Рефераты. Обеспечение национальной безопасности РК в контексте интеграционных связей стран СНГ (с 1991-2001г.г...

         Мы должны также, рассмотреть национальные интересы Республики Казахстан. В  законе Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» в статье № 4 перечисляются национальные интересы Республики Казахстан:

1)  обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

2)  сохранение общественного согласия и политической стабильности в стране;

3)  экономическое развитие на благо всего народа Казахстана;

4)  воспитание казахстанского патриотизма и укрепление единства народа Казахстана;

5)  сохранение и приумножение материальных и духовных ценностей казахстанского общества;

6)  незыблемость конституционного строя Республики Казахстан, в том числе государственной независимости, унитарного устройства президентской формы правления, целостности, неприкосновенности государственной границы и неотчуждаемости территории страны;

7)  устойчивое функционирование государственных институтов, укрепление и повышение эффективности их деятельности;

8)  обеспечение оснащенности и боевой готовности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан;

9)  безусловное исполнение законов и поддержание порядка;

10)     развитие международного сотрудничества на основе партнерства. [7, 29]

         Безопасность Республики Казахстан базируется на стратегии, учитывающей приоритеты и общие задачи политики в этой области и реализуемой через достижение целей безопасности. В 1999 году была принята Стратегия национальной безопасности на 1999-2005 годы. Это стало важным этапом в формировании действенной системы безопасности в нашей стране, работа по обеспечению безопасности страны приняла, более системный характер. В данном документе безопасность страны рассматривается в рамках шести основных сфер: внешняя безопасность, военная, экономическая, социально-политическая, экологическая, информационная безопасность.

         Стратегия позволила  комплексно рассматривать вопросы по безопасности и расширить понимание безопасности. Таким сферам безопасности, как информационная, экологическая, экономическая, социальная до 1999 года уделялось недостаточно внимания. Стратегия впервые констатировала, что при определенном негативном развитии все вышеперечисленные проблемы могут перейти в разряд угроз национальной безопасности.

         В Стратегии были выделены наиболее значимые угрозы нашей безопасности в среднесрочной перспективе. Это, в частности, очаги локальных конфликтов вблизи границ Казахстана, распространение экстремизма и терроризма, оружия массового поражения, прежде всего в азиатском регионе, снижение уровня боеспособности Вооруженных Сил, технологическое отставание страны, диспропорции в экономике, дефицит водных ресурсов, несанкционированный доступ к электронным базам и банкам данных и т.д. [11, 16 ]

         При разработке Стратегии были использованы опыт зарубежных стран, современные методики прогноза, выявления и оценки потенциала угроз национальной безопасности. Стратегия является программным документом, на основе которого принимаются меры по защите национальных интересов страны, осуществляется координация деятельности всех государственных органов и организаций в предотвращении и нейтрализации угроз национальной безопасности.


Вывод: Таким образом, при сравнении Концепции национальной безопасности Российской Федерации и Республики Казахстан, видно, что они имеют уникальные особенности. После развала СССР, Россия обратила свой взор на Запад, считая республики бывшего Союза "балластом" и "тормозом" для своего развития, и относилась к вопросам своей безопасности легкомысленно, уверовав в свою неуязвимость и направив все усилия, под руководством министра иностранных дел Козырева, на «выпрашивание» инвестиций у западных стран. В отличие от России, Казахстан всеми силами старался сохранить свою независимость, предлагая создание общих вооруженных сил с Россией; в ответ на создание Союза Славянских государств в Беловежской Пуще, отверг создание Центральноазиатского Союза, который мог бы привести цивилизационному противостоянию и предложил создание Содружества Независимых Государств. Казахстан отказался от ядерного оружия, хотя это было соблазнительным фактором отстаивания своих национальных интересов, на тот момент это был единственный логичный шаг, так как обладание им автоматически поставило бы Казахстан в один ряд с государствами "оси зла"  перечеркнуло бы надежды на экономическое развитие. Как известно, главнейшим фактором безопасности является сильная экономика, Китай, в свое время, отставая от развитых стран Запада и Японии и испытав национальное унижение, в настоящее время, восстанавливает историческую справедливость и становится по настоящему великой державой, добившись потрясающих экономических успехов и нарастив свой военный потенциал. По примеру Китая, должен пойти и Казахстан, что он и делает в настоящее время, развивая экономику.

         По основным параметрам национальные интересы России и Казахстана совпадают, таким как: экономическое развитие во благо народов государств; усиление государства во всех сферах жизни; развитие духовно-нравственного наследия и патриотизма, интеграция стран СНГ (в Концепции РФ по национальной безопасности говорится: исходя из современных геополитических интересов реальностей и российских внешнеполитических интересов, обеспечение жизненно важных интересов Российской Федерации связано прежде всего, с развитием отношений с ближайшими соседями - в первую очередь с теми, которые входят в СНГ) Национальная безопасность и геополитика России. № 9-10, 2001 С. 163 и т. д. Но в таких вопросах как международные отношения имеются существенные различия, в силу разного военно-политического веса.

         Так, Россия готова пойти на крайние меры, вплоть до вооруженной агрессии в вопросах защиты своих интересов. Следует заметить, что в числе авторов Концепции национальной безопасности РФ состоит А.Дугин, являющийся советником Председателя Госдумы и  автором фундаментального труда "Геополитическое будущее России", известного своим неоднозначным отношением к Казахстану и Центральной Азии. Он предлагает поделить Центральную Азию на зоны влияния между Россией и Ираном, называя эту территорию "Русским Туркестаном", что не  может не вселять тревогу. Авторы предлагают в качестве политики отстаивания национальных интересов России защиту русскоязычного населения вне ее пределов, здесь красной нитью проходит мысль о том, что во всех республиках бывшего СССР русскоязычное население подвергается дискриминации. Так, в журнале "Национальная безопасность и геополитика России" политолог С.Косаренко говорит, что "в интересах нормального функционирования и развития Великой России ее государственные границы должны в основном совпадать с границами исторически сложившегося расселения народов, образующего российский суперэтнос. Стало быть, речь идет помимо России - РФ в ее сегодняшней неполноценной - с этно- и геополитической конфигурации, также о Белоруссии, о Северном Казахстане и Семиречье с Алма-Атой (точнее казачьим г. Верный). Национальная безопасность и геополитика России. № 9-10 (26-27) 2001. С. 121

         Россия старается вернуть свой бывший статус великой державы, хотя по мнению З. Бжезинского Россия в настоящее время является лишь региональной державой, восстанавливая былые зоны влияния на пространстве СНГ.   

         Кроме того, анализируя российскую политику в области безопасности, следует учитывать, что официальная государственная доктрина может отличаться от ее реального содержания. Этот тезис особенно важен для обеспечения безопасности Казахстана. Подобные расхождения между официальной концепцией и реальной политикой обнаруживаются при внимательном анализе других российских документов в сфере безопасности, внешней политики стратегических интересов России. Суть большинства рекомендаций этих неофициальных, но влияющих на принятие Москвой политических решений, документов сводится к тому, что Россия должна отстаивать свои интересы и свою безопасность в ущерб суверенитету и безопасности остальных членов Содружества. К сожалению, при проектировании концепции национальной безопасности РК данный фактор следует рассматривать как долгосрочный.

         Работа над концепцией внешней политики Казахстана шла постоянно на протяжении десяти лет. Концепция внешней политики утверждалась на Совете Безопасности дважды: в 1995 и 2000 годах.

         Концепция рассматривалась дважды по причине  смены международной ситуации, геополитического окружения, по причине наступления глобализации. На данный момент, имеется четко обозначенная концепция национальной безопасности, в которой говорится, что единственный и самый разумный шаг в отстаивании национальных интересов - разумная многовекторная дипломатия.  Укрепление связей в первую очередь с Россией, Китаем, Центральноазиатскими государствами, а также с США, международными институтами и форумами; освоение богатых природных ресурсов и развитие патриотизма и любви к своей стране.

        

1.2 Нормативные документы и межправительственные соглашения, материалы  совещаний стран СНГ, направленные на обеспечение национальной безопасности.

         Интеграционные процессы на постсоветском пространстве, в аспекте их государственно-политического, социально-экономического и культурного развития, представляют особый интерес.

         Особенности региональной интеграции в СНГ связаны с тем, что данный процесс очень тесно сопряжен с процессом незавершившейся дезинтеграции распавшегося Советского Союза. Во многом несмотря на "давление" ряда объективных обстоятельств, до сих пор неясно, что превалирует на постсоветском пространстве, действительно мощная инерция советского наследия, или тенденция к интеграции, связанная с ростом экономической и политической базы суверенитета.

         В период 1991 - 1993 гг. несмотря на создание института СНГ, стремительное разрушение социально-экономических связей заставило большинство постсоветских государств усиленно наращивать базу национальной независимости и в то же время, соглашение о создании СНГ, само по себе, было документом, направленным на обеспечение "цивилизованного развода" постсоветских стран. В частности, в Соглашении о создании Содружества Независимых Государств в статье 5 и 6 есть такие установки о том, что Стороны признают и  территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках содружества; Стороны обязуются сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности; государства-члены Содружества будут сохранять, и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием; они также совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил и т.д. Казахстан - международные договоры с государствами-участниками СНГ (с декабря 1991 по декабрь 1996 года). Алматы, Баспа, 1997. С. 9. Следующим шагом по обеспечению безопасности молодого независимого государства Казахстан был Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией. В нем, стороны считая, что укрепление дружественных отношений, добрососедства, сотрудничества и взаимопомощи между  Республикой Казахстан и Российской Федерацией отвечает коренным национальным интересам народов обоих государств, служит делу мира и безопасности. И договорились что, будут строить свои отношения как дружественные государства, последовательно руководствуясь принципами взаимного уважения государственной и территориальной целостности, мирного урегулирования споров и неприменения силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления, равноправия и невмешательства во внутренние дела. А также Стороны договорились о взаимодействии в целях укрепления мира и безопасности как в региональном, так и в глобальном измерениях; о проведении согласованной внешней политики, способствующей эффективности создаваемых систем и механизмов коллективной безопасности; о взаимодействии в обеспечении надежной совместной обороны в рамках общего военно-стратегического пространства на основе согласованных положений своих военных доктрин и принципа оборонной достаточности; об оказании необходимой военной помощи в случае  агрессии против одной из сторон. Стороны также обязались признавать и уважать территориальную целостность друг друга, запрещать и пресекать в соответствии со своим законодательством создание и деятельность на своих территориях организаций и лиц, направленных против независимости, территориальной целостности обоих государств, либо на обострение межнациональных отношений. Также был заключен важнейший для Казахстана Договор о военном сотрудничестве между Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Стороны руководствуясь Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между государствами от 25 мая 1992, учитывая ранее достигнутые договоренности о сотрудничестве в области обороны в рамках СНГ, в интересах обеспечения коллективной безопасности, договорились о следующем:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.