Рефераты. Учет основных средств

Амортизационные отчисления, начисленные по объектам ос-новных средств, отражаются в бухгалтерском учете в том отчет-ном периоде, к которому они относятся, независимо от результа-тов деятельности организации в отчетном периоде.

Расчет амортизации осуществляется в автоматизированном режиме на основе действующих норм амортизации (с учетом по-правочных коэффициентов) по вилам основных средств либо по каждому инвентарному объекту, а также по местам их эксплуата-ции и по статьям калькуляции.

В соответствии с Положением по учету основных средств ор-ганизации самостоятельно делают выбор способов начисления амортизации, к числу которых относятся: линейный способ; спо-соб уменьшаемого остатка: способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способ списания сто-имости пропорционально объему продукции (работ).

Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из применяемого способа начисления, а именно:

· при линейном способе -- на основе первоначальной стоимости или восстановительной (текущей) стоимости при переоценке объекта и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования.

Пример:

Первоначальная стоимость объекта - 20000 руб.

Срок полезного использования - 5 лет

Годовая норма амортизации - 20%

Годовая сумма амортизации - 4000 руб.

Расчет амортизации:

1-й год - 20000 руб. • 20% = 4000 руб. и т.д. равномерно;

· при способе уменьшаемого остатка -- на основе остаточной стоимости объекта на начало отчетное года и нормы амортиза-ции, исчисленной исходя из срока его полезного использования и коэффициента ускорения, устанавливаемого в соответствии с Законодательством РФ. Коэффициент ускорения определяется органами исполнительной власти на федеральном уровне, кото-рыми разрабатывается перечень высокотехнологичных отраслей и эффективных видов машин и оборудования. По объектам ли-зингового имущества, относящимся к активной части основных средств, коэффициент ускорения определяется условиями договора лизинга и не может быть более 3;

Пример:

Первоначальная стоимость объекта - 20000 руб.

Срок полезного использования - 5 лет

Годовая норма амортизации - 20%

Коэффициент ускорения - 2

Расчет амортизации:

1-й год - 20000 руб. • 20% • 2 = 8000 руб. (остаточная стоимость - 20000руб.-8000 руб.=12000 руб.);

2-й год - 12000 руб. • 20% • 2 = 4800 руб. (остаточная стоимость - 12000 руб.-4800 руб.=7200 руб.)

· при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока по-лезного использования - на основе первоначальной или восстановительной стоимости, умноженной на коэффициент годового соотношения, где в числителе число лет, оставшихся до конца сро-ка полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта;

Пример:

Первоначальная стоимость объекта - 20000 руб.

Срок полезного использования - 5 лет

Сумма чисел лет эксплуатации объекта - 15 лет (1 + 2 + 3 + 4 + 5).

Расчет амортизации:

1-й год - 5/15 • 20000 руб. = 6667 руб. (ежемесячная сумма амортизации - 6667/12 = 556 руб.);

2-й год - 4/15 • 20000 руб. = 5334 руб. (ежемесячная сумма амортизации - 5334/12 = 445 руб.) и т.д.

· при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) -- исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта.

Пример:

Первоначальная стоимость объекта - 20000 руб.

Срок полезного использования - 5 лет

Предполагаемый объем выпуска продукции в течение срока полезного использования - 100000 ед.

Соотношение первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования объекта равно 2 (200000 / 100000).

Выпуск продукции в отчетном году - 20000 ед.

Сумма амортизационных отчислений в отчетном периоде - 40000 руб. (20000 • 200000/100000).

Выбранный способ начисления амортизации по группе одно-родных объектов используется в течение всего срока их полезно-го применения.

В бухгалтерском учете начисление амортизации отражается на счетах следующим образом:

· на сумму амортизации по объектам основных средств, используемых в капитальном строительстве (кроме строительных организаций):

Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»

К-т сч. 02 «Амортизация основных средств»

· на сумму амортизации по объектам производственного и непроизводственного назначения:

Д-т счетов 20 «Основное производство»,

23 «Вспомогательные производства»,

29 «Обслуживающие производства и хозяйства»,

44 «Расходы на продажу»

К-т сч. 02 «Амортизация основных средств»;

· на сумму амортизации по объектам основных средств, сданным в аренду:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. 02 «Амортизация основных средств».

2.3 Учёт затрат на ремонт (восстановление) основных средств

Для обеспечения бесперебойной работы основных средств необходимо не только систематически наблюдать за их состоянием в процессе производства (смазка, осмотр и Т. п.), но и периодически их восстанавливать путем проведения ремонта (текуще-го или капитального), модернизации и реконструкции.

Под текущим ремонтом понимают исправление или замену отдельных узлов или деталей для поддержания объекта в рабочем состоянии. Под капитальным ремонтом понимают одновремен-ную смену всех износившихся узлов и деталей с разборкой ремонтируемых объектов. Модернизация и реконструкция имеют целью улучшение нормативных показателей функционирования объектов основных средств (срока полезного использования, мощности).

Восстановление основных средств проводится в соответствии с планом исходя из системы планово-предупредительного ремонта, который утверждается руководителем организации. Система планово-предупредительного ремонта предусматривает обслуживание основных средств, текущий и капитальный ре-монт. Она разрабатывается организацией на основе технических характеристик объектов основных средств, условий их эксплуа-тации и т.п.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 работы по восстановлению основ-ных средств и соответствующие им расходы относятся к расходам по обычным видам деятельности. Расходы на восстановление ос-новных средств отражают реальные затраты в связи с реализацией системы планово-предупредительного ремонта оборудования и других объектов основных средств. При этом расходы по обыч-ным видам деятельности, включая расходы на восстановление основных средств, группируются в бухгалтерском учете организа-ции в поэлементном разрезе.

Однако для целей управления организуется учет расходов по статьям затрат, перечень которых устанавливается самой органи-зацией.

Восстановление основных средств может осуществляться подрядным или хозяйственным способами. При подрядном способе работы по восстановлению производятся специализирован-ными (сторонними) организациями на основе договора подряда. При хозяйственном способе они выполняются вспомогательными ремонтными цехами организации или ремонтными бригада-ми цехов основного производства.

Для контроля за своевременным проведением ремонтных ра-бот инвентарные карточки объектов основных средств размеща-ются в картотеке в разделе «Основные средства в ремонте», а по-сле оформления акта приемки-сдачи (ф. № ОС-3) перемещаются в раздел действующих объектов.

Финансирование затрат на восстановление основных средств зависит от принятой в организации учетной политики. В настоящее время организациям предоставлено право самостоятельно решать вопрос о формировании источников финансирования указанных затраты: за счет резерва расходов на ремонт основных средств или непосредственного включения затрат в себестоимость продукции. В НК РФ (в ред. от 29.05.02 № 57-Ф3) предусмотрено, что организации для равномерного включения расходов на ремонт (в течение двух и более налоговых периодов) в издержки производства (обращения) могут создавать ремонтный фонд. При этом затраты на восстановление объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете того отчет-ного периода, к которому они относятся. Резерв на ремонт фор-мируется за счет ежемесячных отчислений в резерв предстоящих расходов, включаемых в издержки производства исходя из сметной стоимости ремонта. Например, годовая смета затрат на ре-монт объекта -- 72 тыс.руб., тогда ежемесячная сумма отчислений в резерв составит 6 тыс.руб. (72 : 12). При этом ежемесячно дебе-туются счета затрат (20 «Основное производство», 23 «Вспомога-тельные производства» и др.) и кредитуется счет 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв расходов на ремонт ос-новных средств».

При определении норматива отчислений в резерв следует исчислить предельную сумму отчислений на основе периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены узлов, деталей, конструкций и сметной стоимости ремонта. При этом предельная сумма не может превышать среднюю величину фактических затрат на ремонт за последние три года. Если организация накапливает средства для проведения особо сложных и дорогих работ по капитальному ремонту объекта в течение более одного отчетного (налогового) периода, то предельный размер может быть увеличен на сумму отчислений в соответствии с графиком проведения ремонта.

Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств списываются на расходы равными долями в течение отчетного периода.

Если фактические затраты на ремонт основных средств превышают сумму созданного резерва за отчетный период, то сумма превышения включается в состав прочих расходов на дату окончания этого периода.

При обратном соотношении сумма превышения созданного резерва над фактическими затратами включается в состав доходов организации.

При хозяйственном способе выполнения работ по восстанов-лению все фактические затраты, учтенные на счете 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательные производства», списы-ваются за счет резерва расходов на ремонт основных средств. При этом оформляются такие бухгалтерские записи:

Д-т сч. 96 «Резервы предстоящих расходов»

К-т сч.: 20 «Основное производство» (при выполнении ра-бот ремонтными рабочими основных цехов),

23 «Вспомогательные производства» (при выполнении работ ремонтными цехами организаций).

При подрядном способе осуществления работ по восстановлению фактические затраты определяются по счетам подрядчиков за выполненные работы, а расчеты осуществляются на осно-ве актов приемки выполненных работ. При этом на сумму акцептованных счетов подрядчиков дебетуется счет 96 «Резервы предстоящих расходов» и кредитуется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Оплата акцептованных счетов отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 51 «Расчетные счета».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.