что представляет собой самый низкий показатель в ближайшем геополитическом окружении республики. Если по площади территории Казахстан уверенно входит в десятку крупнейших стран мира, занимая 9 место после Индии и Аргентины, то по численности населения у него только 57 позиция.
Глава 2.
Угрозы национальной безопасности Республики Казахстануна современном этапе.
Без учета угроз национальной безопасности нельзя строить концепцию национальной безопасности и внешней политики. В Законе Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» в статье № 5 перечисляются угрозы национальной безопасности:
1) ослабление законности и правопорядка, в том числе рост преступности, включая ее организованные формы, сращивание государственных органов с криминальными структурами, покровительство должностных лиц незаконному обороту капитала, коррупция, незаконное обращение оружия и наркотических средств, способствующих снижению степени защищенности прав и свобод человека и гражданина;
2) деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя, в том числе действия, посягающие на унитарное устройство, целостность, неприкосновенность, неотчуждаемость территории государства;
3) ослабление обороноспособности страны, угроза неприкосновенности государственной границы и применения силы в отношении Республики Казахстан, агрессии против нее;
4) разведывательная, террористическая, диверсионная и иная направленная на нанесение ущерба национальной безопасности Казахстана деятельность специальных служб и организаций и иностранных государств, а также отдельных лиц;
5) дезорганизация деятельности государственных органов, нарушение их бесперебойного функционирования, снижение степени управляемости в стране;
6) политический экстремизм в любой его форме, в том числе разжигание социальной, расовой, национальной, сословной и родовой вражды или розни;
7) обострение социально-политической ситуации, выражающееся в межнациональных и межконфессиональных конфликтах, массовых беспорядках, несанкционированных собраниях, митингах, шествиях и демонстрациях, незаконных пикетах и забастовках;
8) создание непредусмотренных законодательством Республики Казахстан военизированных формирований;
9) резкое ухудшение экологической ситуации, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, эпидемии и эпизоотии;
10) нанесение ущерба экономической безопасности государства, включая использование стратегических ресурсов вопреки интересам государства, препятствование росту инвестиционной активности, в том числе притоку иностранных инвестиций, неконтролируемый вывоз капитала за пределы страны;
11) ухудшение демографической ситуации, в том числе резкое снижение рождаемости, повышение смертности, возникновение неконтролируемых миграционных процессов;
12) ухудшение качества образования и интеллектуального потенциала страны;
13) несовершенство или отсутствие нормативных правовых актов по защите национальных интересов страны. [8,29] Указ Президента РК от 26 марта 1999 года № 88 «О Совете безопасности РК».// Национальная безопасность: итоги десятилетия. Сборник документов. Астана: Елорда, 2001. - 480 с.
Таким образом видно, что существует очень длинный перечень угроз национальной безопасности РК на современном этапе.
Ширин Акинер считает, что угрозы безопасности Казахстана могут определяться как его внутренней политикой , так и событиями за пределами его границ. Очень выдержанная политика президента Назарбаева была направлена на сохранение мира между крайне русифицированной северной частью северного Казахстана и казахским югом: президент совершенно не приветствовал проявления национализма ни со стороны русских, ни со стороны казахов проживающих в республике. Самой большой внутренней угрозой казахско-русским отношениям, вероятно, является серьезное ухудшение экономики и последующее за ним социальное напряжение, а также вызванные этим споры между казахами и русскими.
Неспособность контролировать персечение границ людьми и товарами, так же, как наркотиками и оружием, представляют потенциальную угрозу, ответом на которую могут стать только коллективные акции совместно с другими государствами региона.
Среди внешних угроз, которые могут повлиять на безопасность Казахстана, можно назвать следующие: растущий российский национализм, который может привести к попыткам персмотреть северную границу республики и включить северные области в состав Российской Федерации; нестабильность в южных регионах, принявшая форму радикальных исламских движений и других социальных и политических потрясений; существенное сосредоточение военной силы и военных баз вдоль границы Казахстана, а также вероятный распад Российской Федерации, который мог бы привести не просто к возникновению нестабильности в Северном Казахстане, но и поставить под сомнение серьезность гарантий, включая ядерные, данные Россией Казахстану по обеспечению его безопасности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13