23
СОДЕРЖАНИЕ
В Российской Федерации и других суверенных государствах СНГ в настоящее время идет процесс создания национальной системы бухгалтерского учета, основанной на международных стандартах.
Начало в этом направлении положил закон “О бухгалтерском учете” от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ.
Организации, включая малые предприятия, получили возможность самостоятельно вести свою хозяйственную деятельность. Важным нормативным актом является принятие Федерального закона « Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства», который вступил в силу с 1 января 1996 года.
Сложность в учете и отчетности, множественность налогов, недостаточная квалификация бухгалтеров предприятий малого бизнеса - все это приводило к неправильному исчислению либо неуплате налогов.
Новый закон дает возможность малым предприятиям перейти на упрощенную систему налогообложения, при которой юридические лица освобождаются от всех федеральных, региональных и местных налогов.
Вместо них такие предприятия будут уплачивать только один (единый) налог с валовой выручки или совокупного дохода, исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период.
Настоящая выпускная работа ставит своей целью разработать рекомендации по ведению учета и отчетности субъектами малого предпринимательства.
В качестве объекта исследования было взято малое предприятие «Екатерина» г. Ростова-на-Дону. На примере этого предприятия был осуществлен анализ финансового состояния по данным бухгалтерской отчетности и баланса, даются выводы и предложения по результатам анализа.
Первым условием для применения упрощенной системы является предельная средняя численность работников -- до 15 человек (включая различного рода договорников и работающих в филиалах).
Второе условие -- совокупный размер фактической выручки за предшествующий период должен не превышать сумму стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законода-тельством Российской Федерации.
Так, например, если установленная минимальная месячная оплата труда составляет 83 490 руб. (с 01.01.97 г минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом от 09.01.97 № 6 ФЗ, составляет 83 руб. 49 коп. (с 01.01.98 r)), то валовая выручка должна быть не более 27 554,46 руб. за один рабочий день (83 490 х 100 000):(25,25 х 12 мес.).
В соответствии с п. 2 ст. 2 данного Федерального закона РФ под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не подпадают организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредит-ные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессио-нальные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других катего-рий, для которых Министерством финансов Российской Федерации установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения является совокупный доход или валовая выручка, полученные за отчетный период. Выбор объекта налогооб-ложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно письму ГНС РФ от 06.02.96 № НП-6-02/77 «О порядке применения Федерального закона Российской Федерации от 29.12.95 № 222-ФЗ «0б упрощенной системе налогообложения, учета и от-четности для субъектов малого предпринимательства» при подаче заявления на право применения упрощенной системы необходимо указать размер выручки на первый день квартала перехода: в условиях работы по-новому она должна быть выше, чем прежде. Для исчисления величины совокупного дохода нужно обязательно учитывать фактические производственные затраты. Пример отчета о таких затратах за квартал приведен в таблице 1.
Таблица 1
ОТЧЕТ
О ФАКТИЧЕСКИХ ЗАТРАТАХ И РАСХОДАХ НА ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) ПО НОМЕНКЛАТУРЕ, УСТАНОВЛЕННОЙ СТАТЬЕЙ 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29.12.95 № 222-ФЗ ЗА II КВ. 1998 Г.
Номенклатура затрат
Сумма,
тыс. руб.
Стоимость материальных ресурсов
856
Текущие затраты по содержанию и эксплуатации основных производственных фондов
19
Затраты на аренду производственных помещении и транспорт-ных средств
42
Проценты за пользование кредитными ресурсами банков
5
Стоимость оказанных производственных услуг
35
НДС, уплаченный поставщикам
171
Налог на приобретение автотранспортных средств
58
Отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды
48
Таможенные платежи, госпошлины и лицензионные сборы
24
Итого
1258
Налоговая организация по месту постановки субъекта малого предпринимательства на налоговый учет выдает ему (по его письмен-ному заявлению) годовой патент, удостоверяющий право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.
В соответствии с п. 4 статьи 5 вышеуказанного Федерального за-кона РФ письменное заявление подается предпринимателем за один месяц до начала очередного квартала при соблюдении следующих условий:
если общее число работников, занятых в организации, не пре-вышает предельной численности, установленной данным Федераль-ным законом;
если организация не имеет просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчет-ный период;
если организацией своевременно сданы необходимые расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный пе-риод.
Оплата стоимости патента засчитывается в счет обязательства по уплате единого налога организации.
Для индивидуальных предпринимателей годовая стоимость патен-та является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период.
Сведения о форме патента, его назначении и порядке заполнения приведены в Приказе ГНС РФ от 24.01.96 № ВГ-3-02/5 «Об утверж-дении форм документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства».
По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квар-тал) организация представляет в налоговый орган (в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом) расчет подлежа-щего уплате единого налога.
Приказом Госналогслужбы РФ от 24.01.96 № ВГ-3-02/5 установ-лена типовая форма № 7 расчета единого налога для организаций -- субъектов малого предпринимательства, уплачивающих налог как от валовой выручки, так и с совокупного дохода.
Несмотря на сложность заполнения этого расчета (он содержит свыше 40 показателей), методические указания по его составлению отсутствуют, нет источников информации. Учитывая это, субъектам малого предприни-мательства можно использовать как источники для последующего заполне-ния указанного расчета Госналогслужбы следующие учетные регист-ры: отчет о фактических затратах (таблица 1) и расчет единого налога по результатам хозяйственной деятельности субъекта (таблица 2).
Для заполнения рекомендуемого отчета и расчета используются данные книги учета хозяйственных операций и деятельности субъек-тов малого предпринимательства формы № К-1 (таблица 4).
РАСЧЕТ
ЕДИНОГО НАЛОГА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
За II кв. 1998 г.
Показатели
Код стро-ки
Величина показателей
А
2
3
Общая численность работающих
01
14
Из них:
по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера;
02
в филиалах и подразделениях
03
Сумма совокупной валовой выручки, включая выручку от реализации имущества и внереализационные доходы,
руб.:
за отчетный период (II кв.)
04
1 850 000
фактическая за предыдущий отчетный год
05
6 800 000
то же, в расчете на один рабочий день (стр. 04: :(25,25х3 мес.)
06
24 422
По нормативу, исчисленнному по минимальному размеру оплаты труда (83,49 руб. в месяц) на день перехода на упрощенную систему, руб.:
в расчете на год (ВЗ^хЮО 000 раз)
07
8 349 000
то же, в расчете на один рабочий день (стр. 07: :(25.25х12 мес.)
08
27 554
Стоимость фактически использованных за И кв. затрат
09
1 258 000
и расходов на производство товаров, работ и услуг (см.
табл. 1) 1
Сумма совокупного дохода за 11 кв (стр. 04--стр. 09)
10
592 000
Годовая стоимость патента № 0130496 от 15 февраля 1998 г., выданного местным налоговым органом с учетом ставок единого налога, установленных решением органа государственной власти субъекта (стр. 04х4 кв.х10%)
11
740 000
Сумма начисленного единого налога (ЕН) или выплаты годовой стоимости патента за отчетный II кв. на валовую выручку -- всего (стр. 04х10%)
12
185 000
В том числе:
в федеральный бюджет (стр. 04х3,33%)
13
61 605
в бюджет субъектов, и местный бюджет (стр. 04х х6,67Ж)
123 395
То же на совокупный доход -- всего (стр. 10х30%)
15
177 600
в федеральный бюджет (стр. 10х10%)
16
59 200
в бюджет субъектов и местный бюджет (стр. 10х20%)
17
118 400
Затраты на производство, связанные с содержанием работающего персонала за II квартал, в руб.:
расходы на оплату труда
18
22 680
отчисления на государственное социальное страхо-вание и обеспечение (стр. 18х39%)
8 845
Прибыль за отчетный квартал от реализации товаров, работ и услуг (стр. 04--стр. 09--стр. 12--стр. 18--стр. 19)
20
375 475
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9