Рефераты. Учет основных средств

Следует отметить, что сделки между коммерческими органи-зациями по операциям дарения (приемки-передачи) основных средств противоречат положению Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая, статья 575 п. 4) о запрещении да-рения в отношениях между коммерческими организациями, а потому безвозмездное получение основных средств возможно только от некоммерческих организаций и физических лиц.

Приобретение и использование основных средств, принадле-жащих нескольким собственникам на правах долевого участия, отражаются в бухгалтерском учете в порядке долевой собственно-сти участников на основе соответствующего соглашения между сторонами. При невозможности распределения долей собствен-ности между участниками законодательным путем эти основные средства принимаются на учет в равных долях.

Учет объектов долевой собственности ведется каждым участ-ником на счете 01 «Основные средства» в соответствии с вкладом участника. При этом участники могут увеличить свою долю за счет так называемых отделимых улучшений общего имущества либо могут продать, передать в залог свою долю собственности. Расходы по содержанию общего имущества и уплате налогов за это имущество несут все участники долевой собственности про-порционально их долям. Соответственно продукция и доходы от использования общего имущества распределяются по долям уча-стия собственников.

Синтетический учет выбытия основных средств

Списанию с бухгалтерского баланса подлежат объекты основных средств, которые передаются (выбывают) или постоянно не используются для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, для управленческих нужд организации.

В соответствии с действующим порядком с балансов органи-заций на основе унифицированных форм первичных документов могут быть списаны основные средства, пришедшие в состояние непригодности и подлежащие ликвидации вследствие физичес-кого и морального износа, аварий, стихийных бедствий, наруше-ний нормальных условий эксплуатации, а также в связи с продажей, безвозмездной передачей, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий (цехов) и по другим причинам.

Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 «Ос-новные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». По его дебету отражается стоимость выбывшего объекта, а в кредит списывается сумма накопленной амортиза-ции. По окончании процесса выбытия остаточная стоимость объ-екта списывается на дебет счета 91 « Прочие доходы и расходы» с кредита счета 01 «Основные средства».

Причины выбытия основных средств могут быть сгруппированы следующим образом:

· продажа объектов юридическим или физическим лицам;

· передача по договорам дарения объектов другим организациям и лицам в соответствии с законодательством;

· ликвидация, включая частичную, вследствие аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций;

· передача объектов в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;

· списание в случаях физического или морального износа;

· списание объектов, сданных в аренду с правом выкупа, на мо-мент перехода собственности на них к арендатору.

Для определения непригодности основных средств, невоз-можности и экономической нецелесообразности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления документа-ции на списание таких объектов в организациях создаются посто-янно действующие комиссии, в состав которых включаются глав-ный инженер (или заместитель), начальники соответствующих структурных подразделений, главный бухгалтер (или замести-тель), а также лица, на которых возложена материальная ответст-венность за сохранность основных средств. По решению руково-дителя организации в состав комиссии могут быть включены и другие специалисты, если в этом есть техническая необходимость.

Комиссия осуществляет следующие функции:

· осматривает ликвидируемые объекты с использованием тех-нической документации (поэтажных планов, техпаспорта объек-та и др.), данных бухгалтерского учета и другой информации;

· определяет невозможность восстановления и дальнейшей эксплуатации объекта;

· устанавливает причину списания объекта (авария, стихийное бедствие, нарушение нормальных условий эксплуатации, рекон-струкция, износ и т. п.);

· выявляет лиц, виновных в преждевременном выбытии объек-та из эксплуатации, а также вносит предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с действующим законода-тельством;

· устанавливает возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов и оценивает их по ценам возможной реали-зации;

· осуществляет контроль за изъятием из объекта драгоценных металлов, годных узлов и сдачей их на склад;

· составляет акты на списание объектов типовой формы.

При ликвидации объекта в связи с реконструкцией, расшире-нием и техническим перевооружением действующих организа-ций комиссия проверяет соответствие предъявленных к списа-нию объектов программе реконструкции и делает в акте на спи-сание ссылку на конкретный пункт программы.

В актах на списание обязательно приводятся данные о датах изготовления или постройки и ввода в эксплуатацию; сроке по-лезного использования; первоначальной стоимости; сумме амор-тизации, начисленной на момент выбытия; количестве прове-денных капитальных ремонтов; причине списания; стоимости материальных ценностей, полученных при разборке (демонтаже) объекта. По основным средствам, списываемым в результате сти-хийных бедствий и аварий, к акту должна быть приложена справ-ка компетентной организации о стихийном бедствии либо копия акта об аварии с указанием причин и виновников. Акты на спи-сание утверждает руководитель ор1анизапии, после чего осуще-ствляются демонтаж и разборка объектов. Инвентарные карточ-ки по выбывшим объектам хранятся в течение срока, определяе-мого руководителем организации.

После разборки (демонтажа) и опенки отдельных узлов (дета-лей), материалов, которые могут быть использованы в организа-ции или проданы, они приходуются на дебет счета 10 «Материа-лы», субсчета 1 «Сырье и материалы», 5 «Запасные части» по ры-ночной стоимости на дату списания, а непригодные к дальней-шему использованию приходуются как вторичное сырье и отра-жаются на дебете счета 10, субсчет 6 «Прочие материалы». Их стоимость зачисляется на финансовые результаты по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

2.2 Учёт амортизации основных средств

Особенность функционирования основных средств, связанная с сохранением в течение длительного времени их натуральной формы с одновременным изменением стоимости, вызывает необходимость определения величины амортизации. Эта величина показывает размер снашивания или уменьшения первоначальной стоимости основных средств в процессе их эксплуатации.

В Международных стандартах учета № 4 «Учет амортизации», № 36 «Обесценивание активов» и других амортизация определяется как «отнесение утрачивающей ценность стоимости актива в течение оцениваемого срока его службы». При этом указывается, что амортизация в учетный период в зависимости от принятой учетной политики прямо или косвенно зачисляется на счет прибылей и убытков и отражается в финансовой отчетности. Иными словами, амортизационные отчисления признаются в качестве расхода и прямо или косвенно вычитаются из дохода.

Учет амортизации по объектам ее начисления ведётся в соответствии с действующим Положением ПБУ 6/01, в котором определен порядок начисления амортизации основных средств. Этот порядок предусматривает, что стоимость объектов основных средств, к которым относится часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев, погашается путём начисления амортизации.

Начисление амортизации и распределение начисленных сумм по источникам формирования осуществляются самой организацией.

Амортизация начисляется по основным средствам, находящимся в организации на правах собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления и договора аренды. При этом амортизация по объектам основных средств организаций, работающих по договору аренды этих организаций, производится арендатором как по имуществу, находящемуся на правах собственности.

Объектами начисления амортизации служат основные сред-ства, учитываемые на счетах 01 «Основные средства», 03 «Доход-ные вложении в материальные ценности» (для организаций-ли-зингодателей, ведущих учет лизингового имущества на своем ба-лансе), 08 «Вложения во внеоборотные активы» по эксплуатиру-емым объектам капитального строительства, не оформленным актами приемки (при оформлении актов объекты включаются в состав основных средств).

Амортизация начисляется на капитальные затраты на корен-ное улучшение земель (мелиоративные, оросительные и другие работы); на капитальные вложения в арендованные объекты ос-новных средств; на объекты, находящиеся в запасе, на складе.

Амортизация не начисляется по основным средствам, переве-денным по решению руководителя организации на консервацию, продолжительность которой не может быть менее трех месяцев, а также по земельным участкам, объектам природопользования, мобилизационным мощностям, по объектам, находящимся на реконструкции и модернизации, продолжительность которых свыше 12 месяцев; по объектам, переданным (полученным) по договорам в безвозмездное пользование.

При формировании амортизационной политики организа-ции важным моментом является установление сроков полезного использования объектов основных средств. Срок полезного ис-пользования - период, в течение которого объекты основных средств призваны приносить доход организации или служить для выполнения целей деятельности организации, определяемый для учета основных средств в соответствии с принятым порядком. Для отдельных групп основных средств в соответствии с действу-ющим классификатором срок полезного использования опреде-ляется исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате применения конкретного объекта. Устанавливается этот срок ор-ганизацией при принятии объектов основных средств к бухгал-терскому учету.

Амортизация начисляется до полного погашения стоимости объекта основных средств или его списания в установленном порядке со счетов бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права. Прекращается ее начисление в следующих случаях:

1) проведения работ по восстановлению объекта основных средств, продолжительность которых превышает 12 месяцев;

2) нахождения объектов на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации;

3) перевода объекта на консервацию по решению руководите-ля организации на срок более трех месяцев.

Порядок перевода основных средств на консервацию по ре-шению руководителя организации определяется в отношении ос-новных средств, находящихся в комплексе объектов или в объек-тах, имеющих законченный цикл производства. Начисление амортизации по объектам основных средств начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объектов к бух-галтерскому учету, а прекращение -- с 1-го числа месяца, следую-щего за месяцем полного погашения стоимости объектов или их списания со счетов бухгалтерского учета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.