Рефераты. Колониальная и внешняя политика Великобритании в конце XIX – начале ХХ вв. и место в ней Д. Ллойд Дж...

       Но долго так продолжаться не могло, нужно было решать эту проблему раз и навсегда и Чемберлен решает действовать. Но руководство Южной Африке время не теряло, президент Крюгер усиленно вооружал буров, тем более что это никто не мог ему запретить, так как в результате набега Джемсона правительство Крюгера оказалось в состояние самозащиты. И благодаря этому набегу, Крюгер получил необходимые ему средства, так как ему был выплачен крупный штраф, который и пошёл на приобретение артиллерии, пушек «Максим», ружей и военной амуниции. Около Йоханнесбурга было  возведено два больших блиндированных форта, орудия которых постоянно были обращены своими жерлами в сторону скопища подозрительных уитлендеров, кроме того, Крюгер решил вооружить всех проживающих на территории Капа, кто готов был бороться против господства англичан.

       Кабинет Великобритании, так же в этой ситуации не имел право дремать и вместо пожилого чопорного лорда Росмида, в феврале 1897 г. пост губернатора Капской колонии и верховного комиссара Южной Африки занял молодой сэр Альфред Милнер. И было очевидно, что «его посылали в Южную Африку не за тем, чтобы он играл в Капе роль праздного вице-короля или терпеливого дипломата в сношениях с президентом Крюгером. Его посылали диктовать свою волю, действовать в качестве человека, облечённого высокой властью, укрепить английское господство»[7].  

       На первом этапе своего пребывания в Капе Милнер вёл осторожную в некотором виде даже заигрывавшую политику с африкандерами. Но уже через год после назначения, заговорил угрожающим голосом настоящего губернатора и рьяно обрушился с критикой на политику Крюгера, возложив на него ответственность за все неурядицы в Южной Африке.

       Крюгер вместо того, чтобы уйти в тень на некоторое время дабы не обострять отношения с Английским Правительством, наоборот выступает с речью, где заявляет, что Траансваль должен стать центром сопротивления всех тех голландцев, которые под его непосредственным руководством в Оранжевом свободном государстве и Капской колонии будут стремиться сбросить английское иго и создать в Южной Африке  обширную республику голландского языка, простирающуюся от Капа до Замбези. Милнер, безусловно, оппонирует Крюгеру и заявляет, что с этого момента Трансвааль становится для английских поселенцев Капской колонии опорным пунктом против голландского большинства. Долго такая заочная перепалка продолжаться не могла и 31 мая в столице Оранжевой республике – Блумфонтейне состоялись переговоры между сэром Альфредом Милнером и президентом Крюгером. Милнер требовал признать избирательное право всех английских граждан проживающих в Южной Африке не менее 5 лет. Крюгер выдвинул свой проект с большими уступками для Милнера, но сэр Альфред с самого начала старательно подчёркивал, что он ведёт переговоры с Крюгером не как с равным, а как с вассалом, которому он намерен продиктовать условия их взаимной дружбы. Крюгер не подчинился, и 6 июня переговоры были прерваны.   

       Крюгер решился на смелый шаг. Он заявил, что намерен вне­сти в фольксраад тот самый контрпроект, который сэр Альфред Милнер отказался принять за основу для переговоров, — этот проект Крюгер хотел положить в основу нового избирательного закона и 23 июля законопроект был принят народным советом в Претории. Британское правительство оказалось в большом затруднении. Британское правительство попыталось возобновить переговоры с тем, чтобы при помощи совместно проведенного обследования внести улучшения в новый избирательный закон. На этот раз переговоры открылись в Пре­тории между дипломатическим представителем Англии и госу­дарственным секретарем Рейтцем. Британский агент выразил пожелание, чтобы избирательный закон был пересмотрен на основе предложений, сформулированных 31 мая сэром Альфре­дом Милнером в Блумфонтейне, но это было лишь пожеланием. В действительности дело сводилось к тому, чтобы столковаться, каким способом лучше всего исправить в дружественном порядке июльский избирательный закон.

       На этот раз Крюгер ошеломил английского представителя тем, что 14 августа, через 2 дня после начала переговоров, не­ожиданно опередил желание, выраженное английским правитель­ством. Он согласился принять принцип 5-летней оседлости, на котором настаивал сэр Альфред Милнер в Блумфонтейне. Кроме того, он заявил о своей готовности образовать 8 новых округов в Витватерсранде, причём новые граждане должны были поль­зоваться абсолютно теми же гражданскими правами, как и корен­ное население, в том числе и правом участия в избрании прези­дента. Но взамен он потребовал от английского правительства недвусмысленного заявления, что данное вмешательство во вну­тренние дела Трансвааля является последним; английское пра­вительство должно было отказаться от утверждения своего сюзе­ренитета по отношению к внутреннему управлению Транс­вааля. Наконец, Крюгер требовал установления арбитража для улажевания конфликтов, могущих возникнуть в будущем между обоими правительствами[8].

       Вопрос об арбитраже был поднят Крюгером еще в Блумфон­тейне. Он, несомненно, полагал, что английскому правительству будет трудно игнорировать это предложение в такой момент, ко­гда открылись заседания Гаагской конференции, где именно бри­танский представитель выступил с предложением употребить все усилия для установления регулярной процедуры международ­ного арбитража. Но империалист, каким был сэр Альфред Мил­нер, уклонился от этого: он заявил, что арбитраж невозможен даже между двумя дружественными государствами, если рассмо­трению подлежит вопрос, как обращаются с подданными одного из этих государств в другом государстве. Однако сэр Альфред Милнер допускал, чтобы после урегулирования спорного в дан­ное время вопроса определенным соглашением между лондон­ским правительством и правительством Претории истолкование отдельных статей этого соглашения в тех случаях, когда смысл их окажется неясным, было подчинено «правильной и автомати­чески применяемой» процедуре третейского разбирательства при том единственном условии, чтобы в этом третейском суде ни в крем случае не участвовали иностранцы. Крюгер в августе со­гласился на это требование сэра Альфреда Милнера. Он только настаивал, чтобы в состав будущей арбитражной комиссии до­пускались не только англичане, подданные различных англий­ских колоний, и трансваальские граждане, но и граждане Оран­жевой республики. Это была серьезная уступка; она в известной мере означала включение Южно-африканской респу­блики в Британскую империю.

       Но вместо того, чтобы успокоиться, Чемберлен обвинил Крюгера в том, что тот «увиливает от прямых ответов», что он «проводит реформы через час по чай­ной ложке». Предложения, сделанные сэром Альфредом Милнером в Блумфонтейне, он назвал умеренными — такими умеренными, что многие усматривают в них проявление слабости. «Меньшего мы требовать не можем и на меньшее мы не можем согласиться... К чему мы придем, к миру или войне? Это зависит от президента Крюгера и его поклонников... Скажет ли он нужное слово? Время идет. Положение создалось слишком напряженное, чтобы допускать постоянные отсрочки. Узел должен быть развязан или его придётся разрубить»[9]. Это было знаменательным предисловием к депеше, которую на следующий день английское правительство отправило трансваальскому. Лондон настаивал в этой депеше на необходимости покончить с всякими предварительными усло­виями предоставления избирательного права, которых упорно требовало трансваальское правительство и которые могли бы уничтожить благодетельное действие предложенной реформы. Британское правительство отказывалось взять на себя обяза­тельство воздерживаться в будущем от всякого вмешательства в дела республики; наконец, оно напоминало, что вопрос об изби­рательном праве не является единственным вопросом, интере­сующим уитлендеров, и выдвигало новое требование: одновре­менно с вопросом об избирательном праве урегулировать все вопросы, связанные с положением уитлендеров.

       Каждая уступка, сделанная Крюгером, вызывала, таким образом, новые требования со стороны английского прави­тельства, продемонстрировавшего на весь мир, что оно наме­рено выжать из Трансвааля все до последней капли. Прези­дент Крюгер мог ответить лишь отказом или безусловной капи­туляцией. Он избрал первое и взял обратно предложение, сделанное в августе. Намерено ли было английское правитель­ство ответить на это немедленным предъявлением ультиматума? Несомненно, к этому сводилось предложение Чемберлена на заседании кабинета, происходившем в Лондоне 8 сентября. Но в ноте, отправленной в тот же день из Лондона в Преторию, чувствуется умеряющее влияние лорда Солсбери. Нота была составлена в вежливой форме и содержала повторную просьбу к трансваальскому правительству не брать обратно своих авгу­стовских предложений и лишь в случае отказа оставляла за Англией право принять более энергичные меры. Кроме того, нота выдвигала один новый вопрос: Англия требовала для предста­вителей Ранда в парламенте Претории права пользоваться английским языком на тех же основаниях, как и голландским. Это было как нельзя более справедливо. Разве голландцы не поль­зовались правом говорить на своем языке в парламенте Кейптауна? Крюгер поступил бы благоразумно, если бы согласился на это предложение или, по крайней мере, передал его на рас­смотрение фольксраада, выбранного на основании нового изби­рательного закона. Но он ответил резким отказом, и этим более чем ясно показал, что противопоставляет британской непримиримости такую же непримиримость. Было бы бесполезно под­робно излагать содержание нот, которыми после этого обменялись оба правительства. Всем уже было ясно, что война неизбежна. 9 октября президент Крюгер предъявил ультиматум, равносиль­ный объявлению войны. За объявлением войны Трансваалем последовало объявление войны Оранжевой республикой. Таким образом, начались враждебные действия между Британской империей и всеми теми представителями белой расы в Южной Африке, которые еще не зависели от английского правительства. По странной иронии судьбы первая война, которую Англия вела после того, как она усвоила приемы «новой (чемберленовской) дипломатии», была войной против маленького народа тевтонского происхождения, гораздо более чисто тевтонского, чем английский народ.

       Война застала Англию неподготовленной. Это  кажется на первый взгляд странным, если принять во внимание, что непосредственной причиной падения либерального кабинета в июне 1895 г. была беспечность, царившая в канцеляриях военного ведомства. И действительно, когда у власти стал новый кабинет, можно было подумать, что он твердо намерен повести решительную политику в этом отношении, но нечего подобного. У этой беспечности может быть только одно объяснение, Англия, плохо осведомлённая Сесилем Родсом и своими экспедициями, во время которых она сталкивалась лишь с недисциплинированными и трусливыми ордами, недооценила не только численность, но и моральные качества, и боеспособность противника. Кабинет и страна ожидали либо безоговорочной капитуляции, либо в худшем случае быстрого продвижения английской армии на Йоханнесбург и Преторию, с незначительными стычками. А Крюгер наоборот всячески хотел спровоцировать англичан, зная действительные свои возможности.

       И всё началось. Английскими войсками в Натале командовал сэр Джордж Уайт. Он имел в своём распоряжении около 12 тыс. человек; они были сосредоточены на английской территории, вклинившейся острым углом между Трансваалем и Оранжевой республикой. Уайт смело двинулся на север, по направлению к границе, не ожидая сопротивления со стороны буров, но вдруг английские войска начали теснить и справа, и слева и после ряда упорных боёв, потерпев тяжёлое поражение, были отброшены к Ледисмиту. Вскоре был нанесён ещё один удар, Уайт был окружён и всякая связь со столицей Наталя – была прервана. Продолжилось систематическое наступление буров и уже к 10 ноября они дошли до города Коленсо и реки Тугелы. Вскоре последовало объявление о присоединение всего округа Ледисмита к Оранжевой республике. Буры приблизились к Дурбану.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.