Рефераты. Учет основных средств

2.4 Особенности учёта основных средств у арендодателя (лизингодателя)

Аренда - основанное на договоре возмездное (за плату) временное владение и пользование или временное пользование имуществом, которое не теряет своих натуральных свойств в процессе его использования (непотребляемые вещи). В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и пр.

Отношения арендодателя и арендатора устанавливаются договором аренды, его общие принципы регулируются ст. 607 ГК РФ. В договоре указываются состав и стоимость передаваемого в аренду имущества, размер арендной платы и форма её уплаты, срок аренды, обязанности арендатора и арендодателя по содержанию имущества, условия возврата или выкупа, а также улучшения арендованного имущества.

Арендная плата устанавливается в виде твёрдой суммы платежей или путём предоставления услуг, передачи вещи, а также на основе принятой доли от продукции, плодов и доходов, полученных в результате использования арендуемого имущества.

В договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.

Арендодатель обязан выполнить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, а арендатор - поддерживать имущество в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если договором не предусмотрено иное.

Различают текущую (операционную) аренду отдельных объектов основных средств, долгосрочную аренду целого комплекса основных средств (предприятий) и лизинг (финансовую аренду) как с правом выкупа, так и без него.

Самым главным в учете аренды считается то, что сданное в аренду имущество учитывается на балансе у арендодателя. Это приводит к некоторому парадоксу: имущества нет на предприятии, а на балансе оно продолжает числиться по дебету счета 01 «Основные средства». Напротив, там, где это имущество эксплуатируют, на балансе его нет.

Записи у арендатора рассматриваются в главе 1.9 «Учет имущества, не принадлежащего организации на праве собственности». Особенности имеет учет основных средств, предоставляемых в лизинг. В соответствии с ГК РФ по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Основопола-гающие нормы, регулирующие лизинговые отношения, определены в Федеральном законе «О лизинге».

Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты.

Субъектами лизинга (физическими или юридическими лицами) выступают:

лизингодатель, который за счет привлеченных и (или) собст-венных средств приобретает в собственность имущество и предос-тавляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю;

лизингополучатель, который обязан принять предмет лизинга за определенную плату на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;

продавец, который в соответствии с договором купли-прода-жи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга.

Под лизинговыми платежами понимается общая сумма плате-жей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотрен-ных договором услуг, а также доход лизингодателя.

Лизингополучатель за свой счет осуществляет техническое обслуживание предмета лизинга и обеспечивает его сохранность, а также осуществляет капитальный и текущий ремонт предмета ли-зинга, если иное не предусмотрено договором.

Имущество, переданное в лизинг, в течение всего срока дейст-вия договора остается в собственности лизингодателя.

Отражение операций финансовой аренды (лизинга) в бухгалтерском учете зависит от того, на чьем балансе - лизингодателя или лизингополучателя - будет учитываться имущество в соответствии с условиями договора.

Эта деятельность для лизинговой фирмы является обычной и в случае учета лизингового имущества на балансе лизингодателя может в его учете отражаться по схеме учета аренды. Но порядок бухга-лтерских записей будет несколько иным.

Приобретено лизинговое имущество:

Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»,

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Учтен НДС:

Д-т сч. 19-1 «Налог на добавленную стоимость по приобретен-ным ценностям»,

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Принято к учету имущество, предназначенное для сдачи в аренду по договору лизинга:

Д-т счет. 03 «Доходные вложения в материальные ценности»,

К-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Если по условиям договора лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то его передача с баланса лизингодателя будет отражаться аналогично его продаже.

Обоснование экономической целесообразности заключения договора лизинга, подбор удобных механизмов взаимодействия сторон, выбор конкретных условий договора являются, несомнен-но, существенным моментом договорной и фи-нансовой политики лизингодателя и лизингополучателя.

2.5 Инвентаризация и переоценка основных средств

Достоверность данных текущего бухгалтерского учета и отчетности по основным средствам обеспечивается проведением инвентаризации.

В соответствии со ст. 12 Закона «О бухгалтерском учете» и По-ложением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (в редакции Минфина РФ от 30.12.99 ПБУ 6/01 (с изменениями и дополнениями) количество проводи-мых в отчетном году инвентаризаций основных средств, даты их проведения и перечень проверяемых объектов определяются са-мой организацией. Однако инвентаризация основных средств может осуществляться не реже одного раза в три года, а библио-течных фондов -- один раз в пять лет, исключение составляют случаи, когда проведение инвентаризации обязательно:

а) при передаче объектов основных средств в аренду, при их выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

6) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, имея в виду, что организации имеют право не чаще одного раза в год (на начало года) производить переоценку основных средств по восстановительной стоимости;

в) при смене материально ответственных лиц (на день прием-ки-передачи дел);

г) при установлении фактов недостачи, хищения, злоупотреб-ления или порчи имущества;

д) в случаях пожара, стихийных бедствий, других чрезвычай-ных ситуаций;

е) при ликвидации (реорганизации) предприятия перед со-ставлением ликвидационного (разделительного) баланса и в дру-гих случаях в соответствии с законодательством;

ж) при проведении переоценки основных средств по реше-нию организации-собственника (не чаще одного раза в год) на начало года;

з) при передаче организаций, их структурных подразделений, а также зданий и сооружений другому собственнику

Инвентаризация проводится либо постоянно действующей, либо рабочей инвентаризационной комиссией, утвержденной приказом руководителя организации, которая проверяет наличие и использование основных средств, выявляет неиспользуемое имущество (оборудование, машины и т.д.) и составляет инвента-ризационную опись основных средств. При инвентаризации недвижимости (зданий, сооружений и т.д.), а также земельных уча-стков комиссия проверяет наличие документов, подтверждаю-щих право собственности на это имущество.

Инвентаризационная опись составляется по местонахожде-нию объектов основных средств и материально ответственным лицам. При этом по неиспользуемым объектам составляется отдельная опись. Все описи подписываются членами комиссии, материально ответственными лицами и передаются в бухгалте-рию.

Если при инвентаризации выявляются объекты, которые не отражены в учете, то они оцениваются по ценам воспроизводст-ва и вносятся в опись. На основные средства, принятые в аренду, составляется отдельная опись.

Если в процессе инвентаризации установлено, что по отдель-ным объектам основных средств изменилась первоначальная стоимость, например, пристройка новых помещений, надстрой-ка этажей или снос некоторых конструктивных элементов, кото-рые не нашли отражения в бухгалтерском учете, то комиссия должна на основе соответствующих документов определить уве-личение (уменьшение) первоначальной стоимости объекта и отразить в описи. При этом необходимо составить акт и указать причины и лиц, виновных в несвоевременном отражении соот-ветствующих изменений в учетных регистрах.

Основные средства, непригодные к эксплуатации вследствие полной амортизации, порчи, показываются в отдельной описи, где приводится информация о времени их ввода в эксплуатацию и о причинах непригодности.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета (на основе инвентарных карточек, описей и других документов) подлежат регулированию. Они обобщаются в ведомости результатов ин-вентаризации, которая имеет следующий вид:

Ведомость результатов инвентаризации (руб.)

№ п/п

Наимено- вание

счета

Номер

счета

Результат

инвента-

ризации

уста-

новле-

на

порча

иму-

щества

Из общей суммы недостач и

потерь от порчи имущества

недо-

стача

изли-

шек

зачте

но по

пере

сорти-

це

списа-

но в

преде-

лах

норм

убыли

-

отне-

сено

на ви_

нов-

ных

лиц

списа_

но на

финна-нсовые

резуль_

таты

сумма

сумма

сумма

1

Основные

средства

01

12 000

-

-

-

-

12 000

2

Нематери-

альные ак_

тивы

04

5000

-

-

-

5000

-

Ит.д.

Руководитель Главный бухгалтер Председатель инвентаризационной

комиссии

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.