Рефераты. Обеспечение национальной безопасности РК в контексте интеграционных связей стран СНГ (с 1991-2001г.г...

         По мнению Самюэла Хантингтона, в мире, после холодной войны, важнейшие различия между народами не идеологические, политические или экономические, а культурные. The clash of civilizations and the remaking of world order. Samuel P. Huntington. TOUCHSTONE Rockfeller Center.//1230 Avenue of the Americas. New York, NY 10020 C.21.,

         Если одно государство наблюдает за тем, как другое наращивает свою мощь и таким образом становится потенциальной угрозой, оно предпринимает меры для обеспечения своей безопасности усиливая свои позиции и/или вступая в альянс с другими государствами. С.33

         Ценности, культура и государственные институты сильно влияют на то, как государства определяют свои национальные интересы. Национальные интересы государств формируются также не только национальными ценностями и институтами, но также и с помощью международных норм (права) и институтов. По вопросу обеспечения национальной безопасности, различные типы государств определяют свои национальные интересы по-разному. У государств имеющих схожие культуры и институты определение национальных интересов будет совпадать по многим параметрам. С.34

         Понятие безопасности интерпретируется отечественными и зарубежными учеными по-разному. По мнению М.У.Спанова и Г.К. Ахметжановой, «…безопасность понимается как состояние защищенности от внутренних и внешних угроз» Спанов М.У., Ахметжанова Г.К. Вызовы социальной безопасности Казахстана // Саясат. 1999. №6 (49) С.32

Национальная безопасность - научная и практическая проблема, характеризующаяся состоянием социальных институтов, обеспечивающих эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности и общества.   Национальная безопасность, как категория политической науки отражает связь безопасности с нацией, характеризующейся, как целостная система, включающая общественные отношения и общественное сознание, институты общества и их деятельность, обеспечивающие реализацию национальных интересов в конкретной исторически сложившейся обстановке.  В национальной безопасности выделяются три уровня безопасности: личности, общества и государства. Их место и роль определяются характером общественных отношений, политическим устройством, характером внутренних и внешних угроз. В критические для нации периоды может доминировать безопасность общества или государства. В содержательном плане в понятии национальная безопасность принято выделять политическую, экономическую, военную, экологическую, информационную безопасность и безопасность культурного развития нации. [1, 22 ]

         Первым, кто более или менее четко сформулировал концепцию национальной безопасности, был У. Липпман. «Нация, - писал он, - находиться в состоянии безопасности, когда ей не приходиться приносить в жертву свои законные интересы с целью избежать войны и когда оно в состоянии защитить при необходимости эти интересы путем войны». [5, 2 ]             Концепция национальной безопасности, равно как внешнеполитические и геополитические концепции, представляет собой производную от концепции национальных интересов. Концепция национальной безопасности строится с учетом, как внешних угроз, так и внутренних угроз, связанных с состоянием самого общества и коренящихся в самом обществе.

         Первостепенная задача концепции национальной безопасности - это определение и разработка приоритетных направлений, комплекса мер и средств предотвращения, прежде всего крайних форм внешней и внутренней угроз - войны с другими государствами и гражданской войны. [6,4 ]

         В связи с этим, вначале рассмотрим формулировки и дефиниции употребляемые и связанные  с национальной безопасностью РФ.

         Концепция национальной безопасности  - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

         Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24)Национанальная безопасность и геополитика России. № 6-7 Москва. С. 14.

         В Законе Республики Казахстан "О национальной безопасности Республики Казахстан" от 26 июня 1998 года также имеются определения концепции национальной безопасности и национальной безопасности: концепция национальной безопасности - официально принятая система взглядов и мер по обеспечению защиты конституционных прав личности  и граждан, ценностей казахстанского общества, основополагающих государственных институтов.

         Под национальной безопасностью РК понимается состояние защищенности национальных интересов страны от реальных и потенциальных угроз. Закон "О национальной безопасности РК" от 26 июня 1998 года. Национальная безопасность: итоги десятилетия. Астана: Елорда, 2001. С. 225.

Концепция национальной безопасности России - официальный взгляд ее руководства на сущность данного понятия и природу связанных с ним факторов. Представляется, что данный долгосрочный документ должен содержать самые общие ответы на следующие основные вопросы:

1    Как государство понимает национальную безопасность и каково ее место в проводимой политике;

2    Что оно представляет собой и к чему стремится в нынешнюю эпоху;

3    Как они намерены двигаться к поставленной цели и преодолевать возникающие препятствия.

Доктрина национальной безопасности - совокупность руководящих политических принципов государства, положенных в основу самосохранения, самопроизводства и самосовершенствования народов страны. К компетенции этого среднесрочного документа следует отнести более конкретные и развернутые ответы на вопросы, касающиеся понимания Россией:

     Базовых тенденций и противоречий каждого пятилетия;

     Обусловленных ими проблем и вызовов нации;

     Возможных способов предупреждения либо парирования в этот исторический период.

Стратегия национальной безопасности - выбранный с учетом складывающейся ситуации наиболее рациональный способ действий руководства России по поддержанию требуемой жизнестойкости нации. В  сферу данного краткосрочного документа должно относится разъяснение позиции государства по вопросам, связанным с:

·        уточнением требующих парирования вызовов и угроз нации;

·        определения адекватных им сил и средств;

·        организацией всестороннего обеспечения осуществляемых с их помощью действий.

         Таким образом, видно что, определения национальной безопасности РФ и Республики Казахстан совпадают, мы должны определить и проанализировать их уникальные особенности и различия.  № 8 (25) - 2001 Москва С. 42. Национальная безопасность и геополитика России. Журнал.

Россия как, и Казахстан находится на новом этапе исторического развития. Реформируются основы государственного устройства и управления, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, дальнейшего развития социально-экономических, политических, правовых, этнических связей и отношений. Произошла смена парадигмы национальной безопасности, что, в свою очередь, позволило рассматривать роль и место наших стран в мире, систему их национальных интересов, возможностей и путей их достижения.

На различных исторических этапах развития России понимание национальной безопасности было разным. Так, в СССР в основу политики национальной безопасности была положена доктрина государственной безопасности, в которой интересы личности и общества были подчинены интересам государства. После крушения коммунизма, в начале 90-х годов, политическое руководство России явно легкомысленно, мягко говоря относилось к проблемам национальной безопасности.

Постепенно ситуация здесь стала все же выравниваться, что отразилось в принятии закона РФ "О безопасности". Однако можно с уверенностью сказать, что на протяжении 90-х годов реально проблемам национальной безопасности уделялось явно  недостаточно внимания, результатом чего явились беспрецедентные провалы во внутренней и внешней политике России.

В Казахстане в отличие от России четко понимали проблемы национальной безопасности, свидетельством чему служат слова Президента Казахстана Н.А.Назарбаева обращенные народу Казахстана, он говорит: "Приоритетность безопасности очевидна: если страна не сохранит ее, у нас попросту не будет возможности говорить о планах устойчивого развития". Казахстан - 2030. Послание Президента страны народу Казахстана. Алматы. "Раритет". 2002. С. 21. После развала СССР, руководство нашей страны столкнулось со сложнейшей проблемой обеспечения национальной безопасности, и первым логичным шагом было создание казахстанских вооруженных сил. 7 мая 1992 года Указом Президента было образовано Министерство Обороны Республики Казахстан, этим же указом воинские части, соединения и учреждения, дислоцированные в Казахстане, были взяты под юрисдикцию республики и вошли в состав Вооруженных Сил Казахстана. Газета//Казахстанская правда//1992. 8 мая. Создание Вооруженных Сил Казахстана было логичным и объективным шагом руководства республики, так как в прошлом внешняя безопасность обеспечивалась коллективными усилиями и единым военно-политическим потенциалом бывшего СССР.   

Одной из стержневых идей Концепции национальной безопасности РФ является усиление роли государства во всех сферах общественной жизни: политической, экономической, духовной. Эта идея прослеживается практически по всему тексту Концепции. Как, например, отмечено в программе партии "Единство", "только сильное государство способно реально обеспечить равные права и свободы граждан на всей территории страны, надежно защитить людей, их благополучие и покой от посягательств преступников, а наш общий дом - от внешних угроз". Журнал. Национальная безопасность и геополитика России. № 6-7 (23-24) 2001. Москва. С. 43.

 В Послании народу Казахстана Президент Н.А.Назарбаев также заостряет внимание на том, что для обеспечения своей независимости мы должны сильным государством и иметь надежные и дружественные отношения с соседями. Он также отдает приоритет государственной безопасности в первую очередь, сказав, что от коллективной безопасности каждый человек выигрывает значительно больше, чем когда удовлетворены его личные интересы, а безопасность общества находится на грани риска. Казахстан - 2030. Послание Президента страны народу Казахстана. "Раритет". Алматы. 2002. С. 21

Важнейшей проблемой, стоящей перед российским обществом, как и перед казахстанским, является обеспечение безопасности в сфере духовной жизни. В Концепции указывается, что "обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя ...защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни,...формирование государственной политики в области духовно-нравственного воспитания населения". Концепция Национальной безопасности Российской Федерации//Российская газета. - 2000. 18 января.

В Стратегии Развития Казахстана 2030, в разделе, посвященном национальной безопасности Президент Казахстана Н.А. Назарбаев говорит, что мы должны развивать у всех граждан Казахстана чувства патриотизма и любви к своей стране. С.22 Проблемы духовно-нравственного развития стоят остро в обоих государствах, по причине смены общественно-экономической формации и идеологии, ведется поиск своего места в мировом сообществе.  В Концепции национальной безопасности Российской Федерации рассматриваются национальные интересы, так как национальная безопасность любой страны строится на защите ее интересов. В основном  национальные интересы России и Казахстана совпадают по множеству параметров, так в них можно найти общее для обоих государств желание войти в мировое экономическое сообщество и создание благоприятных законодательных, политических и экономических условий для привлечения, как в Российскую, так и в Казахстанскую экономику инвестиций как отечественных, так и иностранных при этом приоритет должен быть отдан отечественному капиталу. Специальное внимание должно быть уделено мерам по привлечению к внутренним инвестициям капитала, вывезенного за рубеж.        Сильная президентская власть является важным условием обеспечения общественного согласия, если она действует с учетом интересов всех основных составляющих общества, а не отдельных его элементов. Национальная безопасность и геополитика России. № 11-12  (28-29) - 2001 Москва. С. 45

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.