В случаях, когда по условиям организации деятельности комиссия не имеет возможности в течение одного дня произвести подсчет материальных ценностей и записать их в инвентаризационную опись, используется инвентаризационный ярлык (форма № ИНВ-2). Заполняется он в одном эк-земпляре членами комиссии и хранится вместе с пересчитанными товара-ми (продуктами).
На отгруженные или находящиеся в пути ценности должны заполняться отдельные формы -- акт инвентаризации товарно-материальных ценно-стей отгруженных (форма № ИНВ-4) и акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути (форма № ИНВ-6).
Инвентаризация товарно-материальных ценностей отгруженных, но не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других органи-заций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соот-ветствующих счетах бухгалтерского учета.
Так, на счетах учета товаров (продуктов, готовой продукции), не находя-щихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц, могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформ-ленными документами: по находящимся в пути -- расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами, по отгруженным -- копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и т. д.), по просроченным оплатой документам -- с обязательным подтверждением учреждением банка; по находящимся на складах сторон-них организаций -- сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.
Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами. Так, по счету «Товары отгруженные» следу-ет установить, не числятся ли на счете суммы, оплата которых была отраже-на на других счетах (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.), или суммы за товары и продукцию, фактически оплаченные и получен-ные, но числящиеся в пути.
В акте инвентаризации наличных денежных средств (форма № ИНВ-15) указывается, сколько денежных средств, разных ценностей и документов (наличных денег, марок, чеков (чековых книжек) и др.) находится в кассе организации. Во время инвентаризации денежные средства, ценности и до-кументы не принимаются и не выдаются.
В акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками, прочими дебиторами и кредиторами (форма № ИНВ-17) отражаются све-дения (данные) о расчетах с покупателями, поставщиками и прочими деби-торами и кредиторами. Акт составляется в двух экземплярах и подписывает-ся ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Выявленные по документам остатки сумм, числящиеся на соответствующих счетах, указыва-ются в справке (приложение к форме № ИНВ-17).
В инвентаризационные описи включаются все выявленные ценности, в том числе и излишествующие, а на выявленные при инвентаризации негод-ные или испорченные ценности составляются соответствующие акты.
Во всех случаях инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием вычислительной и другой организационной техники, так и от руки. Описи заполняются чернилами и шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.
На каждой странице описи указывают прописью число порядковых но-меров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в ка-ких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны.
Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления оговариваются и подписываются всеми членами комиссии и материально ответственными лицами.
В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
Описи подписываются всеми членами комиссии и материально ответст-венными лицами. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутст-вии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение (при про-верке фактического наличия имущества в случае смены материально ответ-ственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший -- в сдаче этого имущества).
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
По результатам проверки фактического наличия имущества и финансо-вых обязательств должны составляться сличительные ведомости (сличи-тельная ведомость результатов инвентаризации основных средств (форма № ИНВ-18), сличительная ведомость результатов инвентариза-ции товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-19)).
При этом на ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендо-ванные и т. п.), составляются отдельные сличительные ведомости.
Во всех случаях сличительные ведомости составляются только по имуще-ству, при инвентаризации которого были выявлены отклонения от учетных данных.
В сличительных ведомостях отражают расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей в соответствии с оценкой товарно-материальных ценностей в бухгалтерском учете. При их составлении следует учитывать пересортицу товарно-матери-альных ценностей, а также списание потерь в пределах норм естественной убыли. О допущенной пересортице материально ответственные лица пред-ставляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-ма-териальных ценностей одного и того же наименования и в тождествен-ных количествах. В случае, когда при зачете недостач излишками по пере-сортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.
При этом убыль ценностей в пределах установленных норм определяет-ся после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том слу-чае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном по-рядке, все же оказалась недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию, по которому установ-лена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.
Данные результатов проведенных инвентаризаций обобщаются в ведомо-сти учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма № ИНВ-26, утверждена Постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 г. № 26).
Выявленные при проведении инвентаризации расхождения докладыва-ются председателем инвентаризационной комиссии руководителю органи-зации с целью определения порядка их регулирования.
По результатам рассмотрения представленных материалов руководитель организации принимает решение о взаимном зачете излишков и недостач в результате инвентаризации; списании выявленных недостач в пределах норм естественной убыли; привлечении виновных лиц к ответственности за недостачи ценностей сверх норм естественной убыли (в том числе с пе-редачей дел в следственные или судебные органы).
отражение ВЫЯВЛЕННЫХ РАЗНИц В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
В соответствии с п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета вы-явленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгал-терского учета в следующем порядке:
а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты;
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естествен-ной убыли относятся на издержки производства или обращения (рас-ходы), сверх норм -- за счет виновных лиц. Если виновные лица не ус-тановлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые резуль-таты.
Излишек имущества приходуется посредством оформления проводки:
Дебет 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 10 «Материалы», 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся пред-меты» (при применении действующего Плана счетов), 41 «Товары» и др.
редит 80 «Прибыли и убытки» (91 * «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы»)}.
Недостача имущества отражается в бухгалтерском учете проводками:
Дебет 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей» (94 «Недос-тачи и потери от порчи ценностей») Кредит 10, 41} отражена не-достача товарно-материальных ценностей по учетной стоимости (по товарам -- покупные цены);
Дебет 84 (94) Кредит 41, субсчет «Товары в розничной торгов-ле»} выявлена недостача товаров, учитываемых по продажным ценам;
Дебет 42 «Торговая наценка» Кредит 83 «Доходы будущих перио-дов», субсчет «Разница между покупной и оценочной стоимостью» (98 «Доходы будущих периодов»)} отражена торговая наценка по не-достающим товарам (в случае, если товары учитываются по продаж-ным ценам);
Дебет 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Издержки обраще-ния» Кредит 84 (94)} списана недостача в пределах утвержденных в за-конодательном порядке норм естественной убыли на себестоимость про-дукции (работ, услуг), издержки обращения;
Дебет 89 «Резервы предстоящих расходов и платежей» (96 «Ре-зервы предстоящих расходов») Кредит 84 (94)} списана недостача в пределах норм естественной убыли за счет создаваемого для этих целей резерва предстоящих расходов и платежей;
Дебет 83, субсчет «Разница между покупной и оценочной стои-мостью» (93) Кредит 84 (94)} списана разница между учетными и по-купными ценами, относящаяся к недостающим товарам, в пределах норм, списываемых за счет предприятия (в случае, если учетными ценами явля-ются продажные).
Списание убытков сверх норм естественной убыли (в случае отсутствия установленных норм -- в полном размере недостачи) может быть произве-дено:
1) за счет виновных лиц в следующих случаях :
· если лица признаны виновными решениями суда (при этом любое лицо, совершившее преступление (правонарушение) предполагается не-виновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда);
· если лица являются виновными в силу принятия на себя полной мате-риальной ответственности;
· в других случаях, когда работники в соответствии с КЗоТ РФ могут быть привлечены к полной или ограниченной материальной ответственности.
Списание недостачи за счет виновных лиц оформляется в бухгалтерском учете следующим образом:
Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кредит 84 (94)}
недостача отнесена на виновных лиц;
Дебет 50 «Касса», 70 «Расчеты с персоналам по оплате труда» Кре-дит 73, субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»}
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7